В ПОГОНЕ ЗА СНЕГОУБОРОЧНОЙ ТЕХНИКОЙ

В течение двух дней мы искали на киевских улицах любую машину, которая хоть каким-то образом могла чистить снег. Гуляли по Крещатику, заглядывали на Контрактовую, поднимались на Софийскую и Михайловскую площади. Словно назло коммунальщики точно сквозь землю провалились.

И лишь в воскресенье вечером недалеко от «Арены» встретили уборочный трактор, но угнаться за техникой, которая мчалась как на пожар, не удалось. Тракторист посмотрел на бегущего следом, орущего и размахивающего руками корреспондента «КП» и только покрутил пальцем у виска. А потом… показал средний палец. А зря. Тому, кто согласился бы покатать «КП» на своей технике, светило вознаграждение - бутылочка коньяка, выделенная редакцией…

Конечно, можно было решить вопрос проще - связаться с мэрией и попросить у них спецмашину на несколько часов. Для репортажа. Но хотелось увидеть не образцово-показательную технику с водителем в парадном костюме, а рядового коммунальщика за работой.

После очередной неудачной охоты я возвращался в начале двенадцатого ночи домой, думая, сильно ли мне влетит за провал задания. И - о чудо! - у входа в метро «Сырец» увидел оранжевую машину с огромным ковшом...

НОЧНОЙ ДОСМОТР И АПЕЛЬСИНЫ

Стучу в дверь кабины, улыбаясь, как пьяный идиот.

Дверь со скрипом открывается сантиметров на двадцать.

- Чего надо? - мне видна только черная шапка водителя. А еще - прижатый к колену правой рукой гаечный ключ.

Долго объясняю, цепляясь за ручку и переживая, что какой-то ночной ездок, обгоняя припаркованный ГАЗ, размажет меня по асфальту.

- Руки из карманов вытащи и удостоверение покажи, - командует шофер.

Его правда: в полдвенадцатого ночи нужно быть крайне осторожным. Протягиваю удостоверение…

- Ого! Да ты из Крыма, - после минутного разглядывания удивляется водитель.

- Да, недавно в Киев переехал.

- У меня в Севастополе тетя живет. Залазь, боец.

Все - я в салоне. В кабине тепло, пахнет апельсинами - вся торпеда завалена шкурками цитрусовых и шелухой семечек - трещит рация и завывает шансон. От перепада температур мои очки мигом покрываются испариной.

- Да тебе дворники ставить нужно, - гогочет шофер и извиняется за кавардак в кабине. - После смены привожу рабочее место в порядок. Тока ты не пиши, что у меня грязно…

80 ЛИТРОВ НА 100 КИЛОМЕТРОВ

Илья Семеныч - так представился водитель - мужик лет пятидесяти с глубокими морщинами на одутловатом лице. Семья - двое дочерей и внук Володя, в честь Путина. Жена умерла пять лет назад.

- Вместе с леваками зарабатываю тысяч пять, - рассказывает Илья Семенович, виртуозно скидывая ковшом снег на обочину. - У нас смена - сутки через двое. Кто-то из ребят дома валяется на диване, а мне нельзя - надо дочерям помогать. Умею сантехнику устанавливать, чинить, вот и подрабатываю по выходным.

Специальный «газон» оборудован не только ковшом, но и цистернами с водой - летом поливает дороги. Технике больше двадцати лет.

- Ты это… не обижайся, - смущенно говорит водитель, поглядывая на гаечный ключ. - Просто всякое бывает. А возить эту штуковину я начал после того, как три дебила на остановке прицепились - довези их куда-то и все. А куда я могу везти?! Расход топлива - 80 литров на сто километров. К тому же все машины оборудована GPS-датчиками - диспетчеры видят, где нахожусь.

На вопрос, почему в городе так мало коммунальных машин, Илья Семенович разводит руками. Но соглашается: для столицы действительно мало.

Чистить всегда помогала армия

Мы поднимаемся от «Сырца» вверх к метро «Дорогожичи». Илья Семенович периодически объезжает припаркованные на обочинах иномарки. Ругается.

- Пробовали как-то с гаишниками и эвакуатором ездить, - говорит он. - Но это не работа, а мучение: за полчаса переставили одну машину и почистил три метра дороги. Потом следующая тачка. За час - десять метров убрал. Это кошмар. Днем редко выезжаем, потому что толку мало.

Между тем, как рассказывает Илья Семенович, киевские дороги, обочины и тротуары привести в идеальный порядок можно и по-другому.

- Всегда в этом помогала армия, - вздыхает он. - И меня гоняли с лопатой. Это нормально, так должно быть. Двадцать бойцов во время пробок сделают намного больше, чем я. Раньше у нас была другая техника, называли ее «царапка» - двумя щупами грузила снег на конвейер, а тот ссыпал в грузовик. Чистила быстро и эффективно. Но сейчас ей не воспользуешься. По пробкам попросту не развернется!

