Вдоль бульвара Леси Украинки можно увидеть настойчивую рекомендацию некоему Виталику вспомнить о заповеди «Не кради» и вернуть взятое. Растяжка над дорогой и ситилайты появились на днях, но уже вызвали активное обсуждение киевлян. «Достал Виталик, наверное, сильно, раз на напоминание ушло столько денег! Но идея хорошая: если еще фотку обидчика повесить, о нем весь город узнает», — смеется менеджер соседнего с объявлением бизнес-центра Андрей Нарожный. А водитель Игорь Сергеев даже придумал, как решить свою проблему. «Размещу объявление возле работы бывшей тещи, чтобы она не писала гадостей обо мне на работу».
Правда, если раньше разместить объявление на борде можно было и за 500 гривен в месяц, то нынче цены существенно возросли — увеличилась стоимость аренды рекламоносителей. «В итоге операторы подняли цены, и после выборов они не упали», — говорит руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. В одном из рекламных агентств нам сказали, что борд или ситилайт «Миша, я тебя люблю» обойдется до 3,5 тысячи в месяц. «Если бронировать место в конце месяца в центре, будет стоить 2,5—3,5 тыс. грн./мес., а в «спальниках» — можно и за 1,5 тыс. найти. Все зависит от места и длительности аренды», — говорит медиадиректор РА Анна Букасова. По ее словам, долго ждать не придется — если нужный борд свободен, вопрос решится за несколько дней. А если занят, то не меньше месяца.
Рекламисты говорят, что из-за роста цен уменьшилось и количество желающих поздравлять с билбордов. Если в среднем в городе обычно 20—30 частных объявлений, то сейчас — не больше 15. С просьбой вернуть долг на билборде операторы сталкиваются впервые. «У нас все стандартно — поздравления с праздником, признания в любви, бывают извинения. Мол, Маша, прости меня, пожалуйста», — говорит Виталий Латакин, директор агентства.
ЦЕНЗУРА. Правда, в другом агентстве говорят, что к ним обращались с различными нетривиальными текстами. «Помню, пришел парень и говорит: «А можно написать: «Лиза, я тебя хочу». Мы долго думали, вроде все слова литературные, согласились, но потом этот парень сам передумал — цена не устроила», — рассказывает Илья Возный, коммерческий директор РА. Биденко говорит, что цензуры на борды как таковой нет, скорее, самоцензура: каждый оператор сам решает, что ему пропустить. «Но некоторыми движет лишь желание заработать, поэтому они могут разместить что угодно», — говорит Биденко.
Но, например, Букасова не видит ничего плохого в том, чтобы разместить нецензурные слова с многоточием в середине. «Это удачный ход, все обратят внимание и запомнят. Но киевляне еще с такой просьбой не обращались», — говорит она.