Я в Киеве
НК: Киев вас, как художника, вдохновляет или «грузит»?
Меня как художника вдохновляют люди. И они есть в Киеве.
«Неинтересный Киев»: сфотографируй уродливое и собирай лайки
НК: Одни говорят, что Киев красивый. Другие – что безобразный. А по-вашему?
Киев - это один из немногих Вечных Городов. Но он атакован хаосом. Этот хаос создают люди, творящие с ним безобразия. И это самое уродливое в Киеве. У них нет никакого представления о том, что такое урбанистика, эстетика, архитектура. Что такое ландшафт, пропорции и стиль города. Это город, страдающий от засилья жлобства. Как на высшем государственном уровне, когда уроды уродуют все вокруг, снося историческую застройку, парки и рекреационные зоны, и на их месте возводят дерьмовые сооружения, по дерьмовым проектам и из дерьмовых же материалов — для продажи по-быстрячку и деребана откатов. Так и на низшем, когда в доме стиля модерн балкон обшивается окнами, украденными с какого-то троллейбусного завода. Ну, а во дворе копается погреб, как в селе, чтобы хранить картошку. Немногие места, где можно спрятаться от этого хаоса, сохранились. Но и к ним уже подбираются носители своих варварских представлений о городе.
НК: Как вы считаете, у Киева больше шансов стать «нормальной европейской столицей» или «котлом» типа Москвы?
Скажем, мне бы хотелось, чтобы Киев стал европейской столицей, но вся проблема, где бы взять побольше ментально европейцев для обязательного расселения в этой столице.
НК: Чего не хватает Киеву (или вам в Киеве)?
Альернативных художественных площадок. Как стартовых для молодых художников, так и занимающихся направлениями, которые у нас вообще не представлены, а в мире им отводится серьезная роль. Встроенности в мировой художественный контекст. Разнообразия возможностей себя реализовать, не застрявая в местечковых кумовских раскладах. Киев очень восприимчив к тому, что прозвучало где-то, например на Западе или в Москве. Тогда можно. Пускаем. Ценим. Отсутствие понимания, что идеи, работы и любой художественный продукт стоит денег и получать его на халяву невозможно.
НК: От чего Киеву (киевлянам) стоило бы избавиться?
От людей, которые не представляют, что такое городская цивилизация и портят все, к чему прикасаются. От некоторого пиетета перед совком.
От замалчивания культурных явлений. Но это проблема общенациональная, а не только киевлян. Один француз, увидев что-нибудь занимательное - выставку или там концерт, расскажет про это стапятидесяти своим знакомым. Украинец же наоборот — событие замолчит, и еще и сделает так, чтобы про него меньше знали, если это у него в силах. Открытости не хватает.
НК: Что в Киеве вы считаете неоправданно дорогим?
Недвижимость. За цену совковой халупы с идиотским интерьером в стиле «вагонка» можна купить дом в Испании. Про аренду вообще молчу. Это сюрреализм полный, как искусственно поддеживаются цены на неизвестно что.
НК: Какую самую крупную сумму вы готовы пожертвовать нищему?
У меня бывает по-разному. Главное, что могу пожертвовать. Кстати, мой любимый нищий — это старичок, который очень жалостливо играет что-то невразумительное на балалайке одним пальцем в районе Льва Толстого. Символ уходящей эпохи.
НК: Где в Киеве вы покупаете одежду?
На скидках. Я не люблю тратить деньги на одежду. У меня же есть столько затей, на которые мне нужны деньги. С майками и регланами я вопрос закрыл. Со своими друзьями сам начал их выпускать. С теми принтами, которые я рисую.
НК: Где в Киеве предпочитаете выпивать?
Есть пара баров, где мне комфортно. «Купидон», например. Там часто бывают свои. Когда особо разыгрывается фантазия, можно вообразить, что ты вообще не в Киеве. Выпивать летом надо исключительно на воздухе в парках. Не поддерживая грабительские цены в кабаках. Но тут свои сложности.
Мне в Киеве не хватает специфически киевских кафе и ресторанов. Во Львове они есть, в Будапеште есть, в Париже есть. Тут или франшиза, или шароварный китч, или как «у них» - итальянские, французские. Через кафе не передается лицо города. Ниша вообще не заполнена.
НК: На каких культурных мероприятиях любите бывать?
Сложно ответить. На открытия выставок не особо люблю ходить, так как не понимаю, что там делать. Хожу туда, где представлены я и мои друзья. Когда что-то новое привозят. Иногда хожу на концерты интересных мне музыкантов.
