Глава Киевской администрации Александр Попов рассказал "Сегодня", почему могут вырасти тарифы на коммуналку и подорожать проезд в метро, кого из глав районов он поменяет в декабре, что будет с Андреевским спуском и Днепровскими склонами
- Александр Павлович, как вы думаете, когда в столице пройдут выборы мэра и Киеврады? Вы будете баллотироваться?
- Как вы помните, Киеврада приняла обращение к парламенту о назначении выборов мэра в Киеве. Верховная Рада обратилась в Конституционный суд за разъяснением, какими должны быть выборы – очередными или внеочередными. Ведь Леонид Черновецкий сложил свои полномочия досрочно. Поэтому нужно дождаться решения суда и ВР. По моему мнению, было бы правильным провести выборы городского головы вместе с выборами Киеврады – в конце весны. А насчет моего участия, то моя позиция не изменилась. Я и раньше говорил, что морально готов к выборам в любое время.
- Ходят слухи, что после парламентских выборов (вернее, их результатов для партии регионов) в КГГА и РГА могут пройти большие чистки. Сообщение о создании кадрового резерва для руководства города лишь усиливает подозрения. Правда ли что готовятся изменения? И действительно ли что вы и ваши замы написали заявления об уходе, которые где-то лежат и ждут решения?
- Никаких заявлений мы не писали. Что касается руководства районов, то у нас будут изменения, я давно об этом говорил. На последней коллегии я предупредил некоторых глав администраций, что намерен их заменить. Отстающие должны уступить место другим. Думаю, в декабре окончательно определимся.
- О ком идет речь?
- Это Деснянский район, ситуация в районе сложная. Его глава Жеребьюк уже ушел в парламент. И Святошинский район, который в нашем рейтинге занимает второе место с конца. Занять должности желающих много, а умеющих работать – практически нет.
- А вместо Жеребьюка кого вы видите главой администрации?
- У меня несколько кандидатур, я бы не хотел сейчас называть фамилии, хочу сам еще определиться.
- А ваши замы не пострадают, кто-то из них может лишиться должностей? Ведь слухи ходят разные.
- Я бы не хотел говорить, что кто-то пострадает. А слухи ходили всегда. Все зависит от того, найдутся ли более эффективные претенденты, если я решу усиливать какие-то направления в городе. Я сработался с этими людьми, и хоть у меня есть претензии к некоторым из них, я считаю что они патриотичны по отношению к Киеву и работают, не жалея себя.
- В подведении итогов года – что вам удалось в этом году?
- Этот год был особенным. Мы на высоком уровне подготовились и провели Евро-2012. Главное, что этот турнир объединил киевлян, киевляне были одной большой семьей. И это ощутили наши гости. В разных странах, от дипломатов и туристов я слышал, что уезжали они с хорошими впечатлениями. Киев открыл себя для мира, для туризма, и это тот капитал, который принесет много пользы. То, что мы построили – мосты, развязки, дороги, стадион – все осталось у нас.
- А ошибок в этом году не было у вас?
- С хозяйственной точки зрения не было. А вот не получилось в этом году проведение городского референдума. Киеврада не приняла такое решение. Но нам нужна воля киевлян для отстаивания интересов Киева. Финансирование социальных вопросов, формирование муниципальной милиции, принятие Генерального плана - все это мы планировали выносить на референдум. Может местные выборы позволят одновременно провести и референдум, посмотрим.
- В Киевводоканале заявляют о том, что тарифы на водоснабжение надо увеличивать. Планируется ли в следующем году повышение цен на воду и другие коммунальные услуги (в т.ч. и по квартплате)?
