Столичные традиции: места, без которых не обойтись

Невозможно описать все те места, где мы заряжаемся энергией или находим покой. Кто-то обретает силу рядом с многострадальным Майданом, кто-то идет к солнечным часам на Контрактовой, кому-то важно посидеть в тиши Китаево, а кто-то с нетерпением ждет открытия столичного ЦУМа, чтобы купить необходимое в главном универмаге страны. Трудно перечислить все те церкви, дома, лавочки и даже камешки, которые так дороги нашему сердцу. Поэтому редакция «Нашего Киева» постаралась разобраться, без чего же Киев действительно невозможен.

Старый Киев: ходили в церкви и к колодцу


Киево-Печерская лавра tonkosti.ru

Раньше главным центром городской жизни были церкви и монастыри. Набожные киевляне обязательно посещали службу, причем, чтобы послушать торжественные акафисты, ходили в разные церкви в зависимости от дня недели. Вторник – собор Михайловского монастыря, среда – Лавра, где в этот день опускали для поклонения на ремнях древний образ Успения (эта традиция сохранилась до сих пор), четверг – служба в Софийском соборе перед образом Николы Мокрого. В пятницу проходила служба в Воздвиженской церкви и в субботу – в Сретенской церкви, которая была разрушена в 30-е годы прошлого века и восстановлена в наше время. Были и внутригородские паломничества – к Выдубицкому монастырю, в далекое тогда Китаево, а летом ездили на пароходах в Никольскую пустынь. Наверное, поэтому у киевлян остается врожденная любовь к церквям – даже атеисты, далекие от церковной жизни, приходят в скверы около церкви, чтобы помолчать и подумать.


Подол. Фелициал, в дальнейшем фонтан Самсон eveningkiev.com

Вторым знаковым местом для жителей столицы прошлого были… колодцы. Водопровод к домам практически не подводили (эту роскошь могли позволить себе лишь очень состоятельные люди), поэтому приходилось идти к колодцам, где можно было не только набрать воды, но и узнать свежие новости. Наш любимый «Самсон» на Подоле был одним из первых «цивилизованных» мест, где можно было набрать воды для домашнего хозяйства. Он появился в 1749 и вначале киевляне назвали его «Фелициалом». Выглядел он, кстати, совсем не так, как сейчас. В «Географическом описании Киева и Киевского наместничества 1775—1786 годов» его описали так: «…сделан фонтан, над которым построен новой архитектуры купол с поставленным на оном резным изображением святого апостола Андрея, держащего в руке крест, а внутри при фонтане — ангел, держащий сосуд, из которого чрез проведенные подземные трубы тот ангел изливает в том фонтане воду, а из оного чрез такие же трубы прочие же колодези для употребления и продовольствования обывателей наполняются». Теперь на его месте Самсон, разрывающий пасть льву, выполненный в стиле украинского барокко. Он появился в начале 19 века, был разрушен в 1934-м и чудом (советское руководство не очень жаловало украинское барокко) восстановлен в 1981 году к празднованию 1500-летия Киева. Сейчас воды из пасти льва ждать не приходится, (а если из неё что-то и капает, то выглядит это «что-то» довольно неприглядно), но если вы хотите стать киевлянином, то последуйте примете – выпейте воды из этого колодца и вы останетесь жить в Киеве.

Крещатик vs Контрактовая


Киев. Крещатик, 1930-е года

Крещатик – безусловно, главная улица Киева. Сюда приезжают на прогулку во время праздников, тут назначают свидания и деловые встречи. Именно на Крещатике расположено сердце страны – Майдан, собирающий миллионы людей в самые сложные времена для страны.