За полтора часа, которые пролетели за разговорами, мы очистили два километра. Вернее - скинули снег на обочину. А оттуда его тоже надо забирать. Порой оставляли целые кварталы, где на обочинах стояли авто.

- В Киеве очень много машин, - сетует Илья Семенович. - Город просто исчерпал свой лимит. Каждая тачка с утра на крыше и капоте везет как минимум по килограмму снега - никто ж не чистит свои машины.

В середине ночи мы попрощались, я отправился спать, а Илья Семенович поехал дальше. Его смена заканчивается только под утро. Кстати, домой он вернулся с обещанным презентом. Прощаясь, пошутил: если бы так поощряло начальство - работали бы круглые сутки и дороги блестели.

Р.S. По данным мэрии, во время снегопадов на городских дорогах работают 280-300 единиц техники круглосуточно. Но дороги по-прежнему похожи на трассы зимнего ралли.

ТОЛЬКО?ЦИФРЫ

Ежедневно на дороги высыпают сотни тонн соли.

- К примеру, при точном расчете мы выяснили, что за день потратили 274 тонны соли, 277,5 тонны песчано-соляной смеси и 62,5 тонны фрикционных материалов, - сообщает пресс-служба КГГА.

В КГГА РАПОРТУЮТ О РАСХОДАХ СОЛИ

По данным мэрии только за сутки ее сыплют сотни тонн.

- К примеру, при точном расчете за день, мы выяснили, что потратили  274 тонн соли, 277,5 тонн песко-соляной смеси и 62,5 тонн фрикционных материалов, - сообщает пресс-служба КГГА.

Цифры впечатляют. Но десятки (если не сотни) заснеженных дорог, особенно на окраинах Киева по-прежнему ждут коммунальщиков. И цифры заснеженный асфальт не пугают… Впрочем, эта проблема не только киевская. Стонут и москвичи. Во время снегопадов МКАД превращается в кладбище застрявших в многокилометровых пробках авто…

- Проблема не в снеге и не в работе коммунальщиков, - рассказывает Алексей Родионов, эксперт Института экономики Москвы. - Беда в другом. Пока у нас машин больше, чем может пропустить наша улично-дорожная сеть, никакие меры полностью не разгрузят город. Нужно, пожалуй, сделать больше выделенных линий для общественного транспорта. Тогда у человека появится реальный выбор, на чем добираться: на автомобиле в жуткой пробке или на автобусе по свободной полосе.

Что ж, может и Киеву воспользоваться этим методом? Ведь что бы ни говорили о количестве снегоочистительной техники,  дороги по-прежнему, по словам водителей, похожи на трассы зимнего ралли.

А КАК У НИХ

В Германии - чрезвычайное положение...

Нынешней снежной зимой в Германии было практически введено чрезвычайное положение, для расчистки заносов на городских улицах в помощь коммунальщикам отрядили армейские части. И все равно работы по вывозу снега заняли несколько дней.

На юге Европы, в городах Испании, Греции, Португалии, вообще нет снегоуборочной техники - там на несколько дней все остановилось, пока снег не растаял.

В начале февраля снегопады во Франции и Германии уже не вызвали паники - дорожные службы быстро перешли на сверхурочный график. Но появился дефицит соли, которой посыпают асфальт после уборки снега. Обычная норма - 4000 тонн в сезон - была исчерпана за январь.

И все же спустя пару дней после снегопада парижские улицы вновь сияли чистотой. Почти весь снег с них вывезли. А тот, что не успели, вскоре растаял сам.

Олег ШЕВЦОВ. Париж.

...а в Стокгольме - дикие пробки

Сильная метель, закачавшаяся под Рождество над Стокгольмом, застала врасплох местные коммунальные службы. Движение на многих улицах шведской столицы почти полностью прекратилось. Автобусы некоторых маршрутов просто не вышли на линию, таксомоторы были нарасхват (по местным правилам при опоздании общественного транспорта более чем на 15 минут пассажир имеет право вызвать такси, оплата счета за поездку ему позже возмещается). Но и легковушки застряли в снежном хаосе. Коммунальщики оправдывали свои «недоработки» недостатками закупленной за рубежом снегоуборочной техники, которая, в частности, буксовала на подъемах.

В январе улицы из-за сугробов становились узкими, некоторые из них не могли пропустить одновременно две машины. Стокгольмцы наконец поняли, что такое настоящие пробки.

Основной «присыпкой» в Швеции остается соль, за зиму ее расходуется около 250 000 тонн. Химические составы применяются в королевстве с большой осторожностью. Смесь снега с реагентами считается ядовитыми отходами, которые запрещено сбрасывать в воду. Их следует вывозить на специальные «вредные» свалки. Но пока средств на создание таких свалок не хватает.

Наталия ГРАЧЕВА. Стокгольм.

КСТАТИ

Во время снегопадов на киевских дорогах работает 280-300 единиц техники круглосуточно.

{google}

Кирилл Железнов

Комсомольская правда в Украине