"Киевавтодор" отчитался, что за зиму вывез 130 тыс. тонн снега. Впрочем, это действо носило скорее политический характер. Очистили Софийскую и Михайловскую площади – где ожидались визиты кандидатов в президенты. Накануне инаугурации вся техника собралась в Лавре и на ул. Грушевского.
Регулярно грейдеры "проходятся" и в районе Конча-Заспы. "Не сложилось" только с вывозом снега из спальных районов, с остановок и дворов. Правда, в этой ситуации есть один плюс – меньше загрязненного снега попадет в землю, а потом, соответственно, и в питьевую воду. – Можно назвать только одно место, где действительно следует сгружать снег, – говорит директор Национального эколого-культурного центра Владимир Борейко. – Это полигон №5, куда свозят мусор.
Все остальные места не годятся. Городской снег – тот же мусор, он пропитан выхлопными газами, нефтепродуктами, заполнен сигаретными пачками, окурками, бутылками. Но до свалки снег мало кто довозит – его предпочитают выгружать на пустырях да в зеленых зонах, так и быстрее, и топлива меньше расходуется. Журналисты побывали на нескольких таких свалках. Не на самых крупных в городе, но от этого не менее опасных. Например, о свалке на ул. Тираспольской недалеко от станции метро "Сырец" знают не только коммунальные, но и частные службы, оказывающие услуги по вывозу снега.
Вдоль дороги со стороны лесопосадки протянулась вереница сугробов. При этом окрестные дворы, как и по всему городу, не расчищены: можно с большой долей уверенности сказать, что эти сугробы – привозные. Такая же ситуация и на ул. Танковой.– Посмотрите на карту Киева,– посоветовали нам в одной из компаний по вывозу снега, когда мы спросили, где есть несанкционированные свалки. – На зеленых участках и ищите. Сами же коммунальщики туда свозят. Экологам эти места тоже известны: затока Верблюд в Оболонском районе, посадки в районе метро "Лесная", Конча-Заспа, русло реки Лыбидь, Дарницкий лес, выезд со стороны Жилянского моста в Вишневое. Большинство этих мест – в опасной близости от Днепра.– К станции метро "Выдубичи", где исток реки Лыбидь, свозят снег из центра – от Верховной Рады, Кабмина, с Майдана, – говорит замглавы Национального экологического центра Украины Алексей Василюк. – Все стоки без всякой очистки стекают в Лыбидь и оттуда в Днепр. А ведь водный кодекс запрещает любую подобную деятельность в прибрежных полосах от 25 до 100 м, в зависимости от величины реки.Здесь, около Лысой горы, находится самая известная снегосвалка города, которую у властей не "доходят руки" закрыть. В декабре 2004 года Киевсовет решением №1061/2471 создал комплексный памятник природы местного значения "Природное русло реки Лыбидь", границы которого проходят от выхода из подземного коллектора на ул. Саперно-Слободской до Надднепрянского шоссе. – Территория около Лыбиди продолжает использоваться как полигон для вывоза снега, – говорит младший научный сотрудник музея "Киевская крепость", кандидат биологических наук Иван Парникоза. – В прошлые годы мы выставляли охрану, шлагбаумы, в этом году из-за недофинансирования ее пришлось снять. Лыбидь – это не канализационная речка: ей надо дать шанс возродиться.
Насколько губительны снежные завалы для всего живого, становится понятно, когда видишь склоны вокруг Лыбиди. Снег, покрытый маслянистой коркой, иногда держится до середины лета, а на просоленной земле не растет даже бурьян.То же самое происходит и на других участках, где складируется городской снег. Так что, может, и хорошо, что его в этом году мало вывозили. Даст Бог, сам растает и утечет в ливневую канализацию, стоки которой попадают на Бортническую станцию аэрации, где их очищают.
В 2009 году "Киевавтодор" озаботился проблемой сохранения зеленых насаждений столицы вдоль дорог, которые гибнут из-за того, что в землю попадает соль после таяния снега. Планировалось использовать экологически безопасные реагенты.– Наиболее оптимальным вариантом был хлористый натрий, то есть "Бишофит", – объясняют в "Киевавтодоре". – В течение двух лет проводились исследования.
В этом году "Бишофит" задействовали в снегопад при 13-градусном морозе на проезжей части Южного моста и моста Патона. Оказалось, что реагент "работает" меньше 3 часов. Учитывая его стоимость, ограниченный температурный режим, сложности с транспортировкой и хранением, считаем, что использование этого реагента в условиях города нецелесообразно. Пришлось вернуться к "старой гвардии" – технической соли, которая закупается в ГП "Артемсоль".
Тем более, что она не пропадет – к ней во время хранения подмешивают антислеживатель, за счет которого она сохраняет химические возможности, поэтому остатки можно рассыпать на следующий год. Но вместе с солью вернулась и проблема засаливания почвы и гибели деревьев.КстатиВ Киеве убирают снег 300 машин, а в Москве – 9 тысячВ 2010 году парк "Киевавтодора" планируется пополнить 97 машинами на сумму около 70,5 млн гривен. Если, конечно, будет финансирование. Это 14 солеразбрасывательных МАЗов-5516 с оборудованием "Schmidt" В-70, 18 комбинированных автомобилей на шасси с полным приводом, 12 машин для уборки тротуаров, 24 снегоуборочные машины на базе тракторов, 4 автогрейдера, 4 бульдозера, 5 минипогрузчиков типа "Bobcat", 10 шнекороторных очистителей (оборудованных ковшом со спиральным винтом) для магистралей и 6 машин для очистки дождевой канализации.
Учитывая, что сейчас в Киеве около 300 машин, и 20% из них постоянно в состоянии ремонта, – это неплохое подспорье. А если принять во внимание, что Москву, ненамного превышающую Киев по площади (Киев – 836 кв. км, Москва – 1081 кв. км), чистят почти 9 тыс. единиц техники – то это капля в море.– Кроме того, в Москве и такого понятия, как свалка снега, вообще нет, – рассказала россиянка Людмила Кулаковская. – У нас уже несколько лет работают специальные пункты со снегоплавильными печами. Насколько знаю, их около 20 штук, в разных районах города. В основном стационарные, но есть и передвижные, размером с прицеп для грузовика. К ним подъезжают самосвалы, сваливают снег, и он под воздействием тепла плавится. Там же стоит и система очистки от мусора. Очищенная вода сливается в канализацию, мусор вывозится.