А также о подготовке столицы к Евро-2012 и развитии инфраструктуры города.

Анатолий Константинович, после подписания меморандума между КГГА АК "Киевэнерго" и НАК "Нафтогаз Украины" мэр Киева Леонид Черновецкий подписал распоряжение о снижении тарифов на коммунальные услуги. За счет чего планируете погашать разницу в тарифах?

Анатолий Голубченко: Это распоряжение подписано во исполнение решения суда. Кабинет министров принял решение об отмене распоряжения КГГА о повышении тарифов на коммунальные услуги.

Затем мы выпустили распоряжение, которым снизили эти тарифы на 5%. Решением суда было отменено повышение тарифов. Поэтому мы снизили тарифы на тепло и на горячую воду в части энергии, которая расходуется на нагрев, до того уровня, который был до 1 июня 2009 г., то есть - до повышения. Мы же не могли не выполнить решение суда.

К сожалению, установленные тарифы на жилищно-коммунальные услуги возмещают лишь 50% реальной себестоимости услуг. Поэтому мы подписали меморандум между КГГА, АК "Киевэнерго" и НАК "Нафтогаз Украины".Мы ожидаем, что по состоянию на 1 апреля разница в тарифах будет составлять примерно 1 млрд 200 млн грн. Конечно, мы будем ее погашать.

Но нам правительство пообещало, что включит это в госбюджет, уменьшив изъятия из столичной сметы в пользу государственной, и таким образом, оставит эти средства в городском бюджете, а мы их выплатим как разницу в тарифах.

Если такого не будет, то будем брать кредит.

Эти договоренности с правительством зафиксированы документально?

Нет, это же не правительственное решение. Меморандум непосредственно подписан между КГГА, АК "Киевэнерго" и НАК "Нафтогаз Украины", а Кабинет министров был посредником в этом процессе. Более того, "Нафтогаз" без правительства никогда бы не подписал такой документ. Дало команду подписывать меморандум правительство, непосредственно - премьер-министр.

Все-таки, зафиксированы ли в документальной форме уменьшения изъятий из городского бюджета в государственный, если эти средства будут направлены на погашение разницы в тарифах?

Премьер-министр дала поручение Министерству финансов при формировании госбюджета это учесть. А как будет на самом деле -  я не знаю. Возможно, и отменит это поручение, но пока оно действует.

Учитывая, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги составляют 50% от их себестоимости, рассматривается ли вопрос о повышении тарифов?

Нет, не рассматривается. Мы ведем сейчас работу по организации и проведению общественных слушаний в каждом доме. Тарифы на их содержание будут изменяться в соответствии с решением жителей каждого дома. Мы приняли решение, что жители каждого дома самостоятельно определят тариф на содержание своего дома и перечень услуг, которые будут предоставляться.

Такие общественные слушания сейчас проводятся?

Мы их готовим, составляем графики. Примерно с 1 марта начнем проводить такие общественные слушания.

Сколько они будут продолжаться?

В Киеве 10 тыс. 800 многоэтажных домов, по каждому из которых необходимо провести общественные слушания. Думаю, за три месяца можно справиться. Но этим будут заниматься районы. Мы планируем на второе полугодие 2010 г. ввести тариф на содержание домов по решению самих жителей, то есть тарифы будут соответствовать тому решению, которое примут жители дома. Важно, чтобы не было искажения информации, что вроде бы будут повышаться тарифы. Ни в коем случае. Если жители захотят жить лучше, решат заложить в тариф плату за охрану, консьержа или замену лифта - пожалуйста. Если же жители решат оставить все, как есть, или сократить количество услуг -  это тоже их право. Но законодательством предусмотрен перечень обязательных услуг, и если жители решат отказаться от какой-либо из них, то они должны сказать, кто будет предоставлять эту услугу. То есть, в протоколе общественных слушаний будет записано, что, например, жители дома решили отказаться от вывоза твердых бытовых отходов, и сразу же должно быть указано, кто будет выполнять эту функцию. И тогда в случае судебных споров относительно не осуществления уборки территории, мы сможем доказать, что жители определенного дома отказались от этой услуги и взяли ее выполнение на себя. Это же касается содержания лифта, мытья лестничных клеток и т.п. Решение будет принимать большинство в каждом отдельно взятом доме, то есть если в доме 30 жителей, то нужно, чтобы 16 из них подписали такое решение.

