studio37th.com
Вечные споры о вышиванке
В далеком 19 веке на киевскую моду оказывало влияние несколько факторов – с одной стороны совсем рядом, на хуторах жили селяне, которые не понимали столичного шика, для них киевляне были странные, заграничные люди. Приезжая в город на большие церковные праздники, селяне одевались в свою лучшую одежду. В самом же Киеве было развито движение «свиткоманов» или «галушников» (сейчас их назвали бы «свидомыми»): они довольно своеобразно пытались вернуть украинскую среду, практически уничтоженную при царствовании Екатерины ІІ. Селились на отшибе, в живописной хатке, принципиально носили народную одежду, придерживались народных обычаев, ели галушки, а говорили только на родном языке. Русифицированно-европейский Киев считал их «блаженными», а украинская элита боролась с ними, считая, что они, скорее, компрометируют её, чем поддерживают.
uk.wikipedia.org Костюм украинской девушки 1916 год
«Киевский телеграф» в своем фельетоне против «свиткоманов» писал: «Но только всякое платье, которое надеваете вы на себя, должно бы сохранять благообразный вид, а не носить его в таком виде в городе, в каком носят его крестьяне в деревне. Некоторые из них нарочно смазывали сапоги дегтем и являлись в общество, так сказать, душить дам, уверяя «се так треба, бо так робили наші діди і прадіди».
Власти тоже не очень любили «вышиванку и Ко». Например, в середине 1870-х гг. киевский полицмейстер Гюббенет велел проституткам появляться на улице только в национальных украинских костюмах. Благодаря такой «пропаганде», все попытки возродить народные традиции, киевляне воспринимали настороженно и даже враждебно. Дочка театрального деятеля Михаила Старицкого, Людмила Старицкая-Черняховская, вспоминая 1880-е годы, писала, что их с сестрой родители воспитывали сознательными украинцами в довольно враждебной европейско-русской среде. «Помню, как с сестрою, гуляли мы в Ботаническом саду, конечно в украинской одежде и говорили между собой по-украински. Над нами стали смеяться, вышла гадкая сцена: дети, а заодно и такие же разумные бонны и няньки, начали издеваться над нами, над нашей одеждой, над нашим «мужицким» языком». Но именно эти дети не только смогли пережить конфликт, но и, повзрослев, поднять украинскую культуру на новый уровень достижений, придать ей европейский блеск и популярность.
uk.wikipedia.org Украинская свадьба
Богатые столичные европейцы
Другие же, не «свидомые» киевляне одевались модно – «по европейскому». Дамы были очень заняты переодеваниями, иногда до пяти раз в день: от наряда для утреннего чая до вечернего похода в оперу. Стоила одежда дорого – самое дешевое приличное платье стоило около 50 рублей, а дорогие вечерние наряды требовали космических сумм - 500-1000 рублей. Для примера, корова (только представьте себе, живая корова, которая давала ведро молока в день!) обходилась в какие-то 5 рублей. Дорогие ткани привозили из Европы, там же подсматривали и фасоны. Но киевские швеи не спешили создавать шедевры – испортив ткань можно было разориться, выплачивая стоимость испорченного материала до конца жизни, покруче нынешней ипотеки. Поэтому вначале из дешевой ткани шили точную модель заказанного наряда, и только согласовав и получив подтверждение, приступали к делу.
bigpicture.ru
Самой популярной мужской зимней одеждой были шинели: многочисленные военные, юнкера, кадеты, офицеры и нижние чины, студенты и гимназисты. Шил их мастер и торговец мужским платьем – Яков Каплер. Его магазин располагался в самом центре города в Старом Пассаже (не путайте с новым!). Вначале он шил только шинели, а потом расширил ассортимент и до всего остального мужского готового платья. Даже, когда он в 1910 году он вышел из дела, его преемники продолжали эксплуатировать знаменитую фамилию, заявляя: «Долголетняя практика в магазине Я. Каплера и исполнение заказов лично без посредства наемных служащих — лучшая гарантия образцового выполнения заказов».
