Я поговорила с Рудольфом Краевским, веганом, организатором украинского движения веганов Vegano Hooligano и веганского интернет-супермаркета (на сайте Vegano Hooligano в соответствующем разделе).
Веганский супермаркет
Для верующего пост — это способ обуздать плоть, подготовиться к празднику Пасхи, а не заниматься поиском новых рецептов, потому рекомендовать веганский супермаркет постящимся будет не совсем корректно. Но всем остальным, для расширения границ, думаю, будет интересно. Главная «фишка» веганского супермаркета – в том, что это сеть, принципиальная позиция которой – не зарабатывать на насилии (слоган: «Товари для життя, що не спричинили страждань жодній живій істоті»). Т.е. например, в органическом магазине с соевым молоком и тофу могут соседствовать органические окорочка и био-яйца. Здесь это недопустимо, что и привлекает принципиальных веганов. Рудольф рассказывает:
«Мы выбрали проверенных поставщиков. Естественно, даем собственную сертификацию – т.е. читаем состав, чтобы в нем не было продуктов насилия. Кроме продуктов питания, у нас есть товары для дома, бытовая химия, косметика, одежда и обувь. Мы выбираем поставщиков исключительно веганских брендов. Т.е. не так, что вот они сегодня шьют обувь из натуральной кожи, а завтра — веганские модели. Конечно, цены достаточно высокие, но это из-за того, что это популярные во всем мире марки, достойного качества, и стоимость их продукции в Украине и, например, Германии практически не отличается. Естественно, у нас не все получается так категорично. Например, мы продаем шоколад от органических производителей, и хотя у нас на полке будет только веган френдли шоколад, но эта же марка может производить шоколад, используя молочные продукты. Есть и хорошая новость – количество веган поставщиков и производителей увеличивается, поскольку растет их число и доступность в нашем официальном импорте. В своей работе мы максимально стараемся поддерживать веган-бренды».
Цены на продукты в онлайн-супермаркете вполне приемлемые, а кое-что даже дешевле, чем на рынке. Но самое привлекательное то, что тут можно купить продукты, с которыми напряженка в обычной сети. Тут есть веганские макароны (от 30 грн), пророщенные ростки (от 20 грн) и многое-многое другое: семечки (от 15 грн), ягоды (от 50 грн), растительные молочные продукты (от 32 грн за литр), сыр тофу (от 10 грн), даже веганская вареная колбаса (от 22 грн), и т. д. и т.п.
«Мы только-только открылись и никакой рекламы не давали, но нас поразило количество покупателей. Мы думали, что на старте покупателями будут наши друзья из веганской тусовки. А заказывают и совсем незнакомые нам люди. Это очень приятно. В ближайшее время мы планируем открывать небольшие точки при спортивных центрах и йога-студиях. На данном этапе нет смысла открывать большой магазин».
Почему на логотипе «Веганов-хулиганов» олень с битой?
Как представителя парнокопытных в мире людей (см. мою фамилию), меня особенно заинтересовал логотип украинских веганов: почему олень? Да еще человекоподобный? Да еще и — главное — с битой?
«Такой хулиганский символ и название мы выбрали специально. Наша целевая аудитория – люди молодые, и вряд ли их заинтересовало бы название типа: «Всеукраїнська Спілка веганів», или «Вегани вітають Київщину». Потому мы выбрали символом симбиоз человека и оленя, чтобы показать, что человек тоже травоядный. А бита? Ну, вряд ли он будет ею кого-то бить, скорее пойдет играть в бейсбол, а с другой стороны, подойти к нему с плохими намерениями будет не так-то и просто».
О движении
Не так-то просто быть веганом в обществе, где всех, кто услышал о твоих нестандартных пищевых привычках, внезапно начинает волновать вопрос: «Где же ты берешь белки?». Мало информации (раньше ее не было вовсе), понимания в обществе, возможностей найти единомышленников, а часто и доступных продуктов.
«Моя цель – показать людям, которые только-только заинтересовались веганством, что отказаться от продуктов животного происхождения не так сложно, как кажется. Да и вообще, это ничто по сравнению с болью и смертью живых созданий, которых мы лишаем жизни ради своих капризов и удовольствия», - говорит Рудольф.
Путь вегана
Если вегетарианцами становятся по разным причинам (кому-то жалко коровок, а кому-то – денег на мясо), то веганство – это скорее философия, чем диета: главная его цель – отказ от убийства или эксплуатации любых живых существ.
«Как-то так получилось, что я с детства задумывался над смыслом жизни. Какую пользу я могу принести миру? Что я оставлю после себя? Необходимо помогать другим, или думать только о собственном благополучии? В 16 лет я отказался от мяса. Причиной послужила любовь к музыке – мои кумиры-рокеры были хиппи, и конечно же, не употребляли мяса. Но к 30 годам я обзавелся вредными привычками, например, начал курить. Это был хороший момент навести порядок в моей жизни и наконец, обрести гармонию. Так я отказался от всех продуктов, которые причиняют боль другим живым существам. Например, косметики, которая тестируется на животных, или одежды из кожи и меха».
О толерантности
Самый скользкий и сложный вопрос, который только можно задать руководителю веганского движения: о том, как они относятся к нам, несчастным мясоедам? (или флекситарианцам, в моем случае. флекситарианство – частичный отказ от мяса, когда человек употребляет его несколько раз в месяц, обращая внимание на качество продукта и собственные желания). Вот закажешь ты соевой колбасы, а придет курьер на встречу, увидит, что у тебя сумка кожаная — а ну как как плюнет тебе с презрением на кожаные туфли?
«Мы популяризуем веган-идею: сострадаем не только животным, а и людям. Потому, мы сострадаем и тем, кто пока не пришел к нашей философии и продолжает употреблять пищу животного происхождения. Веганизм — это доброта, сострадание, сопереживание, а не агрессия и навязывание людям своего мнения. Бывают агрессивные веганы, но это в корне противоречит философии веганизма. Конечно, мы популяризуем веган-идеи, проводим кулинарные мастер-классы, где показываем веганские рецепты, угощаем людей. НО: никому не навязываем свои предпочтения, выбор каждый должен делать сам».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сушите фрукты, господа: опыт киевского сыроеда
«Аюрведа кафе»: чем кормят в ведической столовой
Тяжкий пост: тестируем доставку вегетарианской еды
Кавайный чай: bubble tea shop в Киеве
Шесть соков и антипохмелин: напитки с технологией push top