То есть, плату за содержание домов будут определять сами жильцы. А тарифы на тепло, горячую и холодную воду будет устанавливать КГГА, как и сейчас?

Есть разные мнения по этому поводу. Некоторые политики считают, что за установление тарифов должна отвечать мэрия. А, например, министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко заявляет, что хочет создать комиссию, которая будет устанавливать тарифы. Я поддерживаю Кучеренко обеими руками. Пусть забирает себе формирование тарифов на холодную и горячую воду, на тепло, решает эти вопросы в соответствии с законодательством и определяет, какая стоимость услуг является экономически обоснованной, и сам отвечает за это.

Какой уровень расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги?

За декабрь -  106%, за ноябрь -  103%, по итогам 2009 г. - 93%. Значительное сокращение расчетов населения наблюдалось тогда, когда правительство отменяло распоряжения КГГА, которыми устанавливались тарифы. Тогда уровень расчетов снизился до 55-56%. Вследствие этого показатель по итогам года составляет менее 100%.

Каковы результаты работы рабочей группы по разрешению ситуации между "Киевэнерго" и "Киевводоканалом"?

Сейчас "Киевэнерго" и "Киевводоканал" договариваются между собой. Когда будет все решено - мы сразу проинформируем. Но я поддержу любое решение, в котором будет четко определено, какая компания будет исполнителем услуг по тепло- и водоснабжению. Если же это не будет решено, компании не договорятся, то я обращусь к депутатам Киевсовета с предложением передать центральные тепловые пункты городу. У нас есть коммунальное предприятие "Киевтеплокоммунэнерго" и мы будем за эти услуги отвечать. Потому что дальше так продолжаться не может. Люди не удовлетворены ни качеством услуг, ни их стоимостью, но мы ничего не можем сделать. Ведь ценовая инспекция дает заключения относительно себестоимости услуг, поэтому говорить о том, что эти выводы ничего не значат, - это просто обманывать людей. Тариф складывается из себестоимости и 10-12% рентабельности. Мы в тариф для населения заложили рентабельность 4%, для других потребителей -  до 50%, а в целом получилось около 12%.

Анатолий Константинович, как выполнялся бюджет Киева в 2009 г.?

Плохо, но окончательные цифры пока не могу назвать.Какие прогнозные показатели столичной сметы на 2010 г.? Бюджет на 2010 г. будет очень трудный. Я цифры назвать не могу, но скажу, что он будет очень трудный, примерно такой, как фактический в 2009 г.

Какие это примерно цифры?

Где-то 8 млрд грн.

Насколько возможно в 2010 г. строительство метрополитена и транспортных развязок, исходя из такого бюджета?

Строительство метрополитена и транспортных развязок возможно только с учетом субвенций из госбюджета на выполнение функций столицы и на подготовку к Евро-2012. По программе подготовки к футбольному чемпионату в 2010 г. предусмотрено 1 млрд грн. Эти средства можно использовать для реконструкции Московской площади, аэропорта "Жуляны", строительства электроподстанций "Европейская" и "Олимпийская" и ремонта дорог. А средства, предусмотренные в субвенции на выполнение функций столицы, можно направить на строительство метрополитена.

На сколько в 2009 г. были профинансированы эти субвенции из государственного бюджета городскому?

В 2009 г. правительство ни копейки не профинансировало. Но это уже вопрос не к нам.

Когда в такой ситуации можно ожидать завершения реконструкции Московской площади?