- К сожалению, мы бюджета на 2013 год до голосования не видели, он принимался тайно. Если там есть деньги на разницу в тарифах, которые закладываются в расходную часть НАК Нафтогаза, например, или министерств и ведомств, которые обеспечивают стабильную работу энергетического комплекса и водоканала – тогда тарифы подниматься не будут. Но я в этом сомневаюсь. В этом году, чтобы сдержать тарифы, Киеву нужно было получить 5 млрд. грн. И мы их получили. Сейчас регулированием тарифов занимается НКРЭ. Вопрос по следующему году с нами еще не обсуждался. Но он обязательно возникнет. И, возможно, изменения в тарифной политике произойдут, потому что с каждым годом разница в тарифах увеличивается, и госбюджету обеспечить такую дотацию сложно. Но, думаю, это случится не ранее второго полугодия. Что касается Киевводоканала, то он действительно имеет один из самых низких тарифов в стране. Туда нужно вкладывать миллиарды. Провалы машин под асфальт, порывы трубопроводов - этому подтверждение. Мы бы хотели привлечь сюда серьезные инвестиции, но для этого водоканал не должен быть убыточным. Поэтому тарифы на воду тоже могут измениться. Что касается квартплаты, то это наш муниципальный вопрос, и эти тарифы поднимать не будем. Мы примем решения, которые позволят жэкам получать доходы, например, от аренды помещений. Это компенсирует недостающие средства.
- Много говорили о привлечении инвестиций — чтобы за счет них строить самые интересные, амбициозные проекты. Чего ждать киевлянам в следующем году?
- Мы занимаемся всеми проектами одновременно. У нас пока нет опыта, нужно реализовать хотя бы один проект, чтобы выработать алгоритм. Например, строительство метро на Троещину. В следующем году мы уже выйдем на разработку проектной документации. «Бионик хилл» уже в стадии реализации, в 2014 году заработает первая очередь. Что касается «Киевсити», то к концу следующего года мы определимся с партнерами, которые инвестируют в него несколько миллиардов долларов. Вообще у нас на сегодня существует около 400 инвестиционнынх предложений на сумму около 160 млрд грн.
- А подземные тоннели есть?
- Тоннели надо строить, без этого в Киеве не решить транспортную проблему. Но для Украины это новый проект. Если мы начнем строительство, то только на условиях концессии. А это значит что проезд по тоннелю будет платным, по крайней мере пока он не окупится.
- Кстати, о стройках. Когда начнется вторая очередь реконструкции Андреевского, будут ли строить предложенные художниками прозрачные галереи?
- Главное мы уже сделали – проложили коммуникации, отремонтировали крыши и фасады. Вторая очередь – это привести в порядок объекты, которые находятся в частной собственности. Хотим обязать хозяев сделать это в следующем году. Мы уже подали проект закона на рассмотрение в Кабмин – нам нужны полномочия накладывать санкции на хозяев, которые бросили свои объекты. Если собственник не занимается зданием и довел его до того, что он стал опасным и может рухнуть, то мы должны его штрафовать и даже забирать здание. Это проблема не только Андреевского, но и других улиц. Что касается галереи художников, то мы этот проект поддерживаем и думаю ко Дню города ее откроем.
- Что решили делать со склонами Днепра?
- Там должно быть то, что было много лет назад. Никакого капитального строительства там не будет. От Европейской площади почти до Лавры будет вновь проложена дорожка для прогулок, а рядом велосипедная дорожка. Появятся смотровые площадки - можно будет остановиться и полюбоваться левым берегом Днепра. Сейчас там все заросло, много мусора, поэтому создано подразделение, которое этим занимается. Возможно, в следующем году там появится и колесо обозрения. Это инвестиционный проект, город на него деньги не тратит.
- Удастся ли завершить Почтовую площадь до Дня Киева? Что, кстати, еще планируется сделать к этой дате?
- Все сделаем, чтобы успеть. В течение полутора месяцев начнем открывать некоторые уже готовые проезды. Проект масштабный. Там нужно и площадь упорядочить, сделать фонтаны, отремонтировать объекты, которые там уже есть. Ко Дню Киева появятся благоустроенные парки и скверы, улицы, высадим много цветов, обязательно будут и розы. Откроем детские сады и школу, амбулатории семейного врача. Продолжим проект по замене городского транспорта, получим и новые вагоны метро по проекту с японцами. Также откроем еще одну станцию метро – Теремки.
- Появлялась информация, что в связи со строительством ветки на Троещину проезд в метро может подорожать. Когда начнется строительство и так ли это?
