Тендеры, контракты, гонорары: сколько стоит Евровидение на скорую руку

В начале мая Киев всколыхнут первые концерты Евровидения 2017. О странах, участниках и их музыке известно уже довольно много. Но вот как проходит подготовка к главному музыкальному событию года, и сколько в итоге потратят бюджетных денег, мало кто знает.

Прямо сейчас в спешке подписываются многомиллионные контракты, чтобы все успеть в считанные дни. Не опозоримся ли? Попробуем вместе разобраться в финансовом вопросе главного песенного конкурса Европы.

"Тише едешь, дальше будешь"

В конце прошлого года в правительстве спохватились, что конкурс уже на носу, а еще ничего не готово. Ведь потратить из бюджета на организацию мероприятия нужно было ни много, ни мало 455 миллионов гривен. Ответственность за подготовку делегировали Национальной телерадиокомпании. Чтобы все успеть, депутаты даже приняли особенный закон – разрешили все необходимое закупать без тендеров. Мол, открытые торги – это длительные сроки. И если Украина не успеет, то право на конкурс получит Россия.

По традиции январь выпал из-за раскачки. Первые существенные контракты подписали только в феврале. По состоянию на конец апреля чиновникам ТРК еще предстояло потратить приблизительно 70 млн грн. Это и услуги по перевозки грузов, и пиротехника, и фуршеты, и многое другое. Причем желательно успеть к 8 мая – дню первых выступлений. 

Самые интересные контракты, которые с дня на день должны быть подписаны, – конечно же, гонорары отечественных звезд. За выступление прошлогодней победительницы Джамалы организаторы планируют заплатить 985 тысяч гривен. Руслана, которая принесла победу Украине на Евровидении 2004, заработает 393 тысячи гривен. А современная исполнительница электронной музыки ONUKA – 45 тысяч. Столько же получит Национальный академический оркестр народных инструментов.

В коридорах телерадиокомпании преобладает оптимизм. Уверены, что к фестивалю успеют не только потратить все деньги, но еще и подготовить сцену. Хотя форс-мажоры никто не отменял.

"Большой куш"

Полмиллиарда гривен – соблазнительная сумма, которая порождает много домыслов и слухов. Как уже было сказано, к подготовке  Евровидения парламент разрешил тратить деньги без тендеров. В свою очередь, чиновники ТРК решили подстраховаться, и большинство контрактов подписали все-таки после аукционов, проведенных по процедурам допороговых закупок. Это отдельный вид закупок, где побеждает тот, кто дешевле. Правда, есть один нюанс. Победителя все равно выбирает заказчик торгов, несмотря на цену. Такие правила порождают конфликтные ситуации. Ведь фирмы которые победили в цене, но не получили контракт, публично подымают вопрос о честности аукционов.

В подтверждение – свежая многомиллионная история. В начале апреля ТРК объявила аукцион на закупку услуг перевозки грузов на 20 миллионов гривен. В результате торгов одна компания предложила 12 миллионов гривен, вторая — 13,7 миллионов, а третья компания, "ИТЛ-Групп", которая и стала победителем, получила контракт на 19,8 миллионов гривен. 

Важно отметить, что самую дешевую заявку компании "Импел Гриффин Груп" чиновники отклонили по сомнительной причине. А именно, из-за отсутствия документов, которые подтверждают, что еще пять лет назад участник предоставлял услуги логистики на международном уровне. Но такие требования очень смахивают на дискриминационные. Что, например, делать компаниям, которые работают на рынке только четыре года?

"Дружба народов"

Еще одной особенностью тендеров Евровидения является обилие контрактов с иностранными партнерами. У европейских организаторов конкурса было отдельное пожелание, чтобы к подготовке главной сцены Киева были допущены также компании, которые успешно организовывали Евровидение в других странах. Этим можно объяснить, почему самые большие контракты достались зарубежным фирмам.

Пятерка самых крупных контрактов, подписанных к Евровидению выглядит следующим образом:

1) Оснащение светом - Production Resource Group AG – 77 миллионов гривен.

2) Видеоэкраны и видеопроекторы - Production Resource Group AG – 30 миллионов гривен.

3) Видеосъемка/Трансляция - NEP Sweden AB – 26,9 миллионов гривен.

4) Установка трибун - ТОВ "Артмакс Инжиниринг" - 23,1 миллион гривен.

5) Краны, штативы и прочее оборудование для съемки- ТОВ "Операторские Технологии.ЮА" 16,4 миллиона гривен.

