Столичные традиции: праздники, которые мы отмечаем

Жизнь киевлянина – это не просто сочетание хорошего настроения и радости от каждого дня, проведенного в городе, а еще и регулярные праздники, в которых нужно принимать активнейшее участие. В новом материале расскажем, как отдыхали наши деды и отцы, что празднуем мы и какие события не пропускает ни один киевлянин.

На Труханов за 5 копеек с самоваром


Киев - Вид на Труханов остров

В те далекие времена все праздники начинались как религиозные (церковная служба и крестный ход), а заканчивались – как обычные. То есть массовыми гуляниями со всеми вытекающими последствиями. Киевляне отдыхать любили всегда, а значит, во всех затеях принимали активное участие. Городские власти поддерживали их в этом начинании и старались сделать гулянье богатым и разнообразным. Например, на Крещение не просто вырубали во льду купель и сооружали мостки, но и в начале молитвенного пения палили из пушек и пускали ракеты, чтобы не страшно было окунаться в ледяной Днепр.


Посадка на катер, который идет к центральному пляжу, 1953 год. Фото из колекции издательства ВАРТО

Практически после любого праздника, отстояв официальные церемонии, киевляне отправлялись отдохнуть на лоно природы. Может поэтому все главные празднества у нас весенне-летние? В XVIII веке вход в парки был дорогим удовольствием – около 40 копеек – так что простой люд выбирался отдохнуть на далекий и бесплатный Труханов остров. А такие дни тут нельзя было пройти, не наткнувшись на компанию отдыхающих. Чтобы выбраться на лоно природы, брали напрокат лодку (аренда стоила 5 копеек в обе стороны). С собой набирали всевозможную снедь и даже самовары. На месте покупали раков и закатывали пир на весь мир. Люди побогаче катались на пароходе – популярным направлением была Никольская пустынь, а также ходили в платные парки, где развлечения были дорогими и необычными: живые картины, театральные представления, карусели, рестораны и прочее.


Киев. Военный парад 1958 год

В советские времена 1 и 2-го мая – традиционные дни маевки, когда после обязательного парада и демонстрации, все трудящиеся отправлялись гулять по городу или выбирались на шашлыки. К 9-му мая относились не так легкомысленно, еще свежа была память о погибших, поэтому большинство ограничивалось «посмотреть на парад» и возложить цветы. 

Так что подход к разным праздникам у киевлян разный, мы можем относиться к ним с особым пиететом или иронией.

День Киева или почему омолодили город

Самый киевский, самый весенний, самый-самый праздник – это, конечно же, день Киева. Празднуют его в последние выходные мая. Интересно, что прообразом дня Города считается Маковейная церемония (правильно «Маккавейная»,но простой люд переделал название так, как ему было удобно). Проводилась она первого августа по старому стилю, ведь по преданию именно в этот день князь Владимир крестил Русь, о чем и сообщили летописи: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот день празднуют также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев (страшная история, о том, как убили 7 детей их мать), откуда и произошло название). В ХIX веке ее праздновали так же, как все события того времени: с самого утра крестный ход шёл из Успенской церкви до фонтана Самсон. Потом начиналось время светских развлечений – выступало городское войско, палил праздничный салют, богатые шли в ратушу на банкет, а простой люд веселился, как мог. В прошлом именно этот праздник считался «Днем Киева».


День Киева. Велопробег на Крещатике

Идея начать праздновать тот День Города, который знаем мы с вами, появилась во время Олимпиады и окончательно оформилась в 1982 году, когда украинские власти добились у московского руководства возможность отпраздновать 1500-летие со дня основания града над Днепром. Никто и не скрывал, что дата эта очень условная: решили отталкиваться от первой даты письменного упоминания в «Повести временных лет» и времени, когда цветут каштаны – наш символ. О том, почему Киеву 1500, а не, к примеру, 3000 лет, Валентин Згурский (председатель исполкома Киевского городского совета народных депутатов в 1979–1989 годы), который и был одним из инициаторов создания нашего праздника, вспоминал, что когда он пришел с идеей празднования Дня города, ему нужно было убедить в его необходимости не только московское руководство, но и ЮНЕСКО: «На пленарном заседании Совета ЮНЕСКО состоялись бурные дискуссии. Я много выступал и доказывал. Но ученые ЮНЕСКО все время нас омолаживали. В какой-то момент Патон мне говорит: «Валя, соглашайся на 1500 лет, иначе сделают еще моложе». И я согласился».


День Киева. Фестиваль воздушных шаров на Михайловской площади segodnya.ua

Первые Дни Киева были очень необычными для тогдашних киевлян (впрочем, совершенно обыденными для нас нынешних). Праздник получился отличный – уже тепло, никакой политики в праздник не вкладывали, а просто давали возможность отдыхать в свое удовольствие. Такие массовые гуляния по весеннему городу были необычными и потому особенно приятными. Киевляне с удовольствием слушали концерты, покупали картины у художников на Андреевском (тогда они стоили так дешево, что практически любой инженер мог позволить себе купить понравившееся произведение искусства). Вернисажи (официально они назывались «праздник искусств») тогда проводились впервые и тоже были в новинку. Праздновали первый День города с всесоюзным размахом: восстановили статую Самсона, поставили памятник основателям Киева, на руинах Золотых ворот – возвели макет в полную величину. Весенние гуляния так понравились горожанам, что День Киева решили сделать ежегодным. Обычно основное празднование происходило на Андреевском спуске, чуть позже оно стало общегородским, а потом и общеукраинским культурным событием. Даже сегодня отметить День столицы приезжают со всей Украины.


День Киева. Андреевский спуск lenacab.livejournal.com

Не жизнь, а праздник какой-то!

Теперь праздники настолько активно интегрированы в нашу жизнь, что их надо выделять в календаре, чтобы найти для них время, силы и деньги. После Дня Валентина наступает день рождения Кобзаря – с каждым годом его празднование становится все интереснее и ближе к людям. Ведь Шевченко из сурового деда в кожухе, трансформировался в молодого бунтаря и творца, практически, нашего Элвиса Пресли. В последний год отказались от официоза и 9-го марта на Майдане, безо всяких повелений «сверху», проводились шевченковские чтения и рисования его в образе байкера и супермена.


Фестиваль "Французская весна". Световой перформанс на Софийской площади zapal-zalazov.livejournal.com

13-го мая стоит подойти к стадиону Лобановского – отпраздновать с фанатами день рождения самого киевского из всех спортивных клубов «Динамо». Не забудьте почтить память великого тренера, который по печальному стечению обстоятельств умер в именно в этот день.


