Освободили из полувекового плена настенную живопись ХVIII и XIX столетий. Эти произведения церковного искусства были скрыты за специальным слоем побелки. Теперь, после заседания ученого совета заповедника, «Сретение» и «Крещение», находящиеся в центральном нефе собора, и еще целый комплекс изображений в Апостольском (Мазепинском) приделе решили открыть для посетителей.

- В 60-х, 70-х годах прошлого века масляную настенную живопись придумали затонировать специальной бежевой краской, - объясняет замдиректора заповедника «София Киевская» Ирина Марголина. - Это было связано с тем, что она контрастировала своими яркими тонами с древними тусклыми фресками. Да и произведения украинского барокко в советское время считали недостойными внимания. Теперь же ученые пришли к выводу, что росписи Селезнева в центральном нефе и неизвестного автора в Апостольском приделе имеют право быть доступными зрителю. Тем более что последние создавались на деньги Ивана Мазепы. Гетман, желавший независимости Украины, повелел, чтобы художник нанес на стены лики малороссийских подвижников: священномученика Макария, святителей Кирилла и Мефодия, первого Киевского митрополита Михаила, святую равноапостольную княгиню Ольгу и Крестителя Руси Владимира. Таким образом он стремился подчеркнуть особую благодатность нашей земли.

Свод в западной части нефа, кстати, пока еще забелен. Там частично сохранились картины на темы Вселенских соборов. В каком они состоянии и как выглядят, знают очень немногие. Если найдется финансирование на дальнейшую реставрацию, то покажут и их.

{google}

Комсомольская правда в Украине