Уже более четырех лет киевские старообрядцы ходатайствуют о возвращении храма по ул. Г.Сковороды, 9-б.

Несмотря на то, что действующий храм находится в аварийном состоянии, глава Киевской городской государственной администрации Леонид Черновецкий не спешит отдавать здание. Городские и государственные власти просто игнорируют требования верующих.

Личные встречи главы Русской православной старообрядческой церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия Титова и архиепископа Киевского и всея Украины Савватия Козки с главами Государственного комитета по делам национальностей и религий А.Саганом и Ю.Решетниковым к конкретным результатам не привели. Попытки верующих встретиться с мэром г. Киева или кем-либо из его заместителей успехом не увенчались.

Этот пример красноречиво свидетельствует о проблемах со свободой совести малых конфессий в нашем государстве.Вопрос культовых сооружений, принадлежавших Украинской епархии Русской православной старообрядческой церкви, очень важен. Ведь до сих пор в независимой Украине этой религиозной конфессии не было возвращено ни одного культового сооружения, несмотря на то, что эта проблема часто возникала во многих городах страны — Харькове, Севастополе, Бершади и т.д. Киевская история решения — вернее, не-решения — этого вопроса очень показательна.

В Киеве старообрядческие общины существуют несколько столетий. По неподтвержденным сведениям русские старообрядцы поселились здесь в начале ХІХ в. Видимо, сначала это были главным образом купцы. Известны фамилии некоторых из них: Алексеевы, Шишикины, Беляевы, Поповы.

Поскольку старообрядцы выделялись между массы населения высокой степенью религиозности, то естественно, что в Киеве сразу были устроены неофициальные старообрядческие часовни (открывать храмы власти не разрешали).

Когда именно были открыты молельни, точных сведений до сих пор нет, ведь до 1905 г. старообрядцы подвергались постоянным гонениям.Однако, несмотря на притеснения, в первой половине ХІХ в. купцы-старообрядцы оказывали значительное влияние на развитие торговли, промышленности и благотворительности Киева. К середине ХІХ в. в городской торговле и промышленности они вышли на первые позиции.Антистарообрядческие меры политики правительства Николая І в середине 50-х годов ХІХ в. привели к существенному ухудшению положения купцов-старообрядцев Киева.

Если в первой половине ХІХ в. идет интенсивное увеличение численности купечества, приверженного старой православной вере, то к середине века этот процесс заметно приостанавливается, несмотря на то, что купцы из старообрядцев продолжают вести здесь свои коммерческие и промышленные дела.

Борьба со старообрядчеством дала результаты уже во второй половине ХІХ в. Тогда место старообрядческого занял еврейский капитал, а к концу этого же века купцов из христиан 1-й гильдии в Киеве насчитывалось только 11 человек, в то же время между евреев их было до 350.Первые упоминания о старообрядческом молитвенном здании в Киеве мы находим после пожара 1811 г. Тогда вместе с другими городскими строениями на Подоле сгорела и староверческая часовня. В 1813 г. киевский купец Иван Алексеев выстроил новый молитвенный дом по ул. Черная грязь (у восточной стороны горы Киселевки, ныне у Фроловского женского монастыря). В 1860 г. часовню с ул. Черная грязь перевели на ул. Набережно-Никольскую, а поскольку согласие у городских властей получить оказалось невозможно, то и церковь устроили в доме тестя Николая Фадеевича Попова, тоже киевского купца — Николая Киселевского. Церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.В 1874 г. старообрядческий священник Кирилл Куликов открыл по ул. Почайнинской второй в Киеве храм — который был освящен во имя Вознесения Господня.

Внешне здание имело вид обычного флигеля. В 1876 г. полиция возбудила уголовное дело против о. Кирилла за ''самовольное'' устройство молельни в собственном доме, однако Киевская палата уголовного и гражданского суда следствие по делу К.Куликова прекратила ''за отсутствием состава преступления''.Гонения коммунистов на верующих не обошли и Киевскую старообрядческую общину. Собственно притеснения прихожан и духовенства начались еще в середине 20-х годов ХХ в.Оба храма в 30-х годах у киевских старообрядцев были отняты — об этом свидетельствует ''Список всіх закритих молитовень православного релігійного культу по м. Києву''. Здания церквей власти предполагали отдать под клубы. Но через год Вознесенская церковь вновь была возвращена верующим; здание же Успенского храма перешло в коммунальную собственность г. Киева, а имущество общины перенесено в церковь по улице Почайнинской, 26.

Несмотря на отсутствие постоянного священника в военные и послевоенные десятилетия служба в храме не прекращалась.Ныне храм Киевской общины по ул. Почайнинской находится в аварийном состоянии, потолок крепится на пяти столбах.Сейчас в Киеве проживает до 3 тыс. православных старообрядцев. Несмотря на то, что община на протяжении уже четырех лет ведет переписку с городскими и государственными органами власти о возвращении храма, результата достичь не удается.

Городские власти игнорируют указ президента о реституции, как и пакет документов, представленный общиной в Киевскую городскую государственную администрацию. Чиновники Черновецкого тянут время и совершенствуются в отписках, сводящихся к тому, что вопрос передачи храма местной общине положительно решить невозможно.На протяжении столетий киевские старообрядцы занимали видные места в общественной жизни города, существенно влияли на его социально-экономическое и духовное развитие. Но нынешние киевские власти не желают вернуть старообрядцам то, что принадлежит им по праву, сообщает svodka.net.

kiyany.obozrevatel.com