Праздник Ивана Купала

С приходом тепла, все киевляне, даже очень далекие от искусства и арт-хауса, обязательно должны отметиться на открытии фестиваля «Французская весна». Французский культурный центр и другие организаторы действа каждый год умудряются придумать что-то новое, необычное и совершенно волшебное. Конечно же, организаторы вкладывают глубокий символизм в свои постановки, но даже те, кто их не понимает – радуется началу весны. Смотреть приятно, фотографии выставлены яркие и красивые, да и сразу понятно, что вы человек культурный и образованный, раз посетили главный «перформанс» года. Настоящее искусство, однако – найти лучшее место для просмотра, на котором вас не затопчут. Традиционной площадкой для открытия фестиваля считается Софиевская площадь, впрочем, за одиннадцать лет существования фестиваль открывался и в Гидропарке, и в Ботаническом саду им. Гришко. Нас уже удивляли летящими с небес перьями, желтой машиной едущей по Днепру, звонарями на люстре и «сгоревшей» колокольней Софии.


Парад вышиванок. Фото С. Ревера

На Ивана Купала каждый уважающий себя киевлянин достает из шкафа вышиванку (она вообще стала главным атрибутом летних праздников – как минимум, ее носят в День Национального костюма, читай Парад Вышиванок – третий четверг мая, День Молодежи, День Независимости, как максимум – каждый день) и идет на Певческое поле, чтобы вдоволь поплясать на фестивале этнической музыки «Країна мрій». Сюда же съезжаются мастера со своей керамикой, ткаными половиками, бисерными бусами и прочими этноштуками. Те, кому языческое купальское веселье надоело – празднуют День Днепра, который проводится каждую первую субботу июля. Пока особые традиции не выработали, но стараются убирать мусор на берегах, чтобы хоть как-то помочь нашей главной реке. Вернувшись с летнего отдыха и чуть-чуть поработав, идем расслабляться на Октоберфест, где много пива и иногда рока. А тут уже и Новый год, когда праздники каждый день. Но праздников в жизни много не бывает и почти каждые выходные в Киеве проводятся свои фестивали и праздники – от Уличной еды и Гогольfest до феста Паники и истерики – было бы время и силы все их посетить и отдохнуть.


Фестиваль "Країна Мрій" segodnya.ua

Архангел Михаил запрещает работать

Самый странный наш праздник 21 ноября – Михайлов день, когда церковь и все небезразличные чтят память покровителя Киева – Архангела Михаила. В народе праздник называется Михайлове чудо (потому что можно «начудить» так, что мало не покажется). Поэтому не удивляйтесь, если старые люди хватаются за голову и отбирают у вас топор или пилу (кстати, зачем они вам, если вы живете на 8-м этаже и работаете топ-менеджером?) – в этот день категорически запрещено заниматься тяжелой работой. Если вам нужно что-то рубить, копать или резать – отложите на другой день, а вместо этого закатите пир на весь мир и отдохните, как делали наши предки. Можно ублажить младшего брата домового – «дворового», который отвечает за порядок во дворе, для этого налейте ему… нет, не то что вы думаете, а молока.


Архангел Михаил

Вот так мы и живем – от праздника к юбилею, от фестиваля к годовщине. Это тяжелая ноша, но кто-то должен её нести.

Вы должны это прочесть
Столичные традиции: места, без которых не обойтись

Наш город, наверное, самое универсальное место во всем мире. В нём можно найти все, что душа пожелает – от исторических зданий и городской романтики промзон до зон отдыха и лыжных трасс недалеко от центра города.

Невозможно описать все те места, где мы заряжаемся энергией или находим покой. Кто-то обретает силу рядом с многострадальным Майданом, кто-то идет к солнечным часам на Контрактовой, кому-то важно посидеть в тиши Китаево, а кто-то с нетерпением ждет открытия столичного ЦУМа, чтобы купить необходимое в главном универмаге страны. Трудно перечислить все те церкви, дома, лавочки и даже камешки, которые так дороги нашему сердцу. Поэтому редакция «Нашего Киева» постаралась разобраться, без чего же Киев действительно невозможен.

Старый Киев: ходили в церкви и к колодцу


Киево-Печерская лавра tonkosti.ru

Раньше главным центром городской жизни были церкви и монастыри. Набожные киевляне обязательно посещали службу, причем, чтобы послушать торжественные акафисты, ходили в разные церкви в зависимости от дня недели. Вторник – собор Михайловского монастыря, среда – Лавра, где в этот день опускали для поклонения на ремнях древний образ Успения (эта традиция сохранилась до сих пор), четверг – служба в Софийском соборе перед образом Николы Мокрого. В пятницу проходила служба в Воздвиженской церкви и в субботу – в Сретенской церкви, которая была разрушена в 30-е годы прошлого века и восстановлена в наше время. Были и внутригородские паломничества – к Выдубицкому монастырю, в далекое тогда Китаево, а летом ездили на пароходах в Никольскую пустынь. Наверное, поэтому у киевлян остается врожденная любовь к церквям – даже атеисты, далекие от церковной жизни, приходят в скверы около церкви, чтобы помолчать и подумать.


Подол. Фелициал, в дальнейшем фонтан Самсон eveningkiev.com

Вторым знаковым местом для жителей столицы прошлого были… колодцы. Водопровод к домам практически не подводили (эту роскошь могли позволить себе лишь очень состоятельные люди), поэтому приходилось идти к колодцам, где можно было не только набрать воды, но и узнать свежие новости. Наш любимый «Самсон» на Подоле был одним из первых «цивилизованных» мест, где можно было набрать воды для домашнего хозяйства. Он появился в 1749 и вначале киевляне назвали его «Фелициалом». Выглядел он, кстати, совсем не так, как сейчас. В «Географическом описании Киева и Киевского наместничества 1775—1786 годов» его описали так: «…сделан фонтан, над которым построен новой архитектуры купол с поставленным на оном резным изображением святого апостола Андрея, держащего в руке крест, а внутри при фонтане — ангел, держащий сосуд, из которого чрез проведенные подземные трубы тот ангел изливает в том фонтане воду, а из оного чрез такие же трубы прочие же колодези для употребления и продовольствования обывателей наполняются». Теперь на его месте Самсон, разрывающий пасть льву, выполненный в стиле украинского барокко. Он появился в начале 19 века, был разрушен в 1934-м и чудом (советское руководство не очень жаловало украинское барокко) восстановлен в 1981 году к празднованию 1500-летия Киева. Сейчас воды из пасти льва ждать не приходится, (а если из неё что-то и капает, то выглядит это «что-то» довольно неприглядно), но если вы хотите стать киевлянином, то последуйте примете – выпейте воды из этого колодца и вы останетесь жить в Киеве.

