Застрять в них – дело, к сожалению, простое. «Взгляд» решил проверить, насколько же просто из них выбраться.
В неприятной ситуации этим летом оказалась киевлянка Ева.
«С тремя мужиками и здоровенной овчаркой застряла в маленьком лифте, – рассказала девушка. – Жара, температура в лифте, как в духовке. Просидели около часа, хорошо, что сердце не больное».
Как и в большинстве советских лифтов, кнопка вызова диспетчера не работала. Застрявшие пассажиры вызвали спасателей по мобильному телефону.
«Из сервиса лифтов никто особо не торопился. Ну ладно собака, ладно взрослые. А если бы с детьми застряли? Или женщина беременная? Или старик со слабым здоровьем?» – возмущается девушка.
На волю за взятку
В похожий переплет попала и еще одна киевлянка. Возвращаясь вечером домой, Елена Нечипоренко не доехала до нужного ей этажа и провела в заточении два часа.
«Просидела в лифте девяти до одиннадцати вечера, – вспоминает женщина. – Дышать было нечем, ни одной щели, вызов аварийной службы не работает. Номеров телефонов нет вообще никаких. Когда приехал мастер, прежде чем открыть лифт, он долго намекал на деньги. Говорил, что у него якобы нет инструментов и что он никому ничего не должен. Я, конечно, его потом отблагодарила за спасение, но внутри была ужасно злая за такое отношение».
Ломаются и старый и новый
В Департаменте жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА говорят, что примерно 38% из более чем 20 тысяч столичных лифтов давно отслужили свое. Но частые поломки – болезнь не только старых, но и новых лифтов. Установленные в Минском массиве лифты фирмы «Отис» 2006 года выпуска тоже имеют свойство частенько выходить из строя.
«Вроде хороший, новый лифт. Но ломается несколько раз в месяц. В нем установлена система, следящая, чтобы к двери не прислонялись, и если даже подставить палец, то она запищит и лифт не поедет, – рассказал киевлянин Виктор. – Если долго придерживать двери, лифт перестает работать. А еще лампа постоянно перегорает. Бывает, что по несколько дней в темноте ездим».
Всего в Киеве обслуживанием лифтов занимаются более 50 компаний. Больше всего лифтов под присмотром компании «Отис» – 7 071 штука, за ней идут «Укрлифтсервис» – 3 318, «Оболоньлифтсервис» – 2 188, и другие. По словам диспетчера аварийной службы «Отиса», каждый день к ним поступает около сотни жалоб на неработающие лифты, из них в половине случаев звонят застрявшие пассажиры. В компании утверждают, что на вызовы реагируют быстро.
Эксперимент
«Взгляд» решил проверить, как реагируют аварийные службы на вызов и сколько времени им требуется, чтобы подоспеть на помощь. Поскольку единой сети лифтового хозяйства больше не существует, «застревать» пришлось в разных районах города.
Первый раз мы «застряли» в 13:20 в районе ДВРЗ. Звонить мастеру пришлось с мобильного, так как экстренная кнопка не работала. Диспетчер сразу сообщила, что не знает, через сколько будет мастер, но пообещала, что не позже чем через час. Действительно, через 30 минут ожиданий рабочий прибыл.
В следующий раз мы «застряли» в Минском массиве в 20:30. Кнопка вызова диспетчера, как водится, не работала. Звонить пришлось также с мобильного. В ЖЭКе, к которому относится дом, нам не ответили. Аварийные службы «Укрлифтсервис» и «Оболоньлифтсервис» также были недоступны. Удалось дозвониться лишь в аварийную «Отиса». Но и там не спешили нас спасать. Диспетчер сказала, что этот дом к их службе не относится, и бросила трубку.
- Хотите жить хорошо — занимайтесь всем сами
Татьяна Монтян, адвокат, общественный активист
Хотите чтобы у вас все работало бесперебойно – создавайте Объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) и сами этим занимайтесь. Не хотите — останетесь в сломанном лифте. Жильцы должны понять, что лифт — это их собственность.
Сперва в нашем доме, которым управляет ОСМД, договор на обслуживание был заключен с фирмой «Отис». Но «Отис» — ребята наглые, работали плохо, а денег брали много. Поэтому мы заключили договор с другими людьми, которые работают хорошо, а денег берут в два раза меньше.
А там, где дома жэковские, все зависит от состояния лифта и раздолбайства начальника ЖЭКа.