Чтобы понять уровень иностранцев, достаточно посмотреть на PRG AG. Из открытых источников известно, что компания работала на конкурсах Евровидения на протяжении 2013-2015 годов. Штаб-квартира Production Resource Group находится Нью-Йорке. Открыты также представительства в Германии, Швейцарии, ЮАР и других странах.

Но иностранцы — это также другие правила деятельности, и другие документы. Так, причиной самого громкого на сегодня скандала вокруг денег Евровидения стала ситуация, когда одна немецкая компания не смогла выиграть аукцион у "Артмакс Инжиниринг" из-за "несоответствия строительным нормам".

"Прогнозы"

Конфликтные ситуации и скандалы, которые связаны с организацией Евровидения, пока незначительны и вряд ли угрожают конкурсу. Вместе с тем, проявляются некоторые опасные тенденции, которые в последствии могут привести к коррупционным обвинениям и заявлениям аудиторов о растрате бюджетных средств.

Во-первых, спешка. То, что некоторые многомиллионные контракты подписываются за пару недель, а то и дней до фестиваля, негативно влияет на контроль за поставленными услугами и товарами. Грубо говоря, сложно проследить, вся ли оплаченная техника прибудет вовремя.

Во-вторых, не совсем конкурсные торги. Из-за сжатых сроков парламент позволил не проводить тендеры. Чиновники ТРК выбрали более компромиссный вариант – и объявили целую серию аукционов. Однако в некоторых торгах, где последнее слово за организаторами, проигравшие участники поднимают публично вопрос объективности тендерного комитета.

И последняя тенденция — конфликты с иностранным бизнесом. Европейские компании играют ключевую роль в подготовке Евровидения во всех странах. Это нужно было учесть, и провести разъяснительную работу, чтобы те же немцы отвечали отечественным строительным нормам. Ведь Евровидение — не только песни и пляски, а еще и иностранные инвестиции в будущем.

Читайте также: "Контролируй это: на что потратят налоги киевлян в 2017 году". 

Контролируй это: на что потратят налоги киевлян в 2017 году

Весна — пора ремонтов. А в столице, как известно, власти то и дело пытаются что-то довести до ума. То дороги, то мосты. Но как бы ни ремонтировали чиновники, налогоплательщики должны запомнить простую истину: город меняют за их деньги. Попробуем вместе разобраться, что в скором времени подлатают в любимом Киеве, сколько это будет стоить и какие риски ожидают бюджетные деньги.

"Большой куш"

В конце прошлого года после горячих дебатов столичные депутаты все-таки утвердили общий бюджет Киева. А с ним и главный документ ремонтов — бюджет развития. Это довольно простой и понятный документ, который содержит перечень строительных работ на дорогах, в школах, в больницах и так далее с указанием приблизительной стоимости. А еще список услуг, которые за счет города получат граждане. Например, издание коммунальной прессы, удержание кладбищ, стоматологические услуги, поддержка общественных организаций. На эти деньги чиновники также покупают себе новую технику, необходимую для работы. Это могут быть как компьютеры, так и машины для сноса МАФов.

Бюджет развития по сути соответствует своему названию, ведь его цель — сделать город лучше. Наполняется этот бюджет в основном с дивидендов от работы коммунальных предприятий, денег, вырученных от продажи земли, муниципального имущества и прочего. И, честно говоря, столичная смета впечатляет. В 2017 году на развитие Киева планируют потратить 9 млрд грн, из которых на благоустройство улиц уйдет не менее 4,3 млрд. Для сравнения, второй по величине Харьков на собственное развитие потратит втрое меньше — около 2,6 миллиарда.

Если посмотреть по сферам, то больше всего денег пойдет на строительство и транспорт, 2,7 и 2,3 млрд соответственно. На поддержку коммунального хозяйства — 900 млн грн. На медицинскую инфраструктуру — 700 млн и т.д.

Загрузка инфографики. Бюджет развития по сферам

"Почем опиум для народа?"

Основной упор градоначальники сделали на создание и ремонт мостов и дорог, на которые в целом потратят более 1,7 млрд грн. Львиная доля этих средств, а именно 1,1 млрд грн, забетонируют в Подольский мост-долгострой на Троещину.

Среди других масштабных работ года стоит отметить строительство автодороги от Краснозвездного проспекта к аэропорту "Киев" в Жулянах за 130 млн грн и ремонт транспортного узла на проспекте Победы за 104 млн. За обновление светофоров придется заплатить 40 млн грн.

Более миллиарда гривен будут вложены в аварийные работы, ремонты, а также в мероприятия по улучшению энергоэффективности на таких социальных объектах, как школы, больницы, спортивные залы, жилые и нежилые помещения, за которые отвечает местная власть.

