Я в Киеве
НК: Когда вы возвращаетесь в Киев из зарубежной поездки, что вы чувствуете – радость или досаду?
Я как-то давно в зарубежные поездки не ездила, поэтому не знаю, что сказать:). Вряд ли буду чувствовать досаду - что бы здесь ни происходило, Киев все равно остается древним, мощным и теплым городом с уникальным характером и чудесными людьми.
НК: Вам нравится, как меняется Киев со временем?
Ужасно не нравится. У меня такое ощущение, что эта цепь маразматических эпизодов (Пейзажка, Десятинка, ряд скандалов на Андреевском, Десятинный переулок, Гончара, четырехэтажный «фонтан» на Львовской площади, Щекавица, Гостиный, озеро Тельбин и так далее) - уже не просто глупость и жадность наших чиновничков, а целенаправленное и систематическое уничтожение «матери городов русских».
НК: Как вы думаете, у Киева есть шансы стать «нормальной европейской столицей», или он превратится в «котел» наподобие Москвы?
2012 год показал, что есть. Все зависит от того, какое количество киевлян в ближайшие пару лет проснется-таки от многовекового сна и начнет отбирать у кабинетной нежити то, что принадлежит нам по праву рождения. Насколько я могу видеть - люди просыпаются довольно быстро.
В этом году киевляне уже победили на Пейзажке, кусочке Андреевского и в скандале с директором НХМУ, это очень хороший знак. Сейчас то же самое будет происходить с Десятинным и Десятинкой, чуть позже - с Павловским сквером - ни на одной из этих площадок не будет построено то, что там пытаются построить (с желающими готова спорить на шампанское, одно я уже таким образом выиграла:). Так что шансы неплохие.
НК: Есть ли в Киеве места, которые остались более-менее неприкосновенными, сохранными?
Нет. Это печально. Но я предпочитаю думать о том, как сохранить то, что еще осталось, а не о том, чего уже нет. Хотя за то, чего уже нет (в частности, за зеленый домик у фуникулера и за снесенный УПЦ КП дом протоиерея Подвысоцкого), виновные еще получат свое наказание, причем довольно скоро.
НК: Чего не хватает Киеву?
Здравого смысла. Вот например: есть намерение строить церковь на Стретенской. Еще одну церковь в районе, где церкви на каждом шагу - при том, что рядом стоит вечный недострой на Львовской? Зачем? Почему кто-то решает, что нужно тратить деньги налогоплательщиков именно на эту церковь, а не на то, чтобы решить массу во сто крат более насущных проблем? Я думаю, что наши чиновники совершенно потеряли чувство реальности и, к сожалению, чем дольше они будут от нас прятаться, тем болезненнее будет их неизбежный возврат на землю.
НК: Расскажите о положении дел с созданием арт-центра на месте разрушенных зданий на Андреевском спуске и на бывшей территории фабрики «Юность». Каковы, по-вашему, перспективы?
В данный момент Общественная палата совета пришла к двум вариантам сути будущего культурного центра, и в январе, мы надеемся, будет выбран один.
Первый вариант - это многофункциональный культурный центр, в котором будет концертный зал с природной акустикой. Второй - многофункциональный культурный центр, функционируюший по принципу open venue, в котором сможет развиваться и театр, и визуальные искусства, где найдется место и для дискуссий, и для музыки. Open venue - это формат, которого в чистом виде в Украине пока нет. Он предполагает постоянную смену резидентов и их заход на площадку на основании уровня предлагаемого ими продукта, а не на коммерческом основании. Это очень распространенный в Европе вид культурных центров, который оказывает заметное влияние на развитие культуры, так что нашей стране он просто жизненно необходим.
Кроме того, мы заканчиваем формирование Экспертной палаты совета (она будет рецензировать и финально утверждать задание для архитектурного конкурса, также ее члены войдут в жюри конкурса). Этот процесс будет завершен в январе 2013 года. После того, как соберется Экспертная палата, начнется процесс подготовки к заказному архитектурному конкурсу, который тоже обещает быть очень интересным. Еще из хороших новостей: появилось общее понимание того, что помимо культурного центра на 4000 квадратных метров, на этом участке должно появиться некое открытое общественное пространство вроде сквера.
В общем, это чуть ли не единственный проект, в котором перспективы откровенно радуют. Проект работает, и это еще один из поводов верить, что в нашей стране можно что-то изменить. Потому что раньше украинские олигархи никогда не извинялись перед людьми, а извиниться в такой ситуации, начать ее исправлять - это достойный поступок цивилизованного человека и вообще какой-то цивилизационный сдвиг, как по мне. И если одна очень крупная компания пошла на искренний, а оттого болезненный и сложный диалог с общественностью, и нам всем удалось о чем-то договориться — значит, может быть, когда-нибудь другие компании последуют ее примеру.
НК: Как думаете, будет ли решен цивилизованно конфликт вокруг Гостиного двора?