bigpicture.ru
Каждой киевлянке по бушлату с бантиком
В военное время за модой не особенно следили, разве что, счастливицы «дружившие» с немцами могли щеголять в чулках и нарядных платьях. Послевоенная мода была очень странной, из-за тотальной нехватки тканей женщины носили то же, что и мужчины – шинели, бушлаты, правда, перешивая их по фигуре, и добавляя для кокетливости то платочек, то поясочек. Естественно, это правило не касалось верхов. Те, кто имел доступ к «кормушке» одевались совсем иначе. Валерий Любивый, закройщик закрытого ателье «Коммунар» (его открыли еще в 1944), в котором обслуживали партийную элиту советской Украины, вспоминал: «В структуре «Коммунара» было три ателье: так называемое «нулевое», или первое, второе и третье. «Нулевым» ателье называлось потому, что когда оформлялся заказ, то фамилии клиента в бланках мы не писали, а ставили циферку. Для конспирации. Так, бланк заказа Щербицкого всегда был под номером «01». Из Москвы мы получали целые рулоны дорогих тканей! Костюмная у нас стоила от 35 до 42 рублей за метр, а самая дорогая ткань для пальто (так называемая «драп-моль») — 713 рублей (при средней зарплате в 120 рублей – прим. авт.) за метр».
Магазин тканей. Фото Б. Корзина
Примерка готового изделия в ателье по пошиву верхней одежды, 1964 год
Киевляне знали «тайные места» и собирали травы, а приезжие шли в центр
Каких-то 40-50 лет назад, именно одежда в Киеве определяла статус носившего – обладание модными сапогами или правильным пальто могло поднять престиж их обладателя на невиданные высоты.
Так как столицу снабжали чуть лучше, то из окрестных сел и городов, в благополучные хрущевско-брежневские времена приезжали скупиться – купить не только одежду. Приезжие шли за покупками в ЦУМ, универмаг «Украина», «Дом Одежды» на Крещатике и прочие огромные магазины, которые были у всех на слуху. Столичные модники-снобы не могли позволить себе надеть вещь, которую шили миллионами экземпляров и продавали во всех универмагах и сельпо страны. Местные добывали вещи или на толкучках (на рынке Юность, или после короткой поездки в электричке – в Ирпене или Бородянке). Одевались у перекупщиков, например, в укромном местечке в туалете универмага можно было купить за всю студенческую стипендию (40 рублей) у милой тетушки «совершенно новый польский гольф» – и уже дома, обнаружив, что это секонд-хенд, экспериментировать с его покраской и приведением в человеческий вид. Любили покупать одежду в небольших экспериментальных магазинах от цехов Дома моделей (один такой был около станции метро Пл. Льва Толстого). Преимущество таких покупок заключалось в том, что цеха шили всего 10-15 моделей и встретить в столице «двойника» было невозможно, недостаток – небольшая размерная сетка, так что, попасть в размер было огромной удачей. Иногда, купив особо удачное платье – девушки «подгоняли» под него фигуру.
В ателье женской одежды 1964 год
Даже те, у кого не было друзей «в торговле», точно знали, что под конец месяца, чтобы выполнить план, в магазины «выбрасывали» дефицитный товар, и потолкавшись пару часов в очереди можно было «отхватить» хоть что-нибудь. Денег, кстати, тогда хватало, зато категорически не было мест, где их можно было тратить. (Эй, не завидуйте, вы не знаете, что такое стоять в очереди за трусами и они заканчиваются прямо перед носом). «Дефицитные» вещи меняли, продавали и пристраивали к родственникам. «Крутой» работой считалась та, где окна конторы выходили на задний двор универмага, а значит, можно было первыми заметить, что и когда привезли. Опытный взгляд изголодавшихся по товарам людей, уже по виду коробок определял что же «выбросят» – мужские куртки, женские носки или детскую обувь, и сразу обзванивал знакомых и друзей с благой вестью. Если вся контора не могла стоять в очереди (когда работал советский человек совершенно непонятно – ведь он был очень занят стоянием в очередях?), то менялись или оставляли деньги: «купи хоть что-то». Напомню, денег тогда хватало, можно было заполнять антресоли дефицитными детскими колготками и пеленками.
