В магазине же разгневанному отцу, рисковавшему потерять своего ребенка, предложили "решить вопрос" ...
24 февраля в 11:20 автор этих строк зашел в магазин «Сильпо», расположенный по адресу Чоколовский бульвар, 6. В супермаркет я отправился за детским питанием Nutrilon. У дочки начала проявляться небольшая аллергия на смесь, к которой она привыкла, потому было решено перевести ребенка на Nutrilon гипоаллергенный. Я побродил меж рядов, обнаружил вывеску «Детское питание», и начал искать на полках то, что мне было нужно.
Взял банку, расплатился, и, имея славную привычку брать на кассе чеки – бросил подтверждающую покупку бумажку в карман. Неплохая привычка – к концу недели в кармане чеков набирается изрядное количество, но практически все, что в них указано, вы уже испробовали или съели. Я отправился домой, передал питание жене, и поехал по своим делам. Мне не хотелось бы перегружать статью подробностями, но каждый шаг, совершенный в то утро, был важен. Потому что в то утро я мог навсегда потерять своего ребенка…
Звонок раздался в час дня. Жена, внимательно изучив банку, и все, что на ней написано, взглянула также на дно. И обнаружила, что срок годности детского питания закончился в сентябре 2010 года!
Скажите прямо – вы всегда смотрите на срок годности продукта питания? Всегда ли вы тщательно изучаете упаковку, и всегда ли находите дату изготовления и конечного употребления продукта? Лично я, каюсь, зачастую на две эти даты не обращаю внимания. Да и можно ли предположить, что в сети супермаркетов, где ежедневно отоваривается пара сотен тысяч граждан, будут реализовывать продукт, предназначенный для грудных (!) детей, просроченный на полгода?!
Я не смотрю на дату конечной реализации, если товар продается не под «акцию». Однако теперь, в случае, если еда будет приобретаться в сети магазинов «Сильпо», это станет незыблемым правилом. Впрочем, я не думаю, что теперь товар вообще мною будет там приобретаться, потому что люди, способные продавать просроченное питание ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ детей, причем просроченное питание для детей, ПОДВЕРЖЕННЫХ АЛЛЕРГИИ, могут, вероятно, продать и ртуть под видом молока. Продадут - и глазом не моргнут.
Еще на пути в «Сильпо» я позвонил пресс-секретарю «Фоззи- Групп» Евгении, и рассказал о ситуации. Дело в том, что с Евгенией мы знакомы – имели разговор после публикации о зеленых крабовых палочках и гнилой рыбе без срока годности, продаваемых в «Сильпо» и в «Форе».
Я объяснил пресс-секретарю ситуацию, и девушка, подумав пару секунд, со смешком изрекла следующее:
- Странно… Вы можете без труда обменять приобретенный товар в магазине.
То есть дело не в том, что на полках с детским питанием продают яд, а в том, что за этот яд, в случае чего, вернут 96 гривен! В магазине молодой человек, которого мне представили, как руководителя маркетом, попросил привезти банку и чек. Я привез.
Узкими коридорами, под мат и крик сотрудников, прошли мы в кабинет, где сидело человек пять. Из этого кабинета прозрачная дверь вела в кабинет директора «Сильпо». Приятная женщина попросила меня представиться, потом начала внимательно изучать банку.
- Странно, - сказала она.
Это слово произносила пресс-секретарь, молодой человек, которого представили, как руководителя, и вот теперь – директриса «Сильпо».
- Странно…- и внимательный взгляд – мне в глаза.
Конечно – странно! Странно, что вас еще не сожгли, не взорвали и не закрыли компетентные органы. Очень странно. Из области необъяснимого.
Женщина попыталась съехать с темы:
- У нас партии под этим номером не было… - начала она нерешительно.
- Значит, вы торгуете товаром, который к вам не поступал? – удивился я.
Поняв, что рассказать сказку о принесенных недоброжелателями просроченных банках не получится, директриса попросила:
- Давайте решим этот вопрос?
Естественно, я согласился:
- Давайте.
Интересно, во сколько я, по их мнению, должен оценить жизнь своего ребенка?
- Бутылка хорошего коньяка? – женщина улыбнулась.
Я начал что-то рассказывать по поводу того, что статью прочтут тысячи людей, и потому, мол, цена смешная. Мне хотелось узнать – до каких сумм могут подняться ставки в этой игре.
- Пятьсот гривен…
Цены росли, но не преодолели отметки в 2500 гривен.
- Скажите, а что значит наклейка на дне банки? - поинтересовался я.
- Такие обычно клеят во время переучета.
- То есть, данная просрочка с успехом пережила переучет?
Ответа не последовало.
Потом директриса позвонила пресс-секретарю Евгении. Я отлично слышал все, о чем спрашивала в трубку девушка, отвечающая за контакты с прессой:
- Что сейчас?
- Он в кабинете.
- Что хочет?
- Ничего. Крови хочет.
- Скажите ему, что мы проведем расследование.
Передав слова пресс-секретаря, директриса еще раз с надеждой взглянула мне в глаза, но я попрощался, и покинул кабинет, прихватив с собой банку Nutrilon.
Также удалось повидаться мне и с представителями поставщика детского питания, выставлявшими банки на полках. Ребята были неразговорчивы, и сразу же после того, как узнали суть вопроса, сообщили – «мы в этом маркете работает впервые!»
Мне неизвестно, чем закончится «расследование» Сильпо, и будет ли оно вообще. О том, какой вред здоровью ребенка может нанести просроченное детское питание, я поинтересовался у Екатерины Спекторенко, врача-педиатра, консультанта семейного центра «Азбука для родителей»:
- Nutrilon – высокоадаптированная смесь, максимально приближенная по составу к грудному молоку. Некоторые компоненты этой смеси со временем изменяют свои свойства. К примеру, белки разлагаются, а жиры окисляются.
Кроме того, упаковка также имеет свой срок хранения, и через полгода после его окончания она вполне может утратить свои качества, герметичность, что, в свою очередь, нередко приводит к заражению продукта микробами. В таком случае уместно говорить даже о летальном исходе, в случае же, когда питание изменяет свои свойства, можно утверждать - то, что указано на упаковке, уже не соответствует действительности. Вообще, это вопиющий случай, ведь в маркете работает не один менеджер на весь зал, есть, наверное, и мерчендайзеры, которые выставляют все это на полках…
По всей видимости, в «Сильпо» законы цивилизованного рынка действуют не вполне, и руководство сети живет по принципу «продавай хоть яд, но подороже». В КНР за подобного рода вольность – продажу опасного для жизни грудных детей продукта, кого-то поставили бы к стенке. В Украине же родителю, чей ребенок мог элементарно погибнуть от употребления приобретенной смеси, предложили «хорошего коньяка» и «забрать 96 гривен».
Повторяю – нам неизвестно, каковы будут результаты «расследования», проводимого (или не проводимого) «Сильпо», но «Обозреватель» начинает свое расследование отдельных аспектов деятельности сети «Фоззи-Групп».