Дмитрий Легеза: сегодня космический потенциал Украины губит госмонополия на ракетостроение

Дмитрий Легеза, основатель компании Space Logistics Ukraine, утверждает, что космическая отрасль находиться в стагнации и нуждается в привлечении частного капитала.

«Космической отраслью в Украине никто не занимается. Почему я делаю такие выводы? Все очень просто. Маркер работы любой отрасли — это конкретный результат. Не процесс — поехали, встретились, обсудили и снова встретились, и снова обсудили. Именно так выглядит новостная лента от государственных структур космической отрасли. На орбите нет ни одного украинского государственного телекомуникационного спутника. На государственных производствах не могут произвести полноценно ни одного ракетоносителя. Но на это все есть определенные причины. И я знаю какие именно, но пока не буду об этом говорить. Отрасль в жуткой стагнации. Я бы сказал, что еще немного, и процессы будут необратимые. Сегодня космический потенциал Украины губит государственная монополия на ракетостроение и на космическую деятельность в целом».

«На самом деле много разговоров, но по сути нет новых разработок. Все, что делается — это просто осваивания бюджета, а не развитие отрасли. Из официальных источников не сложно ознакомиться с цифрами для сравнения. Например, в 2018 году в бюджете заложено финансирование Государственного космического агентства 2,025 млрд грн, на 2019 год — 2 млрд 128 млн 62,1 тыс. На космическую программу 2013-2017 годов — 2,58 млрд грн, 2018-2022 годов — 25 млрд грн. Но если вы попытаетесь в программах найти смету — будете разочарованы. В самой программе детальной сметы расходов нет, есть лишь ориентировочная сумма финансирования».

«Для развития отрасли первое, что необходимо — это изменения в законодательстве. Чтобы частный капитал мог участвовать в развитие космической отрасли. Не нужно ходить далеко за примерами. Илон Маск за 2018 год запустил 19 ракет-носителей Falcon 9 и заканчивает строительство космодрома стоимостью 100 млн долларов. Это и коммерческие запуски и по заказу государства. В этом всем есть экономическая составляющая. Например, космодром "Байконур" сейчас находится в аренде с годовой оплатой в 110 млн долларов».

«Я часто слышу, что Украина уже потеряла инженерный потенциал космической отрасли. Но я не совсем согласен с этим утверждением. Еще нет, не потеряла. Хотя очень к этому близка. Потому что молодые ребята с потенциалом, при выборе работы в Space X или государственном предприятии (потому что других в космической индустрии в Украине пока нет), конечно же выберут Space X. Даже если там придется бесплатно работать, самый главный аргумент — это возможность на практике строить ракетоносители. А не становиться "художником", как называют себя некоторые специалисты, что работают на государственных предприятиях. Лично это слышал от них. Потому, что уже давно ничего не проектировали. Не потому, что не способны. Просто заказов таких от руководства отрасли не поступает. Знания и опыт таких проектантов на вес золота, но сегодня они никому не нужны. Все, что они разрабатывают, так и остается на бумаге. Работа на предприятии такого инженера или проектировщика — это от разработки до сопровождения процесса изготовления ракетоносителя или спутника. А так "художники" — все остается на бумаге.

Меня больше всего удивляет, что проектировщикам и инженерам государство платит зарплаты, но не ставит задач. Тем более, что это очень небольшие деньги, чтобы специалисты не задумывались о смене деятельности. Так не должно быть. Меня это возмущает и расстраивает.

Дело в системе. Люди на предприятиях стали заложниками системы, что уже стала причиной стагнации отрасли.

Изменения законодательства и снятие государственной монополии даст возможность частным компаниям стать партнерами или заказчиками у государственных структур на разработку ракетоносителей или спутников. Это, в свою очередь, удержит специалистов в стране потому, что их знания и опыт будут востребованы».

«Мы привлекли к работе известного шведского астроблогера Валентина Гаденова. Сегодня он в статусе советника компании. Он несколько месяцев находится в Днепре в нашем главном офисе. Так вот инсайд для Валентина — концентрация людей высочайшего уровня специалистов космической отрасли в одном городе. Такого аналога нет ни в одной стране Европы.

Для нас абсолютно логично, что местом для нашего офиса я выбрал Днепр. Это не только мой родной город. На сегодняшний день именно в Днепре два самых масштабных предприятия космической отрасли».

«Много негатива от людей. Но это от информационного вакуума или знаний, которые ограничиваются школьной программой. Космопорт строить необходимо. Конечно же с учетом его востребованности на ближайшие лет 20-30, не меньше. Я постоянно повторяю, что свое "окно" в космос поставит нас в другой статус в геополитическом аспекте. Откроет возможности для развития науки. И сегодня я вижу огромное количество людей, которые поддерживают нас. Они разделяют мою точку зрения и моей команды. И это очень вдохновляет. Космическая отрасль нуждается в центре притяжении, который будет защищать интересы участников и делать все возможное и даже, иногда, невозможное для ее развития. Конечно, в первую очередь, это должна быть позиция первых лиц страны. Мы разработали концепцию развития отрасли и мы открыты к диалогу для тех, кто действительно принимает решения. Как человек из бизнеса я не привык к ненужным и непродуктивным разговорам. Поэтому ходить и всем подряд рассказывать, что я знаю как нужно, и что необходимо — я не буду. Мы просто каждый день будем делать один уверенный шаг — продолжать заниматься подготовкой технического задания по проектировке космопорта, проводить лекции для молодежи, развивать ассоциацию. Я готов раскручивать этот маховик. Потому что уверен, что космическая отрасль — один из наибольших потенциалов нашей страны».