Мы планируем завершить до конца года, но для этого нужно получить средства из госбюджета в виде субвенции. А это, в свою очередь, зависит от сбалансированности государственной сметы, от того, как Правительство обратит внимание на Киев и на подготовку к Евро-2012, ведь реконструкция Московской площади подпадает под программу подготовки к соревнованиям, а также будет зависеть от политической ситуации в стране, от ответственности должностных лиц не только КГГА, но и центральной власти. Как можно говорить о том, что киевская власть не строит метро, если из предусмотренных в бюджете на 2009 г. 200 млн грн. правительство не выделило ни копейки?

Меня критиковали за то, что я по поручению Президента направил 10 млн. грн. из этих 200 млн. грн. на строительство памятника Ивану Мазепе. Но оставалось еще 190 млн грн. для строительства метро. А где эти деньги? Куда они делись? Пусть теперь Минфин отвечает, почему не выполняется государственный бюджет, почему ведомство не обеспечило выполнение принятых решений? Почему временная следственная комиссия Верховной Рады рассматривает деятельность КГГА, а не рассматривает выполнение Министерством финансов своих обязательств? Это исключительно избирательный подход.

Когда планируется завершить строительство станций метро "Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская"?

Безусловно, будем строить. Я верю, что здравый смысл восторжествует. Мы можем завершить эти три станции до конца года, но для этого нужны деньги. Там уже почти все готово.

Какая сумма необходима для завершения этих станций?

Около 800 млн грн.

Вся эта сумма будет из государственного бюджета?

Нет, почему? Мы заложим определенную сумму в городском бюджете. Но при таком ограничении местного бюджета для того, чтобы достроить эти три станции, необходимо направить все 100% средств, предусмотренных в программе социально-экономического и культурного развития. Но такого нельзя допустить, ведь надо ремонтировать улицы, придомовые территории, крыши, лифты. Есть определенные вопросы, которые невозможно не выполнить. Если не работает лифт в доме, он подлежит ремонту. Да, недостроенную Московскую площадь все видят. А когда лифт не работает, то это не просто видят, но и испытывают на себе все жители этого дома. И это намного хуже, чем пробка на Московской площади с автомобилей, которых уже миллион в Киеве. Нам необходимо заменить около 9 тыс. лифтов. Вот это вопрос.

Каковы планы КГГА относительно строительства метро на Троещину?

Этот вопрос идет в разрезе строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Там только на строительство метрополитена необходимо около 5 млрд грн. в ценах 2008 г., а сейчас -  это уже 7 млрд. грн., а чтобы мост достроить -  еще 1,5-2 млрд грн. В целом нужно примерно 10 млрд грн. для того, чтобы завершить весь этот комплекс. Это вопрос важный и стратегический, но Киев самостоятельно его не решит.

Начальник КП "Киевский метрополитен" Петр Мирошников заявляет о необходимости повышения стоимости проезда в этом виде транспорта. Какова позиция КГГА по этому поводу?

Это его личное мнение. Я не позволю повышать тариф на проезд в метро сейчас, во время кризиса. Пока мы не преодолеем кризис и не стабилизируется ситуация, ни о каком повышении не может быть и речи.

КГГА планировала брать кредит на реконструкцию Бортнической станции аэрации. О какой сумме идет речь? На каком этапе оформления займа?

Мы подготовили все необходимые документы и передали их в Кабинет министров, в Министерство финансов, и они там застряли, потому что все ждали указания премьер-министра, а она не дала этого указания. Почему? Я не знаю. Но я обратился в бюджетный комитет Верховной Рады с просьбой заслушать нас. Я буду продолжать эту работу. Верю, что здравый смысл восторжествует. Ведь строительство двух мусоросжигательных заводов и реконструкция Бортнической станции аэрации очень важно, и нельзя не обращать на это внимание на государственном уровне, исходя из того, что столица - это лицо государства. Надо понять, что то, что строилось в советское время, уже стало непригодным и его необходимо реконструировать. Я буду об этом говорить, пока мы не получим помощь для решения этой проблемы. Нам нужно либо позволить взять кредит под гарантии правительства, либо под местную гарантию, выпустив ценные бумаги, но на это тоже необходимо получить разрешение Кабинета министров. При любых обстоятельствах нужно разрешение правительства. Мы не найдем столько средств, чтобы выполнить эти работы только за счет бюджета. Нам нужно привлекать кредиты.