Я думаю, в этой ситуации сторона застройщика прошла точку невозврата. О каком цивилизованном диалоге может идти речь, когда в качестве аргумента применяется слезоточивый газ? Я не являюсь активистом ГД, меня значительно больше волнуют другие площадки. Но когда часть властей травит людей газом, а другая часть - тупо молчит... это уже не про Гостиный Двор, это про общее отношение упырей к людям. Я не уверена, что там нужен именно культурный центр, я не настолько хорошо разбираюсь в градостроительной ситуации, но я точно знаю, что если люди переживают до такой степени, что готовы сидеть там месяцами - власти обязаны вести диалог. И если они свою обязанность выполнять отказываются, на них нужно давить всеми возможными методами.
Сквот как ДОТ: очаг культурного сопротивления в Гостином дворе
НК: Аналогичный вопрос - по поводу попыток застройки участка с фундаментом дворца княза Владимира в Десятинном переулке.
Относительно цивилизованное решение вопроса возможно только в том случае, если в течение ближайшего времени Александр Попов прекратит игнорировать ситуацию и сделает то же самое, что сделал по поводу МИДовского дома на Пейзажной аллее - через суд отберет землеотвод, который КГГА, как и в случае с МИДом, вообще не имела права выдавать. Если это произойдет - и я, и другие активисты совершенно искренне скажем Александру спасибо. Говорить спасибо, как и извиняться - это вещи, которые тоже необходимо уметь делать, это достойно, правильно и по-взрослому. Если этого не произойдет, поверьте на слово, Гостиный Двор покажется властям цветочками. Мы от них не отцепимся ни при каких условиях, нас много, мы дружные и очень-очень злые.
НК: Можно ли, по-вашему, назвать успешным проект Kiev Fashion Park на Пейзажке? Его критикуют многие представители киевского арт-сообщества.
Я уважаю позицию Никиты, но для меня проект KFP важен и нужен по другим причинам. Дело в том, что в прошлом году, когда я принимала решение об участии в этом проекте, я руководствовалась тем, что нам придется всерьез отбиваться от МИДовского дома, а KFP станет хорошей защитой, так как приведет на Пейзажку намного больше людей. Я об этом и в публичной дискуссии много раз говорила в 2011-м - тогда мне многие отвечали, что это мои выдумки, и угрозы строительства больше нет. А весной 2012-го все смогли удостовериться в том, что все вполне реально - дом строить таки разрешили, а резонанс, который был последовательно создан сначала «котиками» Владимира Колинько (идеолог, организатор и основной инвестор их постройки), а затем проектом KFP Саши Соколовского, явился основным фактором победы.
Мне тяжело судить о художественной ценности чего бы то ни было, я понимаю, что для художника или искусствоведа «а люди обожают эти лавки» - не аргумент (хотя это чистая правда), но для меня там был выбор между увеличением количества людей и объектов на аллее и постройкой высотки.
Точно большим плюсом проекта является тот факт, что после скандала 2011 года Саша Соколовский вышел на диалог с художниками (в том числе и с Никитой), выполнил все требования, которые были вручены ему на митинге, и сейчас проект KFP не может поставить в Киеве ни одного объекта, не согласовав это с независимым экспертным советом, который был создан после скандала 2011 года. Так что, с моей точки зрения, это успешный проект.
НК: Что вы думаете о новом проекте Константина Скретуцкого на Пейзажной аллее?
Мне категорически не нравится забор. И категорически не нравится, что нас опять ставят перед фактом. Я не считаю, что Федор Баландин имеет право ставить в общественном парке заборы, не проводя перед этим полноценные общественные слушания. И я не считаю, что жители одного дома, которым с забором удобнее, должны вести себя так, как будто они живут не на границе с общественным парком в историческом центре столицы, а у себя на хуторе, где гуляют только они и их дети. Мне вот очень непонятно - неужели история со скандалом вокруг KFP, переговорами и советом никого не научила? И неужели Федор и предприимчивые жители не понимают, что им теперь вечно придется охранять этот забор от «партизанов», у которых руки чешутся сделать с забором то же самое, что они сделали с «Маленьким принцем»? Люди заборов в общественных парках не любят. Я по роду своих занятий слышу множество сплетен и слухов, и я бы искренне рекомендовала перед тем, как ставить на Пейзажке что бы то ни было новое (а уж особенно - забор), проводить широкие общественные слушания или, например, сходить к экспертному совету KFP. Потому что я знаю минимум трех экспертов совета KFP, у которых этот забор (как, кстати, и дополнительное, ни с какими советами не согласованное увеличение количества работ крайне плодовитого Кости Скретуцкого на аллее) вызывает те же чувства, что и у меня.
НК: Назовите ваши любимые места в Киеве?
Пейзажная аллея, Львовская площадь, Ярославов вал и вся эта горка.
НК: Вы коренная киевлянка?
Я киевлянка в первом поколении.
НК: Вы бы хотели остаться в Киеве навсегда или есть другие планы/надежды?
Я не думаю, что когда-либо сменю постоянное место жительства, я почему-то очень сильно привязана к Киеву. Путешествовать - да, уезжать насовсем - вряд ли.
Об авторе
Юлия Филоненко, координатор проекта «Юность на Андреевском», участник гражданских протестов.