НК: Ваше мнение по поводу скульптур Константина Скретуцкого и KievFashionPark
Детская часть с огромным котом — это такой бодрый китч, который в сотни раз лучше, чем новый офисный центр на этом месте. Как вообще так получилось, что его умудрились там поставить, а не изуродовать полностью ландшафт — непонятно. Так что вполне позитивно отношусь. Я просто не очень люблю изображения котов в центре города. Для меня они символ. Но это личное. Хотя к самим котам отношусь с уважением. В KievFashionPark есть вполне достойные скульптуры, вписанные в пространство. Например, прожектор Жанны Кадыровой.
НК: Ваше мнение по поводу «Гостиной республики»?
«Гостинная республика» стала уже знаковым символом борьбы с криминальной властью. Там внутри своих скелетов хватает, но власти гопников надо противостоять любыми методами. Когда людей бьют и травят слезоточивым газом, в ответ надо бить и травить газом. На таких вещах держатся все свободы и уважение к личности во всем мире. Как иначе?
НК: Киевская арт-среда: вы «встроены» в нее или держитесь в стороне? (если в стороне, то почему?)
Невозможно встроиться в то, что достаточно размыто. Есть пара компаний, которые вращаются вокруг кого-то конкретного или какой-то галереи. Мы с моими камрадами по идеям сами активно формируем свою арт-среду. А вообще я всегда считал, что когда твои работы достигают критической массы — они тебя сами автоматически встраивают в арт-среду. Она может быть и не только киевской, а значительно шире.
НК: К творчеству каких киевских художников, музыкантов, артистов вы особенно неравнодушны и почему?
Я вообще неравнодушен к разнообразным творческим проявлениям людей. Считаю театр «Дах» очень интересным явлением, абсолютно уникальным. Очень неравнодушен к деятельности своих коллег по группе «Воля або Смерть». Интересны художники, занимающиеся другими направлениями, абсолютно противоположными. Техноминимал, и вообще електронная музыка бодро развивается. Интересно.
НК: Есть ли в Киеве место (места), которые вы считаете важными «узлами» культурной жизни?
Это пара десятков мозгов, которые на эту тему мыслят и фантазируют.
НК: «Ночной Киев» - какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
Крепко датый картофелеподобный мужичок, в кособоко сидящем, но видимо дорогом, костюме, вывалившийся из караоке-клуба и по инерции продолжающий распевать «Рюумка водки на столе». Он провожает тебя очень неодобрительным взглядом. А через еще каких-то двадцать метров — подтянутый пожилой экспат, выгуливающий в целом симпатичную волосатую собаку.
НК: Ваше любимое место в Киеве
Центральные районы, где сохранились островки исторической застройки. Центральный ботсад. Пейзажка. Подол. Лысая гора. Хотя я в последнее время не очень привязан к конкретной географии.
НК: Самое страшное место в Киеве.
Майдан Незалежности. Концентрация страшной мести людей городу.
НК: У вас есть какие-нибудь городские фобии?
Это охотники за людьми в виде ментов и гаишников, которые занимаются элементарным беспределом. Самый лютый подвид — гопник в погонах, вымогающий у тебя деньги и могущий тебя защемить в рамках своей власти. Забрать деньги и даже убить. Ну и всякие загадочные для меня структуры типа ЖЭКов, паспортных столов и ОВИРов. Вот конкретная фобия. Я стараюсь с ними не сталкиваться, а при столкновении впадаю в катастрофический коллапс и не могу понять, как за тысячелетия цивилизации человечество не смоголо придумать ничего лучше. И вообще откуда берется такое упырство. Еще — засилие низкокачественной рекламы на понатыканых везде биллбордах. Плохие вывески и баннеры, никак не вписанные в архитектуру. Дороги с ямами, в которые проваливаешься по локоть. Дурацкая туалетная плитка, покрывающая весь город и зимой гладкая, как каток. Просто потому что у Васи плиточный завод, и он нормально поделился с пацанами — покрываем весь город, как сортир в столовой.
НК: Киевляне в своем большинстве — цивилизованный или дикий народ?
В большинстве своем цивилизованный народ — древние греки.
НК: Киев по отношению к приезжим – приветливый или жесткий город?
К кому как. От человека зависит. Вести себя надо уметь, и город тебя примет. Не гадить под себя и на голову другим. Это же так просто. Когда ты перестаешь «выживать» в городе, а начинаешь «жить» - отношение меняется в позитивном направлении.
НК: В каком районе Киева вы не стали бы жить никогда?
Я предпочитаю жить в центре, мне тут комфортно по многим причинам. Но ничего не имею против других районов. Тем более, что с развитием Интернета район перестает иметь конкретное преимущество. Хотелось бы развития коммуникации в виде обыкновенной асфальтной дороги, по которой ходит всего-навсего обыкновенный транспорт. По обыкновенному конкретному времени. И вообще, я живу скорее среди людей, чем в среде района.