С конца 1830-х годов, когда началась активная его застройка, здесь возводились дорогие дома в модном в то время стиле «ампир». Хотя, согласно старому путеводителю, Крещатик тех времен «представлял из себя улицу в большинстве случаев с низенькими одноэтажными домами и длинными дощатыми заборами», уже через 50 лет он стал самым красивым и дорогим местом в городе. Тут были успешные конторы, лучшие магазины, банки и клубы богатых и знаменитых. К шикарным домам был подведен водопровод, асфальтовые тротуары были широкими и освещались газовыми фонарями. Правда, его блеск слегка мерк из-за отсутствия канализации (грязная вода и нечистоты текли прямо по улице). Но до прихода цивилизации оставалось совсем чуть-чуть: первая киевская канализация появилась в 1894 году, ее длина была 75.3 км, а пропускная способность – 7 ведер с человека.


Вид на Крещатик с площади Калинина. Фото М. Барабанова, 1972 год

Расположенный у подножия холмов Подол, с его галереями, скверами, ресторанами и барами, в последние годы стал своего рода киевским Сохо. Самый старый район (тут селились еще во времена палеолита) с однородной застройкой без башен и «теплиц», со множеством красивых (и уже исторических) домиков. С Подола можно легко выйти на набережную или подняться на Крещатик. Если хочется уединения, то можно (немного вспотев) подняться на Замковую гору и там уже наслаждаться тишиной среди деревьев или снега. Подол может подарить тебе любой образ и поддержит в любом начинании. Почувствовал себя богемой? Иди на Андреевский общаться с художниками, скульпторами или творить, усевшись посреди улицы. Ты неформал в душе? Пой под гитару, общайся с единомышленниками. Интеллектуал? Тут полно книжных магазинов и умных студентов из Могилянки. Хочешь экстрима? Катайся на фуникулере. Устал от жизни? Посиди в тихой кафешке или просто на лавочке, пей кофе и смотри по сторонам.


Контрактовая площадь oldkiev.io.ua

Главные универмаги города

Универмаг «Украина» киевляне еще долго по традиции называли «евбазом». Дело в том, что, магазин был построен на месте еврейского базара, на котором продавали все, что можно: от обуви до книг. Именно «евбаз» помог выжить в голодное послевоенное время – тут можно было обменять одежду на еду. «Украину» построили не так давно – в 1967 году. Ее обожали приезжие и уезжающие. Первые бежали сюда с «колбасных» электричек, быстро затоваривались дефицитом и мчались обратно, в свою глубинку. Вторые – заскакивали закупиться перед дорогой.


Евбаз. Еврейский базар или Голицынский базар

С ЦУМом история иная. Первых посетителей он принял 1-го мая 1939 года и, даже пострадав от военных действий, в 1944 году универмаг снова распахнул свои двери для покупателей. Расположенный в самом центре, он поражал размахом и выбором. Киевляне, вначале воспринявшие универсальный магазин как диковинку, очень быстро привыкли к тому, что в шаговой доступности можно купить все – от карандаша до свадебного платья. Центральный Универсальный Магазин выделялся масштабностью и монументальностью – мраморные лестницы, изысканный интерьер, да и «дефицит» тут выбрасывали на прилавки чаще, чем в других магазинах. Над оформлением витрин работали лучшие художники, делая их самыми заметными и красивыми на всём Крещатике.


Крещатик. Киевский Центральный универмаг. Фотограф Жак Дюпакье

Метро и мосты

Помните те жуткие несколько дней февраля, когда закрыли метро и тысячи киевлян штурмовали общественный транспорт или шли пешком? Жизни без метро нет (точнее есть, но она очень неудобная), а ведь появилось оно относительно недавно – в 1960-ом году. Идею начали рассматривать ещё в конце 19 века, а воплощать – лишь в 1936. Именно тогда начались подготовительные работы, которые пришлось прекратить из-за войны.