Примерка женской шляпки в универмаге. Фото А. Чумичева
Имевшийся ассортимент был ужасно скучным и унылым. Поэтому с 70-х и до середины 80-х киевляне стремились покупать импортную одежду, как правило, из дружеских стран соцлагеря: венгерский трикотаж, чехословацкие сапоги, куртка из ГДР. Стоили они очень дорого – например, сапоги могли стоить две зарплаты инженера – 250 рублей. Это была культовая вещь, куда там ежегодно обновляющемуся айфону, их носили десятилетиями и все это время гордились. Правда, не все понимали заграничную моду – вещи были не очень яркими и броскими, скорее сдержанными и скучными, но дорогими. Если аляповатый сарафан из тонкого линяющего ситца можно было купить за 12-20 рублей, то платье из Венгрии стоило 40, а иногда и 80 рублей. Но при этом оно не линяло, не садилось и не рвалось, как произведения «легонькой промышленности», было сшито по хорошим лекалам и выглядело элегантно.
Украинская ССР. Киев. Здание Центрального универмага на улице имени В.И.Ленина. Фото А. Поддубного
Ездили за покупками и в другие республики – например, в Прибалтику, где местные Дома моделей копировали иностранные моду - все равно из-за железного занавеса никто не мог узнать, что это плагиат.
Киевляне, у которых был клочок земли за городом или трудолюбивая бабулька, увлекались сбором и сушением лекарственных трав: в сельском отделении «Потребкооперации» их можно было обменять на мечту молодых парней - нейлоновую рубашку или другой дефицит.
Заграница помогала всегда
В 70-80 годы прошлого века модники носили: джинсы, нейлоновые рубашки (основная масса – белые, а богатые азербайджанцы могли позволить себе невиданную роскошь – окрашенные в цвета «вырвиглаз», что очень нравилось девушкам). Очень популярны были дорогие кожаные куртки и плащи. Также огромным дефицитом считались военные белые тулупы на овчине, стоившие сумасшедшие деньги – 300 рублей, их присылали из Сибири. Девушки носили юбки-шары в честь запуска советского спутника, блузки-батнички, очень похожие на мужские сорочки, а «водолазки» под горло считались идеальной одеждой и для парней и для девушек.
В мире модного дефицита портные были царями и богами: найти своего было невиданной удачей и практически единственной возможностью обзавестись хоть какой нибудь приличной одеждой. Те, кто победнее шили сами, а за тканями отправлялись не только в знаменитый «Дом тканей» на Крещатике, а и в «Военторг», что около М. Политехническая. Непонятно зачем это было нужно военным, но там был неплохой выбор тканей, а очереди поменьше. Страдая от страшнейшего информационного голода, модницы любили ходить на выставку достижений народного хозяйства. Там выставлялись новые модели одежды и обуви (купить их, естественно, было нельзя) – но их запоминали, тайком зарисовывали, чтобы потом объяснить портнихе фасон или повторить самостоятельно. Модные джинсы-варенки вываривали дома на плите, и иногда продавали в 3-5 раз дороже, чем «невареные». Варили и красили другую одежду: завязывая особым образом футболку и смачивая в нужных местах парафином – добивались диковинных узоров на одежде, которым позавидовали бы хиппи.
Дом моделей. Демонстрация молодежного платья. Фото П. Федотова 1969 годч
Часто помогала заграница, сама того не ведая. Перед любым общением советского гражданина с иностранцем, хитрые граждане шли к партийному руководству с челобитной: «Мол, помогите купить хорошую одежду – приедет товарищ из капиталистической страны, не могу же я появиться вот в таком виде… посрамить наш великий и могучий СССР». Обычно не отказывали, а пускали в закрытые отделы магазинов, где и можно было одеться в дефицитную одежду.
В магазине «Юбилейный», предназначенном для молодоженов, продавали очень много всевозможного дефицита но… только для будущих супругов. Тут были не только обязательные кольца-платья-костюмы, а и вполне обычные вещи: рубашки, белье, халаты и проч. Талончик о том, что граждане собираются вступить в брак и «дайте им приодеться» - выдавали в ЗАГСе, и многие подавали заявление только для того, чтобы купить дефицит, а потом перепродать намного дороже. Некоторых «вечных брачующихся» продавцы уже узнавали, настолько часто они изъявляли желание вступить в брак.
Дом моделей. Демонстрация брючного костюма с ярким шарфом. Фото П.Федотова 1970 год
На какие только ухищрения не шли киевляне во все времена, чтобы быть модными и стильными, так что эти жалобы «какие дорогие джинсы» кажутся капризами избалованных детей. Раньше люди всегда находили решение.