Крещатик vs Контрактовая


Киев. Крещатик, 1930-е года

Крещатик – безусловно, главная улица Киева. Сюда приезжают на прогулку во время праздников, тут назначают свидания и деловые встречи. Именно на Крещатике расположено сердце страны – Майдан, собирающий миллионы людей в самые сложные времена для страны.

С конца 1830-х годов, когда началась активная его застройка, здесь возводились дорогие дома в модном в то время стиле «ампир». Хотя, согласно старому путеводителю, Крещатик тех времен «представлял из себя улицу в большинстве случаев с низенькими одноэтажными домами и длинными дощатыми заборами», уже через 50 лет он стал самым красивым и дорогим местом в городе. Тут были успешные конторы, лучшие магазины, банки и клубы богатых и знаменитых. К шикарным домам был подведен водопровод, асфальтовые тротуары были широкими и освещались газовыми фонарями. Правда, его блеск слегка мерк из-за отсутствия канализации (грязная вода и нечистоты текли прямо по улице). Но до прихода цивилизации оставалось совсем чуть-чуть: первая киевская канализация появилась в 1894 году, ее длина была 75.3 км, а пропускная способность – 7 ведер с человека.


Вид на Крещатик с площади Калинина. Фото М. Барабанова, 1972 год

Расположенный у подножия холмов Подол, с его галереями, скверами, ресторанами и барами, в последние годы стал своего рода киевским Сохо. Самый старый район (тут селились еще во времена палеолита) с однородной застройкой без башен и «теплиц», со множеством красивых (и уже исторических) домиков. С Подола можно легко выйти на набережную или подняться на Крещатик. Если хочется уединения, то можно (немного вспотев) подняться на Замковую гору и там уже наслаждаться тишиной среди деревьев или снега. Подол может подарить тебе любой образ и поддержит в любом начинании. Почувствовал себя богемой? Иди на Андреевский общаться с художниками, скульпторами или творить, усевшись посреди улицы. Ты неформал в душе? Пой под гитару, общайся с единомышленниками. Интеллектуал? Тут полно книжных магазинов и умных студентов из Могилянки. Хочешь экстрима? Катайся на фуникулере. Устал от жизни? Посиди в тихой кафешке или просто на лавочке, пей кофе и смотри по сторонам.


Контрактовая площадь oldkiev.io.ua

Главные универмаги города

Универмаг «Украина» киевляне еще долго по традиции называли «евбазом». Дело в том, что, магазин был построен на месте еврейского базара, на котором продавали все, что можно: от обуви до книг. Именно «евбаз» помог выжить в голодное послевоенное время – тут можно было обменять одежду на еду. «Украину» построили не так давно – в 1967 году. Ее обожали приезжие и уезжающие. Первые бежали сюда с «колбасных» электричек, быстро затоваривались дефицитом и мчались обратно, в свою глубинку. Вторые – заскакивали закупиться перед дорогой.


Евбаз. Еврейский базар или Голицынский базар

С ЦУМом история иная. Первых посетителей он принял 1-го мая 1939 года и, даже пострадав от военных действий, в 1944 году универмаг снова распахнул свои двери для покупателей. Расположенный в самом центре, он поражал размахом и выбором. Киевляне, вначале воспринявшие универсальный магазин как диковинку, очень быстро привыкли к тому, что в шаговой доступности можно купить все – от карандаша до свадебного платья. Центральный Универсальный Магазин выделялся масштабностью и монументальностью – мраморные лестницы, изысканный интерьер, да и «дефицит» тут выбрасывали на прилавки чаще, чем в других магазинах. Над оформлением витрин работали лучшие художники, делая их самыми заметными и красивыми на всём Крещатике.


Крещатик. Киевский Центральный универмаг. Фотограф Жак Дюпакье

Метро и мосты

Помните те жуткие несколько дней февраля, когда закрыли метро и тысячи киевлян штурмовали общественный транспорт или шли пешком? Жизни без метро нет (точнее есть, но она очень неудобная), а ведь появилось оно относительно недавно – в 1960-ом году. Идею начали рассматривать ещё в конце 19 века, а воплощать – лишь в 1936. Именно тогда начались подготовительные работы, которые пришлось прекратить из-за войны.


Станция метро Политехнический институт

В истории столичного метро поражают две вещи. Первая: насколько его история совпадает с историей Киева – названия, дизайн и оформление станций, вид жетонов и проездные и даже язык объявлений, все так тесно связано с историей Украины, что диву даешься. Вторая: то, что в каждой, даже самой «скромной» по оформлению, станции заложен свой символизм. Читая энциклопедический справочник о Киеве, изданный в 1984 году, можно узнать много интересного о символах, которые архитекторы закладывали в свои детища. Например, «Поштова площа». Это только кажется, что она серо-синяя и неказистая, но на самом деле: «Тематический витраж воспроизводит панораму современного и древнего Киева вдоль берегов Днепра». А на метро «Политехнический институт»: «Крупные кессоны потолка со светильниками (…) располагаются в диагональном направлении по отношению к стенам. Главное место в композиции зала занимает стена с панно «Завоевание космоса советской наукой».


Станция метро Политехнический институт. Панно Завоевание космоса советской наукой

Ну и куда же без «Крещатика»? Оказывается, что веселенькие «плиточки» тут используются неслучайно – эту керамику и майолику можно увидеть и в застройке Крещатика. А «на пилонах центрального зала станции помещены майоликовые ковровые вставки, обработанные художником Н.И. Федоровой». О станции «Золотые ворота» и говорить нечего. И так повсюду. Продолжать восхищаться метро можно очень долго.

Путепроводы тоже играют важнейшую роль в жизни «города на семи холмах». Теперь только берега Днепра соединяют 7 совершенно разных мостов, а сколько их всего по городу: автомобильные, пешеходные, мост метро, железнодорожные. В Киеве мосты строить любят – их возводили регулярно еще со времен князя Владимира. Правда, особо не заморачивались вопросами эстетики и долговечности – весной их ломал лед, а хозяйственные горожане растаскивали балки и доски для домашних нужд.