- Оплата проезда в метро и строительство – вообще не связаны между собой. Строительство метро в столице ведется на 95% за средства государства. Так было всегда. Что касается стоимости проезда, то проблем эта назрела давно. Потому что когда останавливается поезд или эскалатор – это не нравится никому. Но у нас 19 эскалаторов работают с 60-го года. Их нужно менять. Но откуда взять деньги? Метрополитену нужно проводить работу с киевлянами и объяснять ситуацию.
- Так может возрасти плата за метро?
- Отвечу на этот вопрос в феврале. Будем заслушивать и утверждать финансовый план метрополитена. На сегодня повышение стоимости проезда объективно назрело. Но сможем ли мы продержаться еще год – скажу, когда увижу цифры.
- Правда ли, что в планах власти и строительство метро на Виноградарь, насколько это реально?
- Это продолжение ветки метро, там нужно построить три станции. Они могут быть готовы уже в 2016 году. Проблема в том, что тут нужно построить депо, а это 1 млрд. грн. Без него это было бы гораздо быстрее. Сейчас для нас приоритет – Троещина. В следующем году мы уже опустим проходческие щиты на Подоле. Сначала построим пять станций, а всего их будет 12. Благодаря частно-государственному партнерству реализуем проект за 4 года. Также к 2015 году построим станцию на Ново Беличах, таким образом будем забирать большой поток въезжающих в город.
- А когда же все-таки откроют станцию метро Львовские ворота? Знаем, что есть проект, да и сама станция уже много лет стоит готовая. Пока ищут инвестора, там уже и площадь потихоньку застраивают.
- «Львовскую браму» начнем строить в следующем году. Технологически сможем сделать ее за два года – там сложные грунты, много подземных вод, поэтому грунт придется замораживать. А с выходами на поверхность – разберемся. Договоримся, а тем, кто не захочет – объясним.
- Киевляне жалуются на медреформу. Их беспокоит, что хотят соединить детские и взрослые поликлиники, опасаются, что сократится количество поликлиник, и к участковому врачу придется добираться на другой конец района.
- Это полная дезинформация. Мы открываем амбулатории семейного врача прямо во дворах, чтобы не нужно было ехать в поликлиники по несколько километров. Ведь не каждому человеку нужен рентген или обследование, пациент только простыл, или у него ангина. Вот таких больных возьмут на себя амбулатории, где нужна консультация врача. Если человеку нужно более сложное обследование, в таком случае его направляют к узкому специалисту. Мы слишком быстрыми темпами начали медреформу, в других странах к этому долго готовились и вводили поэтапно. Мы не успели подготовить население и самих врачей. То, что в амбулатории приходят и дети, и взрослые - это мировая практика, это же семейный врач, который лечит всю семью. К сожалению, нам пришлось притормозить открытие амбулаторий, потому что еще не готовы врачи, им нужна практика. В ближайшее время мы проведем встречи с профсоюзами, представителями минздрава, с жителями. Потому что мы должны определить для себя, как будем двигаться дальше. И конечно нужно финансирование. Без создания нужных условий работы для врача незачем за это браться. Если нет денег, то мы остановимся на том, что сейчас сделано и будем отшлифовывать и показывать, как можно работать. Пока я не знаю заложены ли в бюджете деньги на эти цели.
- Каждый месяц продавцы прессы в метро сообщают, что с ними управление транспорта не продлевает договора аренды. Руководитель управления ссылается на распоряжение Министерства инфраструктуры, которое запрещает торговлю с лотков в метро. Однако сам министр говорит, что запрет не касается киевского метро. Как быть, можно раз и навсегда решить этот вопрос?
- Когда только вводилось это постановление, я узнал и просил Мининфраструктуры согласиться с мнением киевлян. СМИ трогать нельзя. В столице уже сложилась давняя традиция – покупать газету в метро, а иначе где? Мы договорились, что к нам не будут применяться санкции, пока мы не решим эту проблему. Для этого нужно внести изменения в распоряжение, и мы обратились в Кабмин. СМИ могут рассчитывать на нашу поддержку.