В Киеве становится все популярнее церковная продукция. В магазинах стали продавать кагор с деревянными крестиками в придачу, рис с цитатами из Евангелия на упаковке, а у станций метро установили ларек, в котором торгуют крестиками, иконами, а заодно и кабачками. Эксперты утверждают, что торговцы с Божьей помощью просто хотят повысить свои продажи.
ИКОНЫ У МЕТРО. У выхода из станции метро «Политехнический институт» среди ларьков с пивом и сигаретами появился МАФ с громким названием «Спаси и помилуй, Господи, жителей и гостей Киева». В ларьке продают церковную атрибутику. Тут есть крестики (от 10 грн.), платки, освященные на мощах (15 грн.), иконы (от 25 грн.), ладанки с маслом (25 грн.). Кроме этого, в ларьке предлагают проверить свой вес за 1 грн. и купить кабачки по 6 грн. за килограмм.
Продавец говорит, что выручку владелец отдает на строительство храмов, а продукцию закупает в церковных лавках. «Торговля у нас идет бойко, владелец собирается ставить такие же ларьки у других станций метро. Правда, люди недовольны, что в ларьке не берут записок за упокой или за здравие», — рассказала женщина. Правда, мнения местных жителей разделились. «Для меня это удобно: вышла из метро — купила свечку. А то в церковь не всегда получается дойти», — говорит молодая киевлянка Катерина. А пенсионер Алексей Вячеславович возмущен: «Всегда подобные лавки находились возле церквей. Здесь ведь грязное место, где все плюются, толкаются и даже дерутся. Как можно торговать священной атрибутикой возле метро?»
ТОВАРЫ. Тем временем в супермаркетах появились религиозные продукты. Например, рис, упаковку которого украсили цитатами из Евангелия: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Евангелие от Марка 1:15)». Еще есть кагор, к которому прилагается деревянный крест. А на Майдане недавно продавали из автомата освященную воду. Люди берут. «Мне кажется, что с такой атрибутикой люди просто не могут продавать что-то некачественное, вот и беру», — сказала нам покупательница в одном из маркетов, которая брала «святой» рис.
Рис. На упаковке цитаты из Евангелия. Фото: Г.Салай
Эксперты подтверждают, что это просто хороший маркетинговый ход. Люди больше покупают «святые» продукты, так как тема религии и веры им привита с молоком матери, а значит, и продукция подсознательно воспринимается как хорошая. «Цель производителя — грамотно и красиво убедить покупать часто и много, да еще и друзьям-коллегам советовать. Как это сделать? Через привязку к каким-то ценностям. В данном случае компании выбрали религию и пиарятся с помощью нее», — сказала нам специалист по PR Екатерина Игольникова.
НУЖНО ПРОСИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Священнослужители говорят, что запрета на торговлю церковной продукцией возле метро нет, однако относятся к этой практике настороженно. «Запрета на такие магазины нет. Ведь если человеку некогда зайти в церковь, пусть он забежит в магазин, купит себе Святое писание, и это пойдет ему только на пользу. Другое дело, что на этом часто спекулируют и продают церковную продукцию, собирая деньги на строительство несуществующих храмов», — сказал нам казначей Киево-Печерской Лавры отец Варсонофий. А вот использование церковной атрибутики в целях увеличения продаж, по его словам — это кощунство. «Это немыслимо, чтобы на этикетках алкогольных напитков рисовали распятие, на продуктах питания — цитировали Писание. Это можно только с разрешения Митрополита», — говорит отец Варсонофий.