Цепной мост через Днепр

Первый капитальный мост появился только в 1853 году. Он назывался «Цепным» и в то время был архитектурным достижением, которое демонстрировали на мировых выставках. Уничтожили его в 1920 году отступавшие польские войска. Через 5 лет мост восстановили, однако в 1941 при отступлении его опять взорвали, на этот раз советские войска. Теперь на его месте наш любимый двухуровневый мост Метро. В 1978 году это было «первое в мире по величине пролетов арочно-консольное сооружение на сухих стыках». Только не спрашивайте, что это значит. 


Киев. Мост Метро через Днепр. Фото А. Поддубного, 1977 год

Самый романтичный, Парковый мост – довольно короткий, но весьма приятный способ добраться до Главного пляжа. Южный – самый юный и любимый для экстремалов-фотографов, которые забираются на верхушку в поисках прекрасного «краєвида». Так и не завершенный Подольский мост особенно запомнился падением уникального плавучего крана «Захария» во время строительства в 2011 году.

Киевская телебашня: достойная замена

Еще один символ Киева – телебашня. Открытая в 1973 году, она на 60 метров выше Эйфелевой башни, но на 155 метров ниже Останкинской. Впрочем, благодаря тому, что киевская вышка расположена на холме, конструкторам не пришлось озадачиваться чрезмерной высотой для обеспечения хорошей передачи сигнала. Помимо ТВ и радио она обеспечивает таможенную и милицейскую связь. 


Киевская телебашня, фото старого Киева 1972 год

Пожалуй, только кажется, что без телевышки панорама Киева невозможна – помните, как ее 180-метровая «сестра» начала свою работу на Крещатике, 26? Демонтировали ее после того, как она окончательно устарела: генерировала смешное, по теперешним меркам, покрытие – до 60 км. Поэтому, после строительства новой, в 70-е годы с нее отпиливали по кусочку с самой верхушки, чтобы не повредить жилые дома. Кстати, старую телевышку редко можно увидеть на официальных фотографиях Крещатика, потому что чиновники решили, что этот объект секретный и ее стирали со всех газетно-журнальных» снимков.


tov-tob.livejournal.com

Мы так любим Город и очень-очень жалеем о том, что в одной статье нельзя рассказать обо всем, что составляет наш мир, Наш Киев. Зато очень радуемся тому, что у вас получается разделять нашу любовь и восхищение лучшим городом в мире. 

Вы должны это прочесть

Столичные традиции: где мы знакомимся

Киев – пробуждает желание любить и быть любимым. Город-парк с прекрасными видами и укромными уголками, где влюбленные могут уединиться и поделиться своими чувствами. Но где же искали и ищут киевляне любовь и спутников жизни?


flickr.com

Надеялись на родителей и объявления в газете

Раньше про любовь красиво писали в книгах и поэмах, а в реальной жизни пару выбирали холодным рассудком – по положению в обществе, размеру состояния или приданого. Чаще всего выбор жениха и невесты был прерогативой родителей, иногда обращались за помощью к свахам, а там уж – «стерпится-слюбится». Жених должен был предоставить отчет о доходах, имеющемся у него имуществе и даже долгах, у невесты решающим становился размер приданого.

Молодые люди из высших слоев общества знакомилась в салонах и на вечерах поэзии. Обсуждая судьбы родины и отечества, они находили не только единомышленников, но и спутников жизни.

Очень легко было познакомиться в церкви – обычно на праздники тут скапливалось много народу. А на Андрея вокруг Андреевской церкви ходили девушки и спрашивали у парней их имена, чтобы узнать имя будущего мужа. Считалось, как назовет себя прохожий – так и будут звать суженого. (Некоторые шутники называли себя Коэффициентом или Протогеном).


liveinternet.ru Гадания на Андрея

Если же пара никак не находилась, то искали ее по объявлению еженедельной «Брачной газеты». Совсем отчаявшиеся, туда писали. Поведать о своем желании найти пару было дорого: на первой странице строчка стоила 40 копеек, а на четвертой – 30. Тем не менее, люди описывали себя многословно и пышно. Никаких нынешних сокращений. Сравните объявление в газете начала 2000-х:

"Интеллигентный мужчина, 40/180, м/о, с а/м, в/о, в/п, ч/ю, б/к, б/п ищет жен. от 25, б/к, а/б, с р/и для п/в и и/о"

и тогдашние:

"СТУДЕНТ, 28 лет, симпатичный, хорошо сложен, с доброй, отзывчивой душой, в будущем получит наследство. Ищет интеллигентную, обеспеченную жену-друга, от 18 – 25 лет, в лице полной, не смуглой брюнетки, с хорошей фигурой. Подробности в переписке. Киев, Крещатик, до востребования, предъяв. Студенческой квитанции за №7897"


Брачная газета

Женщины, же во все времена мечтали о «надежном плече»:

"Устала бороться и страдать, хотелось бы отдохнуть, выйдя замуж за пожилого, доброго господина и осмыслить жизнь прочной, взаимной привязанностью. Без средств, скромная, добрая, пожилых лет девушка. Белая Церковь, Киевской губ. до востребования, предъявительнице почтовой расписки №204."

В Cоюзе отстаивали метры и любили африканцев

В советские времена бытовых трудностей не боялись, переездов тоже – парни шли в армию, и по месту службы искали свою судьбу. Многие ехали за «длинным рублем» на целину, где давали квартиры, можно было неплохо заработать и, поменяв круг общения, найти свою половинку.

В 70-е годы крестьянам начали выдавать паспорта, и в Киев стали массово приезжать в поисках лучшей доли. А как проще всего получить статус столичного жителя? Конечно же, замужество или женитьба. Поэтому на киевлян с собственными квартирами началась настоящая охота. Коренные противостояли как могли. Мамы очень боялись, «понаехавших» из глубинки – «окрутит мальчика и квартиру заберет». В ход шли все средства: вплоть до выписывания своего чада из драгоценных столичных метров и отправки молодой семьи на «съемную квартиру». Намного проще обстояли дела амурные среди студентов и рабочих, не отягощенных жильем, которые умудрялись заводить семьи за шторками в комнатах общежитий.