Какова сумма займа необходима?

Я оцениваю, что строительство двух мусоросжигательных заводов и реконструкция Бортнической станции аэрации в комплексе могут стоить 600 млн. евро.

Сколько гостиниц еще необходимо построить к Евро-2012? Насколько это реально?

В соответствии с планом подготовки к турниру, надо построить 16 гостиниц, в основном 5-звездочных. Они строятся за счет инвестиционных средств. Гарантировано будет построено семь, а остальные -  в пределах умеренного риска. Я думаю, что со строительством гостиниц у нас проблем не будет, поскольку уже сегодня подписано соглашений на 5 633 номера.

Существуют ли какие-то льготы на местном уровне для предпринимателей, которые строят инфраструктурные объекты к Евро, в частности гостиницы?

Мы идем навстречу предпринимателям, которые будут делать ремонты в гостиницах, и обратились к нам с просьбой уменьшить плату за землю и местные налоги. Мы готовим проект соответствующего решения Киевсовета об уменьшении арендной ставки, платежей за землю и местных налогов.

Много ли таких предпринимателей?

Нет, немного. Их будет около 15-20. Это те, кто будут делать текущие ремонты.

Возможны ли определенные льготы для предпринимателей,  которые планируют строить гостинницы?

Мы не можем давать никаких льгот для строительства, поскольку у нас нет таких прав. Мы создаем все условия, чтобы предприниматели получили разрешительную документацию и землю.

На каком этапе выделение земельных участков для строительства электроподстанций?

Все решено. Эти земельные участки выделены.

Для строительства всех подстанций?

Земельные участки выделены для строительства двух подстанций, которые строит город. Я отвечаю за строительство двух подстанций, необходимых к Евро-2012, - "Европейской" и "Олимпийской". А что касается выделения земельных участков для строительства других подстанций, то у меня нет информации, поскольку я не занимался этим вопросом. Но подчеркиваю, что непосредственно к футбольному чемпионату планируется построить две подстанции и земля для этого выделена. Если необходимо строить другие подстанции, конечно, нужно решать вопросы выделения земли. Но это не столь критично.

В Верховной Раде активно обсуждается возможность проведения досрочных выборов киевского городского головы и Киевсовета. Если такое решение будет принято, планируете участвовать в выборах?

Если говорить о законе, то есть исчерпывающий перечень оснований для проведения досрочных выборов. А желание или нежелание народных депутатов в этот перечень не входит. К сожалению, мы уже привыкли к тому, что принимаются решения, кому какие заблагорассудится. У нас есть решение Конституционного суда, есть закон, Конституция и исчерпывающий перечень оснований, по которым могут проводиться досрочные выборы. Желание депутатов не подпадает под эти причины. Поэтому я не могу комментировать беззаконие и беспорядок в Украине.

Если все-таки Верховная Рада примет решение о проведении внеочередных выборов, Вы будете принимать в них участие?

Как представитель Киевской городской администрации - да. А кандидатом в мэры не буду.

А кандидатом в депутаты Киевсовета?

В депутаты - может быть. Скорее всего, когда будут очередные выборы в 2012 г., я буду баллотироваться в депутаты Киевсовета.

А если будут внеочередные выборы?

Я думаю, что будет только по закону. Не может быть постоянного беззакония.

Но некоторые депутаты Верховной Рады подготовили проекты постановлений о проведении досрочных выборов в Киеве...

Это их пожелания. Если они хотят действовать незаконно, то неужели и я должен действовать так же? Я не хочу поддерживать незаконные решения. Не хочу. Принципиально.

Все же, если будут объявлены досрочные выборы, Вы будете баллотироваться?

Я не буду поддерживать ни одно из незаконных решений. И баллотироваться в депутаты на основании незаконного решения не имею намерений.

kiyany.obozrevatel.com