Впервые спектакль показали киевлянам в январе 2008 года — причём не просто зрителям «с улицы», а пациентам больницы. Участники труппы «Театра с того света» под руководством Сергея Эненберга понимали, что идут на эксперимент. В сентябре 2007-го года режиссёру предложили вести театр «Будьмо» при Павловской больнице, но, конечно, чтобы играть в таком спектакле и не заблудиться в собственных душевных метаниях, нужно иметь здоровую психику. Поэтому пациенты в тот раз только смотрели. По словам одного из тогдашних зрителей-фотографов: «Талантливейшая игра на сцене и ни единого звука из зала. Говорить с душевнобольными о душевной болезни, это наверное, высокоинтеллектуальный абсурд какого-то безумного гения.»

— То, что мы делаем с пациентами, это не театр, а скорее прикосновение к нему. Многие больные погружены в себя, им трудно воспринимать окружающих. У нас учатся прежде всего умению общаться, — говорил в тот раз Сергей Эненберг. — Для меня важна ставка на личность человека не только в преодолении болезни, а и во взаимодействии с разными проблемами и бедами. Мы пытаемся искать среди пациентов людей, которые за что-то держатся, чем-то дорожат, показывать, что у них получается. Для этого мы организовываем творческие вечера, проводим театральные игры, выставки. С помощью студентов работаем с детками, играем с ними, устраиваем спектакли. Мы пытаемся делать жизнь этих людей чуть ярче.

С тех пор эту драматическую шараду играли ещё несколько раз, предварительно объявляя о предстоящем событии на сайте или в тематических группах Вконтакте. На субботнее мероприятие 28 ноября зарегистрировалось 385 человек, а в предыдущие встречи, например, в январе 2009-го – в такой группе было 1167 участников.

Без сомнения, спектакль стоит того, чтобы побывать на нём хоть раз. Во-первых, сам антураж. В холле перед входом в зал размещена выставка работ местных умельцев: самодельные «украшения» из бумаги и клейкой ленты, красочные картины с разными, не всегда понятными сюжетами. В 7 часов зрителей пригласили в зал (и весьма вовремя, поскольку народу в помещение набилась тьма тьмущая, становилось жарковато). Мест хватило всем. Собрался самый разнообразный люд: молодые и пожилые, неформалы и «белые воротнички». Одна барышня-готесса во время представления гордо продефилировала перед сценой, держа в руках сумочку в виде гроба. Я даже в какой-то момент подумала, что это Настасья Филипповна затесалась в ряды зрителей для отвода глаз, а потом ка-а-ак выскочит на сцену. Но не выскочила.

А могла бы, кстати. Поскольку спектакль — с сюрпризами, и, по словам режиссёра, каждый раз играется по новому. В нём хватает интересных приёмов, эффектов — визуальных и слуховых, неожиданных диалогов актёров со зрителями, разудалых песенных номеров под бубны в середине, казалось бы, печального повествования. В действие введён совершенно очаровательный персонаж — любопытствующий неравнодушный читатель. Его играет 17-летняя Ливия Баркар, студентка Института им. Карпенко-Карого. Она задаёт вопросы князю Мышкину, прерывая ход событий и «влезая» в роман: оказывается то в приёмной у генерала, то в гостиной Лизаветы Прокофьевны, а то надевает кепку, полосатые гольфы — и становится сорванцом, обижающим бедную Мари вместе с другими детьми.

Ни тени фальши, естественность, простота и лёгкость — очень убедителен в роли Мышкина 20-летний Клим Козинский (также студент факультета кинематографии и телевидения Института им. Карпенко-Карого). Он, кажется, не играет, а проживает эти 2 часа за князя, и ему сразу веришь.

То же самое можно сказать о Людмиле Гончаровой (закончила Университет им. Драгоманова и работает в школе «Надія», для детей с психическими и физическими недостатками) — её генеральша получилась шумная, вздорная и деспотичная, но вместе с тем добрая и чувствительная, в сущности, ребёнок, как говорил о ней князь.

Вообще, игра актёров неоднородна, даже на непрофессиональный взгляд. Кто-то просто проговаривает «текст»,  не в силах вложить в него нечто большее, чем слова. Но есть несколько сильных сцен (в спектакле обыграны первые главы романа), во время которых забываешь, где находишься, сопереживая происходящему. В целом, впечатление от увиденного остаётся яркое.

В репертуаре «Театра с того света», помимо Достоевского — миниатюры по поэмам и письма Шевченко и его современников  «Таємниці серця», инсценировка хасидских притч из книги Мартина Бубера «Скрытый свет»: «Рабби Айзик из Кракова или Дорога домой», детские спектакли по произведениям В. Нестайко и другие работы. О новых мероприятиях можно узнавать на сайте

Кстати

В скором времени будет проводиться набор в студию «Театра с того света». Программа тренингов предполагает занятия актерским мастерством, сценической речью, сценическим движением три раза в неделю на протяжении 6 месяцев. Люди, прошедшие обучение, становятся участниками новых проектов и осваивают роли существующего репертуара.

Собеседование со всеми желающими принять участие в тренингах проходило 29 ноября и пройдёт 6 декабря 2009 года, по адресу Питерская 4-а. Встреча возле магазина «Сильпо» на пл. Космонавтов в 15.45.  Запись по телефонам: (066) 185-40-40 и (063) 039-73-75.