Загрузка инфографики. По районам

На модернизацию трамвайного хозяйства потратят примерно 200 млн грн. Например, 70 млн грн направят на реконструкцию трамвайной линии от улицы Гната Юры до "Кислородного завода". На обновление линий метрополитена потратят около 50 млн грн.

Отдельно стоит выделить 200 млн грн, предусмотренных для реконструкции Киевского зоопарка.

На апгрейд систем канализации и водоотведения город потратит 160 млн грн. На модернизацию мусороперерабатывающего хозяйства еще 50 млн грн. Порядка 40 млн грн заплатят за улучшение освещения улиц.

Также нужно вспомнить о 10 млн грн, отложенных на покупку социального жилья для очередников.

Топ-10 строек 2017 года: 

Загрузка инфографики. Топ-10 строек 2017 года

"Мы делили апельсин"

Желающих разбогатеть за счет киевлян среди чиновников хватало как до Революции достоинства, так и после. Согласитесь, денежные объемы, которые проходят через киевские кабинеты, способны совратить любого. Получил откат в 15% от десятимиллионного тендера — и уже в дамках. Именно поэтому столичный бюджет развития всегда будет в зоне коррупционного риска.

Сейчас медиа и реестр судебных дел переполнены историями дерибана столичного бюджета. Это позволяет выделить несколько типичных схем. Налогоплательщики должны научиться распознавать их, чтобы понимать, куда смотреть.

1) Фиктивные работы. Когда деньги уплачены на 100%, а работы не выполнены.

Например, коммунальная управляющая компания по обслуживанию жилого фонда Днепровского района еще в декабре 2015 года заключила договор с ООО "Аксион ЛТД" на реконструкцию помещения под центр предоставления административных услуг на Харьковском шоссе. Через пару дней должностные лица приняли якобы выполненные работы и оплатили более 2,2 млн грн. В феврале 2016-го полицейские осмотрели помещения после обращения граждан и признаков ремонта не нашли. Судебные разбирательства продолжаются.

2) Фиктивные фирмы. Когда деньги уплачены фирме, после чего последняя некачественно выполняет свои обязательства. Или вовсе пропадает (не всегда по вине представителей власти).

Например, коммунальное предприятие "Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях Киева" за кредитные деньги иностранных фондов, взятые под гарантии города, проводила утепление школ. На протяжении 2014 года несколько миллионов были уплачены авансами фирме "Энергосервис". Впоследствии между сторонами начались судебные разбирательства, потому что столичные власти заподозрили, что качество проводимых работ не отвечало требованиям.

3) Переплаты. Когда товар, закупленный по муниципальным контрактам, стоит на порядок дороже, чем на рынке.

Свежий пример от "Киевавтодора". Сейчас полиция проверяет ряд районных предприятий столичного автодора из-за закупки промышленной соли в прошлом году. По материалам следователей, ООО "Костанза" заключило со столицей договор на поставку 41 тыс. тонн соли на общую сумму 36,4 млн грн (828-909 грн за тонну). Параллельно тот же автодор закупал соль у других компаний по цене 506-512 грн за тонну. 

 Кроме того, полиция обратила внимание на тот факт, что статутный капитал "Костанзы" составляет 1 тыс. грн. Это значит, что фирма физически не имеет необходимого оснащения для обеспечения поставок. В автодоре все обвинения опровергают. Мол, контракт подписан после конкурсов, на которых и победила "Костанза". А производитель соли в Украине вообще один, и в торгах он не участвует. Следствие продолжается.

(кликните на стрелочки, чтобы развернуть карту на весь экран)

Загрузка инфографики.

"Дело рук самих утопающих"

Что делать? Вопрос риторический. Расходы Киева настолько велики, а конкретные контракты такие соблазнительные, что ни одна система чиновничьего контроля не даст 100% гарантии. Наверное, именно поэтому в последние годы и государство, и бизнес, и активисты запускают проекты, которые позволяют проследить движение каждой бюджетной гривны.

Это база тендеров ProZorro, система казначейских платежей E-data, реестр компаний YouControl и другие. То есть, если конкретному киевлянину важны дороги без ям — не проблема, скачивайте контракты с ProZorro, и проверяйте, кто, где и за сколько проводит ремонты. А если хотите, чтобы в детсаду гарантированно появились пластиковые окна — берите информацию, она ваша!

В конце концов, бюджет города существует как раз для того, чтобы сделать общую жизнь граждан комфортнее — за их же деньги.   

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com