Знакомились чаще всего на всевозможных концертах, выставках, встречах «шестидесятников», многочисленных «квартирниках» и прочих официальных (и не очень) мероприятиях. Билеты стоили дешево, так что можно было безудержно веселиться, без особого ущерба бюджету молодого специалиста. Очень часто приходили знакомиться на танцах, летом на танцплощадке «Жаба», зимой в Доме офицеров.


dcciv.livejournal.com студенты на картошке

Очень помогала в поиске пары и принудительная трудотерапия: выезды «на картошку» давали возможность не только ударно поработать, но и познакомиться ближе. Многочисленные бардовские слеты в лесу с палатками и песнями под гитару тоже способствовали зарождению любви.

Девушки, в поисках возлюбленного, становились фанатками киевского «Динамо» и не пропускали ни единого матча. Правда, после заветного колечка на пальце большинство из них почему-то остывали к футболу к вящему огорчению супруга.
Мужчины, чтобы повысить свою популярность на «рынке половинок» – учились играть на гитаре, танцевать, а самые отчаянные (или отчаявшиеся) отправлялись в «женские» кружки кройки и шитья находить себе пару.

В советское время, благодаря дружбе и поддержке социалистических стран в Киев приехало огромное количество «друзей» – сирийцы, ливанцы, кубинцы, жители дружественных африканских республик. Иностранцы поступали в столичные ВУЗы, жили в общежитиях, и активно интегрировались в городскую среду. Например, в 4-х местной комнате общежития могли жить и вести нехитрое студенческое хозяйство два простых украинских парня и два темнокожих африканских студента. Украинки темнокожих ребят побаивались. Некоторые, приехав из глубинки, видели их впервые в жизни и сторонились.


Группа молодых кубинских студентов, закончивших обучение в СССР, выезжает на родину. Проводы на вокзале. Фото В. Мастюков

С другой стороны, иностранные студенты были богаче, стипендию получали в три раза больше (120 против обычных 40 рублей) и соответственно могли позволить себе больше. Так что находились у иностранцев многочисленные поклонницы, которые обманом пробирались в общежития за нездешней любовью. Иногда получали иностранные подарки – фирменный пакет, джинсы или пачку настоящего Мальборо. Бывало, что общение заканчивалось свадьбой, но уехав на родину мужа, жена порой узнавала, что она уже 5-я официальная супруга.

Наше время: прибыльные знакомства

В 90-х знакомства стали прибыльным бизнесом. Начиналось все с передач по радио, в которых сахарно-елейным голосом ведущая расписывала достоинства и грусть одиноких людей ищущих «свою судьбу». Как правило, друг друга искали одинокие жители сел. Киевляне реже принимали участие в подобных программах.

Потом в газетах появились объявления о знакомствах, которые так высмеивали в СССР, а сейчас стали настоящей отдушиной для «одиноких сердец». Но объявления не могли решить проблему одиночества и очень скоро появились посредники, которые за скромное (и не очень) вознаграждение готовы были помочь людям найти друг друга. Самые бессмысленные и безобидные – свахи, которые взяв за это скромную сумму денег показывают фотографии кандидатов и раздают телефоны. Лет 5 назад были популярны «быстрые свидания», когда за деньги можно по несколько минут пообщаться с 5-10 киевлянами (из-за недостатка мужчин, организаторы часто просили прийти своих мужей-братьев-коллег поизображать потенциальных партнёров). Конечно, дальше всего в своем желании перезнакомить киевлян пошли организаторы курсов соблазнения. Закомплексованные парни тратили время и деньги на курсах знакомств, а девушки учились мастерству гейш и раскрывали свою внутреннюю богиню. О том как дальше складывались отношения циничных пикаперов и нежных гейш-богинь свидетельствует статистика разводов.


speedating.kiev.ua Спид дэйтинг

Места, помогающие найти любовь

Если же с любовью никак не складывается, то есть у нас места, в которых можно просить о любви. Чтобы желание сбылось – достаточно прийти на Андреевский, подержать за руку Проню и попросить у нее любви и мужа. Представители сильного пола хватают Прокоповну за массивную грудь и тоже о чем-то просят. Можно для надежности потереть жучка на попе Голохвастова. К ним же приходят и молодожены с цветами, чтобы брак был долгий и счастливый. Как получилось, что старая дева и обманутая невеста, помогает найти любовь – непонятно, но именно это самый добрый столичный памятник, помогающий обрести вторую половинку.


Памятник Проне Прокоповне и Голохвастову

Если же пара уже есть, но хочется «жить долго и счастливо и умереть в один день» – пройдите, взявшись за руки по мосту Влюбленных в Мариинском парке (советуют даже затаить дыхание для надежности!). Можно попытать удачи и около фонтана желаний во дворе Михайловского монастыря – необходимо лишь примагнитить к нему монетку (это сложно – получается не у каждого).

Киев располагает к приятным знакомствам и любви, так что пользуйтесь возможностью, а Город поможет. 

Вы должны это прочесть

Столичные традиции. Наши районы

Не устаем повторять, что Киев – прекрасный город, но очень неоднородный и неоднозначный (за что мы его нежно любим). За один день, не пересекая границ столицы можно побывать на улице, где время остановилось в 70-х, в месте новой и до ужаса одинаковой типовой застройки, на паломнических местах и гетто, летом – на настоящем курорте со всеми вытекающими, зимой – на ярмарке и новогодней елке, которой позавидуют лучшие европейские города. Киев очень разный, у каждого места своя история, лицо и отношение к миру. Как же жизнь «на районе» влияет на жизнь киевлянина, мы постарались разобраться в новой серии «столичных традиций».

Дарницкий


zorge-kiev.io.ua Дарницкий район Позняки

Хотя многие коренные киевляне не воспринимают Левый берег как часть города, но «левобережники» все больше осознают свои права и причастность к жизни города, и хочешь – не хочешь приходится с этим мириться. Селились тут довольно давно. В переписи населения 1766 года учли первых дарничан и даже их собственность: «Млин на два колеса, дві хати й амбар. Проживали чотири особи козацького походження віком від 60 до 80 років, яким монастир, ймовірно, дозволив приглядати за млином: мельник Василь Макаров з дружиною Марією Мартинівною і монастирські послушники – Матвій Левченко та Яків Степанович».

До революции тут был вековой сосновый лес, а в нем дачи киевлян (далековато приходилось добираться нашим пра-пра родственникам, не так ли?). Потом он начал постепенно заселяться рабочими, которые строили железную дорогу. Активно застраивать его начали только после войны. Микрорайон, каким мы его знаем, застраивался с 1962 по 1965 годы, и именно тут впервые появился квартирный кошмар: дома «для малосемейных» или «гостинки». Добраться до метро проблематично, зато мало пробок. Иногда, после очередной аварии, приходится дышать вонью Бортнической станции, но обилие зелени частично компенсируют этот кошмар.