Станция метро Политехнический институт

В истории столичного метро поражают две вещи. Первая: насколько его история совпадает с историей Киева – названия, дизайн и оформление станций, вид жетонов и проездные и даже язык объявлений, все так тесно связано с историей Украины, что диву даешься. Вторая: то, что в каждой, даже самой «скромной» по оформлению, станции заложен свой символизм. Читая энциклопедический справочник о Киеве, изданный в 1984 году, можно узнать много интересного о символах, которые архитекторы закладывали в свои детища. Например, «Поштова площа». Это только кажется, что она серо-синяя и неказистая, но на самом деле: «Тематический витраж воспроизводит панораму современного и древнего Киева вдоль берегов Днепра». А на метро «Политехнический институт»: «Крупные кессоны потолка со светильниками (…) располагаются в диагональном направлении по отношению к стенам. Главное место в композиции зала занимает стена с панно «Завоевание космоса советской наукой».


Станция метро Политехнический институт. Панно Завоевание космоса советской наукой

Ну и куда же без «Крещатика»? Оказывается, что веселенькие «плиточки» тут используются неслучайно – эту керамику и майолику можно увидеть и в застройке Крещатика. А «на пилонах центрального зала станции помещены майоликовые ковровые вставки, обработанные художником Н.И. Федоровой». О станции «Золотые ворота» и говорить нечего. И так повсюду. Продолжать восхищаться метро можно очень долго.

Путепроводы тоже играют важнейшую роль в жизни «города на семи холмах». Теперь только берега Днепра соединяют 7 совершенно разных мостов, а сколько их всего по городу: автомобильные, пешеходные, мост метро, железнодорожные. В Киеве мосты строить любят – их возводили регулярно еще со времен князя Владимира. Правда, особо не заморачивались вопросами эстетики и долговечности – весной их ломал лед, а хозяйственные горожане растаскивали балки и доски для домашних нужд.


Цепной мост через Днепр

Первый капитальный мост появился только в 1853 году. Он назывался «Цепным» и в то время был архитектурным достижением, которое демонстрировали на мировых выставках. Уничтожили его в 1920 году отступавшие польские войска. Через 5 лет мост восстановили, однако в 1941 при отступлении его опять взорвали, на этот раз советские войска. Теперь на его месте наш любимый двухуровневый мост Метро. В 1978 году это было «первое в мире по величине пролетов арочно-консольное сооружение на сухих стыках». Только не спрашивайте, что это значит. 


Киев. Мост Метро через Днепр. Фото А. Поддубного, 1977 год

Самый романтичный, Парковый мост – довольно короткий, но весьма приятный способ добраться до Главного пляжа. Южный – самый юный и любимый для экстремалов-фотографов, которые забираются на верхушку в поисках прекрасного «краєвида». Так и не завершенный Подольский мост особенно запомнился падением уникального плавучего крана «Захария» во время строительства в 2011 году.

Киевская телебашня: достойная замена

Еще один символ Киева – телебашня. Открытая в 1973 году, она на 60 метров выше Эйфелевой башни, но на 155 метров ниже Останкинской. Впрочем, благодаря тому, что киевская вышка расположена на холме, конструкторам не пришлось озадачиваться чрезмерной высотой для обеспечения хорошей передачи сигнала. Помимо ТВ и радио она обеспечивает таможенную и милицейскую связь. 


Киевская телебашня, фото старого Киева 1972 год

Пожалуй, только кажется, что без телевышки панорама Киева невозможна – помните, как ее 180-метровая «сестра» начала свою работу на Крещатике, 26? Демонтировали ее после того, как она окончательно устарела: генерировала смешное, по теперешним меркам, покрытие – до 60 км. Поэтому, после строительства новой, в 70-е годы с нее отпиливали по кусочку с самой верхушки, чтобы не повредить жилые дома. Кстати, старую телевышку редко можно увидеть на официальных фотографиях Крещатика, потому что чиновники решили, что этот объект секретный и ее стирали со всех газетно-журнальных» снимков.


tov-tob.livejournal.com

Мы так любим Город и очень-очень жалеем о том, что в одной статье нельзя рассказать обо всем, что составляет наш мир, Наш Киев. Зато очень радуемся тому, что у вас получается разделять нашу любовь и восхищение лучшим городом в мире.