А это на 15% больше чем 2010 году (238 246 млн грн). Об этом "Киянам. Обозреватель" заявила начальник ГУ культуры КГГА Светлана Зорина. По ее словам, согласно городской комплексной программе "Столичная культура и искусство" на 2011-2015 годы на реализацию всего запланированного должно быть выделено 329 млн грн, из которых столичный бюджет "подкинет" 30,4 млн гривен.

- Если говорить о годах предыдущих, то проблемы, конечно есть, - заявила нам Зорина. Ситуация понемногу улучшается, но нам есть еще над чем работать.

А вот глава комиссии Киеврады по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец воодушевления г-жи Зориной не разделяет:

- Возвращаются те проблемы, которые всегда стояли наиболее остро – нехватка финансирования фонда заработной платы, - говорит Бригинец. Я уже не говорю о том, что учреждения культуры, имеющие статус академического или национального, надбавок за свое "звание" не получают. И это ужасно. Представьте себе в том или ином месте, где люди работают так же, зарплата может отличаться в 4 раза. Людей это злит. Почему если театр муниципальный, то из-за этого люди получают меньше.

Вторая проблема заключается в том, что некоторые руководители умудряются договариваться с властью, а значит, интересы своих коллективов не защищают. Такие проблемы есть и в театре Оперетты и еще в шести музеях. Только в первом случае свои права люди отстаивают более рьяно, а остальные помалкивают. Возьмем "Детский театр оперы и балета" на Контрактовой площади. В этом году зарплата работников театра меньше чем в 2009 году. Чтобы полностью с ними рассчитаться, дополнительно нужно 2,2 млн гривен. Таких денег в бюджете нет. А так как сейчас идет глобальное недовыполнение бюджета вообще, существует опасность, что эти деньги найдены так и не будут.

Дело в том, что все муниципальные заведения культуры работают по следующей схеме: зарплату им платят из бюджета, а на другие расходы должны зарабатывать самостоятельно. Но и заработанные деньги они не могут потратить на зарплаты или премии. Зато могут потратить на новую постановку: купить декорации, пошить костюмы, сделать ремонт. Вот и выходит, что даже если театр поднялся на высокий уровень и хорошо зарабатывает, его актеры сидят практически голодными.

- Нет чувства защищенности и перспективы, - продолжил Бригинец. Когда мы читаем Стратегию развития Киева до 2025 года и видим, что согласно ей количество музеев должно вырасти в три раза, а театров в – 2,7 раза, складывается впечатление, что вскоре Киев превратится в суперкультурный центр. А вот когда мы открываем Генеральный план, который в отличие от Стратегии является документом, то видим, что в столице будет даже не построено, а всего лишь реконструировано только одно заведение культуры. И все! Больше в ближайшие 14 лет ничего "культурного" власти строить не планируют. Представить себе, что музеи или театры будут строиться за деньги инвесторов – также глупо. Если книжные магазины или кинотеатры являются инвестиционно привлекательными и прибыльными объектами, то сказать подобное о заведениях культуры нельзя.

Говорить же в целом о финансировании культуры, а тем более сравнивать его объемы с годами предыдущими, по мнению Бригинца, также некорректно. Дело в том, что ранее финансирование объектов культуры происходило на паритетных основах: частично из районных бюджетов, а частично из городского. А так как многие заведения культуры из районной переходят под городскую юрисдикцию, значит и размеры финансирования несопоставимы.

- Поэтому говорить сейчас о каком-то серьезном увеличении финансирования столичной культуры нельзя. Увеличивается из года в год минимальная заработная плата и все, кто получал 1000 гривен теперь получают 1100, и таким образом якобы увеличился и бюджет культуры на 10%. На самом деле никакого увеличения не было. А любые увеличения даже не перекрывают инфляцию. Все покажет конец года, как я уже говорил – недовыполнение бюджета в котором больше всего пострадает именно культура, - заключает Александр Бригинец.

kiyany.obozrevatel.com