Деснянский


ked-pled.livejournal.com Высотки Троещины

Главный символ района – Троещина (тут очень много «чернобыльцев», которым давали квартиры, часто забирая их у киевлян, честно стоявших в очереди на отдельное жилье). Как бы не издевались: «Жизнь дала трещину – еду на Троещину» и жалостливые насмешки над жителями, которые давятся в маршрутках в надежде на то, что метро до них таки когда-нибудь дойдет (приверженцы теории заговора даже видят в этом маршруточное лобби). Но троещинцам есть чем гордиться, ведь всего 600 лет назад, именно тут располагался загородный княжеский дворец, с угодьями и прочими красотами, который называли «Рай». Плотная застройка района началась совсем недавно: в 1981 году, после открытия Московского моста. Район настолько одинаковый и настолько спальный, что запутаться и попасть на 3-ю улицу Строителей, дом 25, кв. 12 труда не составляет. Еще одно отличие в том, что район совершенно «голый» и только сейчас начинает исправляться ситуация с «зеленью», хотя троещинцы до сих пор вынуждены прятаться в тени не деревьев, а одинаковых бетонных высоток.

Днепровский


istetsen.livejournal.com Соцгород

Забавно, что название он получил из-за близости Днепра, но в 1987 от него «речную» часть отсекли в пользу Деснянского и никакого Днепра тут теперь нет и в помине. Поскольку тому, что тут располагалось много промышленных предприятий, селились тут в основном рабочие и прочий простой люд. Никольская слободка известна как рабочий поселок с 18 века (тут селились рабочие завода Арсенал). Именно в Днепровском районе находится самый тихий и уютный «европейский» квартал «соцгород». Двух-трехэтажные домики при всей своей обшарпанности сохранили дух спокойного послевоенного Киева. После войны, коттеджный квартал для рабочих из многочисленных окрестных заводов строили пленные немцы (потом «немцами» называли и самих обитателей райончика, что очень обижало горожан переживших войну). Жить в старых домах, может, и не очень удобно – зато какое раздолье для фотографов и любителей «стареньких домиков».

Отдаленный ДВРЗ, в котором ступала нога отнюдь не каждого киевлянина , («Кому в жизні не везе - той живе на ДВРЗ») получила свое название от Дарницкого вагоноремонтного завода, на базе которого и начал строиться поселок. Тут есть озеро, лес и гордость всех ДВРЗчан – прекрасно сохранившийся «сталинский» дом культуры (в нем снимали клип сам Потап и Настя Каменских – об этом вам обязательно расскажут местные). Иногда, кажется, что время тут остановилось и даже не в 90-х, а в 60-х – так тут тихо и спокойно.

Голосеевский


bunilin.livejournal.com ВДНХ

Главная боль и счастье всех голосеевцев – до них недавно дотянули несколько станций метро. Конечно, и недвижимость выросла в цене, и добираться в другие районы стало проще, но и желающих насладиться практически девственным Голосеевским парком, жемчужиной района – Феофанией или бесконечными просторами ВДНХ увеличилось. Голосеевцы, наверное, самые спокойные и спортивные жители столицы, чему способствуют умиротворенные прогулки или активные пробежки по многочисленным зеленым зонам. Существует несколько этимологий названия, но самая романтическая – разбойник Голуб, промышлявший в этих лесах, влюбился в девушку и выкрал ее, а чтобы добиться взаимности заковал в цепи и бросил в подземелье (мужская логика detected) где несчастная «голосила» без остановки. 

Именно до окраины Голосеево провожали родные и близкие чумаков, которые отправлялись за солью в Крым. В конце 1860-х годов тут был открыт крупнейший сахарорафинадный завод. Его преемником стала другая наша гордость – Кондитерская фабрика им. Карла Маркса.

Оболонский 


vkieve.net Оболонская набережная

Самый удобный для жизни с отличной инфраструктурой. Это один из самых молодых столичных районов, который начали застраивать в 1968 году. Для начала подняли на 5 метров грунт, чтобы его не затапливал Днепр. Название произошло от «Болоние» – незаселенная пастбищная часть, а «Подол» – цивилизованная обустроенная, которые были взаимосвязаны. Наступал «Подол» - отступало «Болоние». Отношение у киевлян к Оболони разное – кто-то обожает за близость к воде, идеальную инфраструктуру и логичную застройку, другие ненавидят – потому что не любят типичные многоэтажные «соты». Но, наверное, больше всего ценят Оболонь за независимость – тут вдоволь и рабочих мест, и возможности для отдыха, так что можно и не выезжать никуда.

Подольский


wikipedia.org Контрактовая площадь

Наш родной и самый любимый Подол – именно тут собираются все художники, писатели, неформалы, и прочая творческая и не очень молодежь. Подол настолько старый и настолько легендарный, что именно тут были обнаружены первые поселения человека времен палеолита, да и до сих пор законсервированы какие-то (бесценные с исторически-археологической точки зрения) жилища древних людей, над которыми мы буквально ходим.

Именно тут был первый городской колодец к которому стекались все жители за водой (теперь тут фонтан-Самсон), первая Академия, первые ремесленные ряды, именно тут жили первые киевские миллионеры, которые стали такими благодаря Контрактам, т.е. ярмаркам, на которую съезжались все ремесленники и промышленники со всего света. В том маленьком-премаленьком Киеве, о котором наверняка тоскует каждый киевлянин - это был центр всего, столица мира. Справедливости ради, стоит отметить, что Подол таким центром для нас и остается – самый старый, самый красивый, самый душевный, трогательный и любимый, куда стекаются по вечерам все киевляне, чтобы ощутить свою причастность к жизни города.

Но, Подольский район, не только культовые Контрактовая и Андреевский – это еще и Рыбальский остров, Виноградарь и Ветряные горы. 

