Обнаруженный недавно в столице склад труб из чернобыльской зоны может оказаться лишь первой крупной находкой из зараженного региона.
Как выяснили «Вести», из зоны отчуждения в столицу возят металл, древесину, дичь и рыбу, причем дозиметры на КПП их не видят. Эксперты предлагают ужесточить контроль и создать новую службу по надзору.
МЕТАЛЛ СО СТРОИТЕЛЬСТВА САРКОФАГА?
Работники ЧАЭС подозревают, что не только трубы могут доставляться прямиком со станции. «Сейчас тут строят новый саркофаг. Вполне возможно, что под шумок вывозят оборудование. Из зоны можно вывезти все, имея связи и деньги.
Треть от продажи идет людям, которые помогают. Если через открытое КПП, то небольшую сумму дают дозиметристу», — анонимно рассказал нам один из работников ЧАЭС. Но в пресс-службе станции категорически опровергли такую возможность. «Все оборудование имеет инвентарные номера, которые обновляются каждый год», — заявили нам.
ОПАСНОЕ МЯСО
В зоне отчуждения говорят, что вывезти отсюда можно многое — любой металл под видом металлолома, древесину, рыбу, ягоды, мясо. «Например, есть два парня, которых мы называем Лелек и Болек. Они закупают у госпредприятия очищенный металлолом, а потом перепродают. Но могут провезти и радиоактивный под слоем чистого. На этапе погрузки вступают в сговор с дозиметристом. А на КПП проверить такой «бутерброд» невозможно. Чистый металл будет экранировать», — говорят работники зоны.
Бизнес очень выгоден — ведь в зоне сотни тысяч тонн металла. «Там люди с калькуляторами ходят и слюни пускают. Все, что находится в зоне, имеет нулевую стоимость, так как это отчужденное имущество. Даже частники, которые сотрудничают с государством легально, получают сверхприбыли», — говорит член Национальной комиссии по радиационной защите населения Олег Бондаренко.
По его словам, еще один очень ходовой товар — лес. «Возле ж/д станции «Вильча» на территории зоны отчуждения находится цех по переработке древесины. Вагон подходит прямо туда и уходит без какого-либо контроля. А под прикрытием дерева можно, что угодно вывозить», — говорит он. По его мнению, тут нужно ужесточить контроль во время погрузки, для этого создать мобильные подразделения, которые будут все проверять. А для КПП нужны более мощные дозиметры.
Более мелкий бизнес — рыбалка, охота, сбор грибов и ягод. Периодически милиция задерживает желающих подзаработать, но никто не может дать гарантии, что киевляне купили на рынке или отведали в кафе чистую дичь и фрукты. «В зону идут и местные, и заезжие, и на машинах, и на лошадях. Если охотятся или вывозят какие-то ценности нелегально, мы таких людей задерживаем», — говорит спикер областной милиции Николай Жукович. Каждую неделю регистрируется по 7–9 случаев незаконного проникновения в зону.
ЧЕМ ОПАСНО
Эксперты говорят, что зараженный металл очень опасен. «Это как замедленная бомба, вызывающая онко- и сердечные заболевания, мутацию клеток. После развала СССР металл с ЧАЭС и подобных предприятий пошел на переплавку, и даже болт в вашей мебели может быть радиоактивным. Недавно мы нашли на дачном участке емкость, которая заражала радиацией воду для полива огорода», — рассказал нам представитель компании по профессиональной проверке радиационного фона Вадим Проценко.