Активисты киевского Майдана ушли из Октябрьского дворца, забрав матрасы и сало (фото)

Сегодня активисты Майдана покинули последнее здание, которое они занимали в центре и где обитали с декабря прошлого года, — Октябрьский дворец. Вчера более 60 активистов грузили в фуры мешки с гречкой и рисом, банки с салом, консервацию, кухонную утварь и нехитрые пожитки. Полностью освободить здание они обещали под вечер пятницы. Об этом пишет Сегодня.

«Мы приняли решение освободить дворец. Переезжаем на новую базу, но не на Труханов остров — там живет в палатках казацкая сотня. Новое место мы пока не афишируем. Кто-то поедет в зону АТО, а кто-то домой», — рассказал нам Олег Великий, бывший начальник службы безопасности Майдана.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ КОМНАТЫ. Еще несколько месяцев назад попасть во дворец можно было только по специальным пропускам активистов, а посторонних в здание не пускала охрана на входе. Сейчас нас хоть и неохотно, но пропускают внутрь. В «штабе» на втором этаже в нос ударяет запах затхлости. Вокруг суетятся несколько мужчин: они таскают ящики, телевизоры, холодильники и добро из палаток. Кто-то из них ругает власть, кто-то обедает, а какой-то мужчина складывает в ящик десятки противогазов.

«Жить было не очень просто, ведь людей много было», — говорит Оксана из женской команды. Нам показывают спальные места майдановцев: они расположены в комнатах, где раньше действовали детские кружки для танцев, с большими зеркалами на стенах. В самой большой комнате, с табличкой «Народный ансамбль «Просвіт», — десятки разноцветных матрасов. Здесь несколько человек спали, а женщины паковали свободные матрасы, поправляя волосы напротив зеркальных стен с поручнями. «Вот посмотрите: все осталось на месте — и зеркала, и розетки, и лампочки, и даже сейф — мы хранили в нем телефоны и документы, когда были на площади. Уходим как мирные люди», — говорит Великий.

Сворачивали матрасы и в другом зале — спальне, где до захвата действовал детский ансамбль «Этюд». Олег показывает нам комнаты, в которых был медпункт, зал, где заседал совет сотен Майдана, и забаррикадированный вход в дворец. Вся остальная часть дворца — свободна от активистов.

«ЛЮДИ БОЯТСЯ К НАМ ИДТИ». Дирекция об уходе майдановцев: «Это просто счастье, что они уходят! Они квартировали тут с декабря прошлого года. Было время, когда все помещения были заполнены активистами, туалеты выходили из строя! Мы всех приютили, когда в этом была потребность. Но теперь смысла в этом нет. Мы влезли в страшные долги: из 75 мероприятий, которые были запланированы на первое полугодие, провели всего 5. Люди боятся к нам идти! Убытков — на 2,5 миллиона, плюс разграбленная техника и разломанная мебель», — рассказывает Леонид Стеценко, первый замдиректора дворца.

По его словам, администрация была вынуждена закрыть все детские кружки, и более 500 маленьких киевлян остались без занятий. «Детские кружки закрыли, преподавателей сократили. На что делать ремонт — не знаю, денег нет. Нам нужна помощь меценатов, ведь дворец финансируется профсоюзами, а они и сами погорельцы (Дом профсоюзов на Майдане сгорел в феврале, во время столкновений. — Авт.)», — говорит Стеценко.

РАЗОБРАЛИ БАРРИКАДУ. А пока активисты собирались, коммунальщики зачистили последнюю баррикаду: она была на улице Институтской, как раз рядом с Октябрьским. «А как же память про героев, как же десятки гильз, которые мы там нашли... Похоже, это уже не интересует тех, кто у власти, — все сгребают бульдозером в кучу. Но ничего, мы еще вернемся!» — сурово сказал активист Сергей. А когда активисты уже рассаживались в автобус, одна из девушек сказала: «Прощай, наш Майдан!»