Печерский


elektraua.livejournal.com Печерск с высоты птичьего полета

Самый-пресамый во всех смыслах этого слова. Центральный, дорогой, элитный, красивый, – наш любимый и дорогой Печерск. Причем, что удивительно – его тоже делят на крутой и не очень. «Верхний Печерск» – менее дорогой и крутой, а «Нижний Печерск» - это как Олимп. Тут всегда селились «сливки общества». Сначала аристократическая знать, потом – партийная элита, сейчас те – кто смог «добиться». Раньше тут жить было комфортно и удобно – в пешей доступности шикарные советские гастрономы, роскошная вековая зелень и дорогие удобные квартиры. Нынче тут жить престижно, но не очень удобно. Все дорого, негде купить еду и только недавно появились супермаркеты (раньше за едой приходилось ездить в районы попроще, потому что в местных гастрономах считают, что жители Липок питаются исключительно лягушачьими лапками и фуагрой, а хлеб и молоко для них оскорбительны). Из-за обилия офисов все заставлено машинами понаехавших, устроить ребенка в школу или садик – проблематично, ведь они все тут суперэлитные. У старожилов, обитателей старых домов, свои заботы. Во-первых, теряется круг общения: соседи, не выдерживая соблазна, продают квартиры и покупают 2-3 «на отшибе». Во-вторых, постоянные волнения – вдруг чья-то волосатая лапа сможет доказать, что дом аварийный, его снесут, построят стекляшку, а их выселят «О, ужас – НА ТРОЕЩИНУ». Но с другой стороны – небрежно бросив девушке на свидании в МакДаке на Крещатике: «Да мне тут недалеко, я с Печерска» – можно гарантированно получить, эмм, приятное продолжение вечера.

Шевченковский 


comments.ua Парк Шевченко

Очень противоречивое и неоднородное место. С одной стороны – вроде бы прямой конкурент элитному Печерску, ведь это и Крещатик, и Майдан Независимости, и Золотые Ворота и Университет Шевченко. Но Шевченковский это также Нивки, Татарка, Лукьяновка. Как можно сравнивать жизнь на Крещатике и Нивках? Завистники любят рассказывать, что на месте этого вашего Крещатика было «козье болото», а Бессарабка вообще была окраиной, на которой селились бомжи. И даже в путеводителях писали про Крещатик до 1860 года: «представлял из себя улицу в громадном большинстве случаев с низенькими одноэтажными домами и длинными дощатыми заборами». Защитники вспоминают про то, что именно это и был Киев, а все остальное так – деревни, которые по доброте душевной сделали городом.

Соломенский


skyandmethod.com Соломенская площадь

Считается самым комфортным. С одной стороны нет никаких высоких требований «этожецентр». С другой – непосредственно с центром граничит, а значит жить тут легко и комфортно. Раньше тут селились крепостные Киево-Печерской Лавры и отставные солдаты, которые по бедности крыли дома соломой – видимо, оттуда и название. Соломенку называют еще «воротами столицы» – благодаря расположенным ЖД вокзалу и аэропорту Жуляны. Особенно чтят «солому» киевские лыжники и сноубордисты, ведь «Протасов Яр» единственное место в столице, где можно покататься со снежных склонов. Не забывайте и про музей авиации в Жулянах, куда ходят любоваться на старые самолетики. Небольшая застройка, зеленые уютные райончики, где довольно приятно гулять. Минус, наверное, только в большой загруженности дорог, а значит – тут постоянно пробки. Ну и избалованные киевляне любят пожаловаться, что «совершенно невозможно жить – тут нет никаких водоемов».

Святошинский 


srgktk.livejournal.com Святошино, Беличи

Один из самых молодых правобережных районов Киева. Вначале Святошино был дачным поселком, в который благодаря близости к городу (всего 3 км) и удобной транспортной развязке – перебирались киевляне, чтобы побыть наедине с природой. Их любимый город застраивали, а так хотелось вырваться из «каменного мешка». Вторая причина переездов более прозаичная – город развивался, стоимость жизни становилась все выше и многие перебирались в районы подальше и подешевле. Врачи считали здешний воздух целебным и рекомендовали селиться тут больным легочными заболеваниями и активно застраивали санаториями.

Раньше Святошино славился своей криминогенной обстановкой, но благодаря активной застройке и новым жителям, постепенно превратился в спокойный уютный спальник. С чем беда, так это с развлечениями. Тут очень мало ТРЦ, кинотеатров и прочих мест культурного досуга, зато очень много мелких кафешек и забегаловок, короче, генделей. Особняком можно выделить «Академгородок» – тут пытались сделать научный центр, а значит, расположили не только большое количество научно-исследовательских институтов, а и жилье для ученых и инженеров. Конечно, сейчас количество технической интеллигенции уменьшается – старики умирают, а их дети и внуки выбирают более оплачиваемые и почетные профессии фотографов, дизайнеров и менеджеров.

Вот такой разный и загадочный наш Киев, в котором нашлось место и любовь для всех, кто хочет его понять, полюбить и пожить. 

Вы должны это прочесть
Столичные традиции. Как мы празднуем Новый год и Рождество

Самый любимый праздник в столице – конечно же, Новый год и Рождество. Чтобы отпраздновать его правильно, обязательно прочитайте эту статью — тут мы собрали все традиции празднования главных зимних праздников.

Гуляли на Львовской площади и делали визиты


Художница SANDRA KUCK

Все зимние праздники, начиная с 19 декабря и до Крещения (а у кое-кого и до Масленицы) – это бесконечный водоворот веселья, гуляний, праздников и траты денег. Киевляне всегда довольно пышно и активно их отмечали. Правда, в начале 19 века елки в столице наряжали разве что многочисленные представители немецкой диаспоры. Пример оказался заразительным и уже в 1850 году елки стали устанавливать все чаще и в киевских домах. В январе 1855 года издание «Киевские губернские ведомости» пишет о праздновании Рождества так: «Для детей мало-мальские достаточные родители делали елку, украшая ее лентами и золочеными орехами, конфетами и игрушками». Елка тогда была рождественской, а не новогодней, поэтому и ставили ее задолго до празднования Нового года, чтобы она радовала в главный праздник – сочельник. Александр Вертинский свою детскую елку в Киеве вспоминал так: «Потом зажигали елку. Убирали ее заранее. Сначала вешали на нее крымские румяные яблоки, потом апельсины и мандарины на красных гарусных нитках, затем золотые и серебряные орехи, потом хлопушки, потом конфеты и пряники – все по порядку, потом игрушки – а под самый конец – свечи». Кстати, украшали елку картонными самоделками и золочеными орехами не из-за любви к хенд-мейду, а по причине невероятной дороговизны игрушек. В основном, магазины игрушек располагались на Крещатике и спрос на их товары был невероятный, хотя цены тоже кусались. Например, стеклянный шарик стоил 12 копеек, а бенгальский огонь – пятак. Украсить елку «под ключ» можно было за 2-5 рублей минимум (напомню, в то время дойная корова стоила 5 рублей). Высокая цена была обусловлена тем, что торговали шикарными игрушками московского, санкт-петербургского и даже европейского производства.


irkmuseum.ru Старинная новогодняя открытка

Новый год праздновали с меньшим размахом, чем Рождество – это был детский и семейный праздник, но уже в 1840-х и 50-х годах общественные елки начали устраивать в детских гимназиях, школах и приютах. Благотворительности тоже нашлось место, правда, для неимущих детей «свято наближалось» после того, как его отпразднуют все остальные. Например, Дом трудолюбия призывал киевлян поделиться чем-то, что осталось после праздников с обездоленной детворой.

