Газовыми фонарями Киев обеспечил Аманд Струве, а электрические появились благодаря инженеру Александру Бородину. В 1781 году Киев готовился к приезду будущего императора Павла І, и по приказу магистрата каждый домовладелец на Подоле был обязан врыть возле усадьбы по два столба. Столбы-то врыли, а вот с фонарями заминка вышла – что стало предметом насмешек для гостей города...
Только в середине ХІХ века на улицах Киева появились первые керосиновые уличные фонари, а к 1872 г. известный инженер и предприниматель Аманд Струве построил два газовых завода и запустил газовое освещение на Крещатике.
Зеленоватый свет газовых фонарей навевал романтические мысли, но частенько из-за большого напора газа фонари превращались в… огненные факелы. А прорывы газопроводов приводили, увы, и к человеческим жертвам.
В 1878 году управляющий Юго-Западной железной дороги, инженер Александр Бородин, побывав на выставке в Париже, привез в Киев диковинку – электрические фонари, которые установил в Киевских железнодорожных мастерских.
"Когда я установил первые четыре электрические фонаря в токарном цехе, на мое приглашение осмотреть этот род освещения откликнулись большинство профессоров Университета Святого Владимира", – вспоминал инженер Бородин. Удобное и безопасное освещение постепенно распространялось по железнодорожному ведомству: вокзал, цеха завода, станции.
В мае 1890 года компания "Савицкий и Страусс" заключила с городской думой договор об электрическом освещении улиц города, в том же году ток дала первая электростанция. А январь 1893 года центральные улицы встречали в свете электрических фонарей – кстати, Киев был одним из первых городов Европы, где появилось электрическое освещение улиц, сообщает "Газета по–киевски".
{google}