Уже до конца этого года из центра Киева исчезнут все маршрутные такси. Частников заменят новенькими автобусами «Киевпастранса», в которых проезд первый год будет стоить 1,50 грн., а затем, по словам начальника главка транспорта Алексея Бархатова, 2,5 гривни. Кроме того, в мэрии обещают, что через два года, к Евро-2012, в столице не останется ни одного частного перевозчика.

ПРИЧИНЫ. Столь радикальные меры, как говорят власти, — из-за пробок, которые возникают часто из-за лихачества водителей маршруток, заявил первый заммэра Александр Попов. Вторая причина, по словам Бархатова, — Евро-2012. Мол, негоже катать туристов в полуразваленных, неисправных машинах.

В первую очередь маршрутки уберут с территории, ограниченной стадионом «Олимпийский», Контрактовой площадью, площадью Победы и метро «Арсенальная», включая Крещатик и Европейскую площадь. «В планах — закупить сто новых автобусов. Каждый из них способен заменить по вместительности 2—3 маршрутки. Это будут современные автобусы с низким полом, как сейчас уже ездят. Кроме того, мы будем открывать новые автобусные маршруты. Ведь частники создали много новых популярных направлений», — обещает Бархатов.

Маршруточники в ужасе от сложившихся перспектив. «Это же душит бизнес! Когда в городе мы только начинали ездить, то все говорили, что люди не захотят платить дороже и ездить на маршрутках. Но все наоборот — народ скорее сядет в маршрутку, чем в троллейбус, потому что мы быстрее», — сказал нам водитель маршрутки №231, которая ездит от Жулян до площади Льва Толстого, Алексей. Водитель «Богдана» №230 Константин считает, что власти заговорили об изгнании маршруток, поскольку те заикнулись о повышении тарифов до 4 гривен.

НЕЗАКОННО? Экс-начальник транспортного главка Петр Костенко считает, что мэрия не имеет права определять, кто будет ездить в городе: «Согласен, что количество маршруток в центре великовато. Но по закону о транспорте, мэрия может определить только условия конкурса. И любая компания, частная или коммунальная, может выиграть конкурс на перевозку».

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ МЕЛКИХ БУСОВ

Чем чревато для киевлян исчезновение маршруток из центра?

МИНУСЫ. «Если пустят автобусы, то, во-первых, увеличится интервал их движения, а значит мне придется ждать минимум по 20 минут на остановке, хотя сейчас я могу за три минуты уехать в центр и из него на десятке различных бусов, — говорит житель проспекта Победы Виталий Громенко. — Во-вторых, мы будем больше стоять в пробках, поскольку автобусы менее маневренные, в-третьих, многие маршрутки проложили свой путь по небольшим улицам, а автобусы туда заезжать точно не будут».

«Сейчас моя 230-я маршрутка идет от проспекта Палладина аж до Крещатика, автобусы такой большой маршрут точно не осилят, и выходит, что мне придется доезжать за 2 грн. до площади Победы, а потом еще выкладывать 1,5 грн. за автобус! Разве это улучшение жизни горожан? », — говорит жительница Святошино Вера Безверхая.

Таисия, которая работает в магазине ТЦ «Глобус», считает, что без маршруток горожанам станет менее комфортно: «Я маршрутку ни на какие автобусы не променяю. Мне останавливают где и когда я хочу, и там нет бомжей, и ездит поменьше пьяных, чем в коммунальном транспорте».

ПЛЮСЫ. Сторонники смены маршруток на автобусы приводят свои аргументы. «В больших автобусах больше места для пассажиров, больше воздуха, — говорит киевлянин Антон Беркутов. — Помню старые времена, когда у нас на Туполева ездили такие уродские крохотные бусы, переделанные из грузовых. Кресла держались на честном слове, люди ехали в три погибели. Когда маршрутчикам сказали, что надо купить «Богданы» и «Дельфины», они пугали нас, что проезд будет в 4 раза дороже. В итоге мы в выигрыше, потому что ездить стало комфортнее». «Те гонки, которые устраивают между собой и другим транспортом водители бусов, то, как они подрезают водителей — это недопустимо. Автобусы так себя вести не будут, а значит, пассажиры будут в большей безопасности».

Могут ли уменьшиться пробки? «Да, автобус больше, но он едет только по первому ряду. Разгружать центр города однозначно надо. И автобусы с большой пассажировместительностью — это выход», — сказал нам экс-начальник транспортного главка Петр Костенко.

segodnya.ua