Гуляли тогда на Сенной площади – теперешней Львовской. Особых отличий в народных гуляниях с сегодняшними не было – ставили елку, горки, балаганы, вертеп и прилавки с вкусностями.

Первого января киевляне не лежали с похмельем, у них было важное задание – необходимо было наносить визиты. Сложнее всего было высокому начальству – к нему обязаны были явиться все его служащие «засвидетельствовать почтение» (оставить свою карточку или расписаться в специальной книге поздравлений). Профилонить сие мероприятие было чревато потерей работы, так что служащие старались прийти пораньше и написать покрасивее. Теперь почтение продолжают свидетельствовать без отрыва от гуляний – например, в соцсетях или смской.


Журнал LIFE Магазин новогодних игрушек

Еще одной традицией, которая сохранилась до сих пор – был обмен поздравительными открытками. В 1900 году опубликовали интересную статистику – в городе с населением 260 тысяч (из них половина безграмотные) было отправлено 600 тысяч открыток. Почтовые служащие (тогда работало 40 человек) призвали на помощь 25 помощников и к 4 января, все открытки были вручены адресатам. Это настоящий профессиональный подвиг, учитывая, что почтальоны ходили пешком между одноэтажными заснеженными домишками. 

Елка в изгнании

После революции от празднования Нового Года и Рождества отказались и запретили. Даже придумали День ударника, когда в конце года «ударники» отчитывались о том, как же «ударно» они трудились на благо родины. Но киевляне не сдавались и продолжали праздновать Новый год. С трудом, раздавая «благодарности» лесникам (чтобы привез елку) и дворникам (чтобы ночью занесли пушистую красавицу в квартиру) доставали дефицит. Часто наряжали ее в шкафу, устраивая такую себе мини-Нарнию, чтобы соседи не заметили и не донесли «кому не надо». Вернулись елки только в 1935 году, на этом настоял соратник Сталина – Павел Постышев. Но это ему не помогло. Писатель Анатолий Кузнецов вспоминал: «Как-то на уроке нам велели раскрыть учебники на странице с портретом Постышева и эту страницу вырвать: Постышев оказался врагом народа. И его расстреляли, хоть он и елочку принес».


Елка в изгнании

От обычной елки до космического конуса

В немецкой оккупации новый год также продолжали праздновать: заливали горки и выделяли деньги на подарки детям. В тяжелый послевоенный 46 год скромную елку установили на Крещатике. Ее венчала традиционная «кремлевская звезда», а украшали гирлянды и лампочки с символикой СССР. Рядом стоял Дед Мороз из фанеры. Само понятие «главная елка» появится намного позже – обычно в каждом районе ставили по елке. Особо не выделывались (как сейчас) и выбирали большие деревья из Закарпатья.


Новогодняя елка на площади Калинина (Майдане Незалежности) в Киеве. Фото Примаченко. 1962 год. Фото из фондов ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Настоящий бум елочек начался в 50-е годы. Город возрождался после войны, многие получили собственное жилье и иметь елку на праздник, стало элементом престижа. Естественно, на всех желающих деревьев не хватало, так что покупали с рук у браконьеров и даже рубили сами, прячась от лесников. Именно с этого времени Новый год становится культовым и самым любимым праздником, ради которого не жалко было потратить все деньги и силы. 


Подготовка к Новому Году

После того как Юра слетал в космос – это отразилось на праздновании Нового года. На открытках Дед Мороз красовался в окружении спутников, космонавтов и звезд, а в 1962 году около елки на площади Калинина (теперь Майдан Независимости) установили огромного космонавта запускавшего ракету. Первая «независимая» елка в 1991 году отличалась от советских. Она была сделана из сотен елочек, которые вставляли в железную основу (такой вариант наборной елки использовался довольно долго) и уже выполнен в украинских традициях – с игрушками-«хатками», варениками и элементами вышиванок. Но, наверное, самой странной в воспоминаниях киевлян останется елка 2012 года, когда вместо елки киевлянам предложили 36 метровый конус, покрытый «ковролином» и лампочками. Нынешний переезд елки на Софиевскую площадь, наверное, самое дальнее ее путешествие. Обычно она мигрировала по Крещатику: помимо Майдана ее ставили и напротив главпочтамта и рядом с метро. 


Майдан Незалежности 2012 год. фото М. Маркив

Встречать Новый год в центре города – самая любимая забава киевлян последние лет 15-20, причем очень важно успеть уехать на метро и не платить озверевшим от жадности таксистам.

Праздник еды

Конечно, второй главный символ Нового Года – еда. Секрет, почему мы так любим объедаться в НГ ночь, наверное, кроется в том, что наши родители и многие из нас выросли в атмосфере тотального дефицита самых простых продуктов – майонеза, мяса, яиц, колбасы. Все покупалось под заказ, из-под полы, или выстояв огромную очередь. Поэтому размах застолья до сих пор грандиозный. Например, приезжие иностранцы были в шоке, но они и подумать не могли, что такое застолье советский человек мог позволить себе всего раз в год. 


telegraf.com.ua

С Новым годом, дорогие киевляне. Мы все счастливчики – нам повезло жить, работать и отдыхать в одном из самых красивых, душевных и лучших городов нашей планеты. Что можно пожелать счастливчикам? Мы, коллектив «Нашего Киева» и Киевского ЦУМа желаем всем-всем киевлянам много счастья, крепкого здоровья, взаимной любви, чтобы наш город преображался только в лучшую сторону, и, конечно же, не забывать о его истории и традициях. О последнем обещаем неустанно вам рассказывать! Наряжайте елку, готовьте оливье, запасайтесь мандаринами и выходите на Софийскую площадь с шампанским.


Новогодний стол

Вы должны это прочесть
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com