Киев захлестывает волна протестов против оживившихся в последнее время строек. И если раньше, как правило, брали количеством собравшихся с плакатами, то теперь протесты становятся все креативнее и экстремальнее. Например, на днях в Святошинском лесу, где хотят построить ресторан, неизвестные активисты налетели на лесорубов, уложили их на землю, подожгли экскаватор и разнесли забор. А на некоторых акциях устраивают целые театральные представления.
ЦЕНА. Застройщики говорят, что нередко (далеко не всегда) подобные акции хорошо проплачены и срежиссированы профессиональными пиарщиками и агентствами, которые организовывают корпоративы и розыгрыши. В этом убедилась и «Сегодня», позвонив по объявлению «Ищем людей на митинги».
«Нет, это не политический митинг, мы сейчас работаем против одной стройки на Левом берегу. Надо будет постоять час-два против строительства. Платим 50 грн за работу», — объяснил нам некий Женя.
На вопрос, нужно ли будет драться и будут ли за это доплачивать, он сказал, что женщин к экстриму привлекать не будут. По другому объявлению сразу сказали, что требуются крепкие молодые ребята. «Придется забор валить, а может, и подраться. Платим по $20—50 в день, в зависимости от того, что придется делать. Ну если синяк поставят, или руку сломают, то доплатим», — говорит еще один организатор, Дмитрий.
Студент Алексей, который завсегдатай политических, а теперь уже и строительных митингов, говорит, что «на стройках» работать выгоднее, несмотря на то, что цены, по сравнению с 2007-2008 гг., снизились. «До кризиса могли и сотню баксов в день дать, ведь на стройках платят за экстрим — там может быть драка, велика вероятность загреметь в ментовку. Сейчас 50 долларов — это максимум. Разве что если фингал поставят, то могут десятку накинуть. Собирают эти митинги те же десятники-сотники, что и политические. Только говорят, что им тоже платят намного больше — от 10 тысяч долларов», — говорит студент.
Любопытно, что на строительных митингах зарабатывают и ивент-агентства. «У нас пару раз заказывали сценарий митинга против стройки. Цена может быть как за корпоративный праздник, то есть от 2 тыс. до 5 тыс. грн. Смотря что хотят. Если потребуется, чтобы кто-то из наших сотрудников вел концерт или акцию, то нужно доплатить 2—3 тыс. грн. Откуда они берут деньги, я не знаю, одни говорят, жители скидываются, другие, что конкурент-застройщик дает», — говорит сотрудница агентства Алла Герасименко. Сами застройщики уверяют, что это с них вымогают деньги. «Года три назад приходили такие пикетчики и требовали $100 тыс., а потом и все $300 тыс. Но мы их сдавали в милицию», — говорит Виктор Распутный, директор стройкомпании.
КТО. В Киеве сейчас несколько организаций защищают столицу от застройки. Например, КУПР. Но ее лидер уверяет, что денег не берет. «Максимум бутерброд», — смеется Сергей Мельниченко. А вот лидер «Фемен» Анна Гуцол говорит, что к ним поступали предложения поучаствовать небезвозмездно в строительных протестах: «Но мы поняли, что это бизнес-конфликт, так что переговоров не вели. Но один раз все же участвовали. Пригласили инвесторы «Днепровских веж». Мы сказали им: если вы тоже готовы раздеться, то и мы согласны. И они разделись целыми семьями, мы провели фотосессию «голые стены» и после этого их приняли в Кабмине. Потом выпили шампанское».
Впрочем, есть очень много акций, когда сами жители, никого не привлекая, отстаивают свои права. «Мы никому не платили и никого не привлекали, ведь это наша боль», — говорит Наталья Мусиенко, активист против стройки на метро «Театральная». Так же и на Пейзажке. «Сами все делаем, а на затратные материалы сбрасываемся», — говорит активистка Юлия Филоненко.