Квест (от англ. «quest» – поиски приключений)  -  активная интеллектуальная командная игра, в которой побеждают те, кто быстрее разгадают хитроумные задания-головоломки организаторов и раньше остальных придут к финишу (а где именно он находится,  выяснится по ходу дела, если хватит смекалки, конечно). За границей подобные «развлекаловки» давно в ходу - вспомнить хотя бы знаменитый французский проект «Fort Boyard», созданный по тому же принципу (выполнение заданий на время, разгадывание загадок.) Китайцы сходят с ума по квестам, мероприятия возведены на всенациональный уровень: на этом делают бешеные деньги турфирмы, рекламные компании, шоумены, и киностудиям перепадает.

Квесты

Игры бывают разных типов. В зависимости от способа проведения, они делятся на:  пешеходные, автоквесты, велоквесты, комбинированные. По типу прохождения: линейные и нелинейные, по длительности: пешие - в основном начинаются утром и занимают от 2 до 5 часов (максимум); авто – стартуют вечером, в 21.00-22.00 и длятся либо 4-5 часов (блиц-игры), либо часов по 15-20. Большинство проводится на выходных.

Желающих поиграть в Киеве хватает, в основном, это «активисты» от 18 до 40 лет. Договариваются о будущих «побегушках» на тематических сайтах и форумах (КГБ, Quest.ua, Наш город, Footquest и др.), команды заранее подают заявки. Удовольствие, конечно, небесплатное – взнос либо от 20-50 грн с человека в пешеходных,  либо от 200 грн за команду -  в авто. С некоторых пор стало популярно проводить квесты, приуроченные к какой-либо дате: День Киева, День Влюбленных, Булгаковский фестиваль и т.д. Появились компании, которые занимаются организацией квестов на заказ, к примеру, Агентство Quest Event Network, которое в сентябре 2008 года основало Федерацию квеста Украины, чтобы вывести квест на государственный уровень и популяризировать игру в Украине.

«Наш Киев» пообщался с профессиональным квестером Николаем Вихтюком. 27-летний киевлянин закончил КПИ, по образованию – инженер-программист, работает менеджером по маркетингу, а в свободное время участвует в интеллектуальных эстрим-марафонах.

НК: Николай, ты помнишь свой первый квест?

Очень хорошо помню. Он прошел в  2004 году, по счету второй пешеходный за всю историю квестов в Киеве. Собралось аж четыре команды (в первом было всего две). Прочел о нем в инете, до того никогда не видел, не слышал, не знал, что за игра и как будет проходить. Сказано, мол, место сбора возле «Радуги», взнос 10 грн. с человека… Сперва думал, что лохотрон: прихожу – никого нету, но потом люди подошли. Игра проходила в центре: Шевченковский, Подольский район плюс Труханов остров. На Трухановом возле парашютной вышки мы финишировали. Прибежала наша команда второй, но заняли мы первое место, потому что у соперников набежало много штрафного времени за ошибки.

НК: И пошло-поехало?

Да, я этим всерьез увлекся. Во втором квесте мы тоже выиграли, и в третьем, и в четвертом. Квест-движение постепенно развивалось, стало собираться по 10-12 команд, мы ездили на игры в Харьков, во Львов. Были даже благотворительные квесты – помнишь, проводилась по  городу акция «Save Andrey - рак це не вирок».

Человеку поставили неправильный диагноз, долечили до того, что у него не стало иммунитета. Прошлой весной мы организовывали вело- и пешие квесты. Стартовый взнос с участника - 50 грн. Участвовало не менее 20 команд, и все деньги пошли в фонд Андрея Лазарева.

НК: Ты не только игрок, но и организатор квестов. Как это получилось?

Сперва я хотел устроить квест в честь своего дня рожденья, 11 февраля. У меня очень много друзей и знакомых, не знал, как их всех собрать, а квест дает такую возможность. По ходу стало понятно, что удобнее всего его провести 14 февраля, поэтому тематика игры изменилась. Мы с подругой Таней написали сценарий дня влюбленных. До 12 ночи сидели, расписывали, что происходит на свидании, с чего оно начинается, как проходит, по пунктам: встреча – искра, вдохновение – обмен телефонами – флирт – первое свидание – томление – второе свидание - витание в облаках...И каждое задание так или иначе было связано с этими «точками отсчета». Игрокам нужно было признаться девушке-агенту в нежных чувствах без слов, написать стих в смс, спеть серенаду под окном, накормить булочкой в форме сердца голубей, найти на Майдане в толпе нужного человека и поцеловать его, чтобы получить следующий код. Последняя точка – признание в любви, команда приходит в дом на Львовской площади, и поет песню «Я люблю тебя до слез» в телефон, а мы ее слушаем на том конце провода.

НК: С какими сложностями вы столкнулись во время подготовки?

Иногда приходилось изменять задания от независящих от нас обстоятельств. К примеру, сперва планировалось, чтобы народ кормил голубей булочкой на улице Круглоуниверситетской. Мы пришли туда – и вообще ни одного голубя, хоть глаз выколи. Так что сразу меняется сценарий, переносить этот эпизод на Прорезную. Обошли много подъездов в центре, подбирая на них код, чтобы найти старинный дом, куда можно было бы зайти. Когда я распечатывал задания и материалы для квеста, дал сбой принтер, пришлось срочно что-то придумывать. И в таком же духе. Но все было готово за несколько дней, игра прошла успешно, человек 50 поучаствовали.

НК: Понятно, что во время игры случаются разные курьезные моменты. Можешь припомнить самые яркие из своего опыта?

Оранжевая революция, самое начало. А у нас – квест. Повязали мы оранжевые ленточки, бегаем по городу, в какой-то момент куда-то через центр мчались. При виде нас все бабушки cтали громко комментировать: «О, це ж марафон за Ющенко!»  А еще было такое - организаторы спрятали очередное задание, распечатанные на листочках, в киевском дворике, и предприимчивая местная жительница заприметила, что вокруг много народу крутится и интересуется, улучшила момент, забрала распечатки себе и стала… продавать их игрокам! Еще забавно, когда по заданию нужно было угощать прохожих пивом (бесплатно!) - но не больше, чем по одному стаканчику в руки - и опустошить в итоге бутылку . Находились такие любители, которые специально проходили мимо второй раз и третий, чтобы угоститься снова и снова.