НК: Какими словами вы можете охарактеризовать Киев (или гамму чувств, которые он у вас вызывает)?
Хаос, который подавляет историю
НК: Вы хотели бы прожить в Киеве всю жизнь или это, скорее, временное место жительства?
Я бы хотел пожить в разных странах и городах. Я занимаюсь таким видом деятельности, что для меня очень важно разнообразие визуальных впечатлений, ландшафтов, ментальности и человеческих характеров. Но Киев люблю и здесь живу с удовольствием. Тут мои пресонажи, я с ними работаю. Хотя тоска иногда охватывает неслабая. Но это касается в основном человеческого жлобства, это проблема не Киева, а всей страны в целом.
НК: Вы коренной киевлянин?
Я приехал около десяти лет назад. Детство провел в Алжире. Отец преподавал там в университете, и там жила семья. Потом жил подолгу в Днепропетровске и во Львове. Какое-то время в Ужгороде. Семья отца частично днепропетровская, частично киевская. Семья мамы частично львовская, частично польская и чешская. Так что четкая «местечковая» идентификация у меня отсутствует. Я мутант. Западно-восточный.
НК: Как вы относитесь к противопоставлению «коренные vs приезжие»?
Современный мир постоянно мигрирует. Он очень мобилен. Это надо осознавать. Тем более художнику. А коренные киевляне — довольно редкий вид. Вымирающий. Мои знакомые киевляне — это культурные, спокойные и широко образованные люди, с городскими традициями и вообще не мыслящие категориями типа «понаехало тут». Учитывая то, что происходило со страной на протяжении последней сотни лет — войны, многократный голод, массовые отстрелы по классовом, национальным и политическим признакам и переселение народов — то коренных вообще очень мало. И это касается не только киевлян.
В основном если и начинается какое-то противостояние, то с такой категорией людей, которая после распросов оказывается вообще не коренными, а «понаехавшими» в первом поколении. С довольно сельско-совковой идеологией и мифологией. Антигородской. Я даже роботу сделал на эту тему «Киевлянин каренной, житловий массив Лесной», которая кстати была коренными киевлянами воспринята со здоровым юмором, кроме конкретно клинических случаев.
Киев во мне
Олекса Манн, художник
Закончил Львовскую Академию искусств и Днепропетровский художественный колледж. Член Союза свободных художников «Воля або смерть». Работы находятся в музеях и частных коллекциях Украины, Великобритании, США, Бельгии, Австрии и России. Постоянно принимает участие в художественных акциях в Украине и за границей.
Работы Олексы:
1 https://www.facebook.com/olexa.mann
2 http://olexa-mann.tumblr.com/
3 http://olexa-man.livejournal.com/
4 http://www.behance.net/OlexaMan
«Иногда, раздумывая над тем, что происходит с Киевом, как его уничтожает разное инфернальное жлобье, я вижу такую картину:
Все, Киев полностью перестал быть историческим Киевом, а превратился в один гигантский ларек, обшитый шифером, вагонкой и обложенный плиткой.
Ну вообще ничего уже не осталось, только ходят невнятные городские легенды про то, что там на холме были какие-то соборы в стиле барокко.
После этого срочно приглашается Годзилла. Он за достаточно короткий промежуток времени вытаптывает территорию Киева до состояния пустыря. Такой легкий архитектурно-художественный апокалипсис. После этого мы прокапываем каналы, перекидываем мосты и строим в центре замок, желательно позднеготический. Возле замка разбиваем рыночную площадь с ратушей и памятником Магдебургскому праву. И начинаем застройку фахверковых домов, местами разбавленную соборами и часовнями разных стилей. Романского, готического, барочного и так через рококо до наших дней: Гери, Фостер, Калатрава и Заха Хадид завершают ансамбль.
И мы живем в нормальном городе, в котором почему-то предусмотрены такие непонятные для нас сейчас элементы, как силует города, удобные транспортные развязки и велосипедные дорожки. За въезд в такой город на джипе-свиновозе размером с маршрутку взимается штраф в виде обрубленной руки. Штрафованием занимается палач в красивом красном колпаке, который живет за городом в Броварах и приезжает только по работе. Как и положено. Светофоры отрегулированы. В центрах площадей, помимо фонтанов, ставим памятники Терещенко, Богдану и Варваре Ханенко, Иеремии Вишневецкому, Адаму Киселю, Котляревскому и всем князьям Острожским. Огромный памятник Гоголю и просто циклопический — барону Энгельгардту в виде сердца с ангельскими крыльями. Все — жить можно».