Солевые смеси коммунальщиков и выхлопы автомобилей превращают киевский снег в оружие массового поражения - не настолько мощное, как в Москве, но достаточно токсичное, чтобы нанести серьезный урон живой силе столицы, - пишет Екатерина Иванова в № 10 журнала Корреспондент от 15 марта 2013 года.

Анна Гринченко, 32-летний маркетинг-менеджер одной из столичных компаний, убеждена: солевая смесь, при помощи которой киевские коммунальщики борются с гололедицей, - страшная сила. Тому доказательство - ее новые кожаные сапоги, покрытые белым налетом и трещинами.

Любимую пару Ecco зима “убила” за пару месяцев: не помогли аэрозоли и кремы, жалуется Гринченко. Испорченная обувь - полбеды, уверяют эксперты. По их мнению, снег с улиц украинских мегаполисов таит более серьезную угрозу. Вовремя неубранные гигантские сугробы в течение сезона, как губка, впитывают не только десятки тонн технической соли, но и половину таблицы Менделеева, витающей в городском воздухе.

Чтобы убедиться в этом,  лаборатория Укрметртестстандарта провела исследование снега, взятого в трех разных точках в центре Киева - у станции метро Крещатик, у Бессарабского рынка и на детской площадке по улице Красноармейской, 6.

Результат получился удручающий: если не учитывать воду, 40 % химического состава киевской пробы представляют собой вышеупомянутую смесь соли NaCl с песком, а 60% - промышленные отходы и продукты выхлопа автомобилей, осевшие на белый покров.

При этом предельно допустимая концентрация (ПДК) железа согласно принятым в Украине нормам в анализе была превышена в пять с половиной раз, а бензопирена, одного из самых опасных для человека канцерогенов, - в 800 раз.

Причины “интоксикации” снега - чрезмерное использование дорожных реагентов и высокая концентрация ядовитых веществ в воздухе, утверждают эксперты. Впитавшие их сугробы с началом весеннего таяния становятся для экологии водоемов токсичной бомбой замедленного действия.

“Загрязнение поверхностных вод достигло такого уровня, что впору говорить о приближении катастрофы”, - резюмирует Владимир Костенко, замдиректора Украинского государственного НИИ проблем водоснабжения.

В чем соль

Украинский Гидрометцентр сообщает: нынешняя зима была самой снежной за последние 75 лет. Слой снега, выпавшего за 11 и 12 декабря 2012 года, достиг 42 мм, а в целом за декабрь - 103 мм. Ранее максимальное суточное количество осадков, 41 мм, было зафиксировано в конце 1930 года, а месячное, 116 мм, - в начале зимы 1937-го.

По словам Александра Попова, главы Киевгорадминистрации, столица бороться с такими снегопадами оказалась не готова - у коммунальных служб сегодня лишь 360 снегоуборочных машин разного калибра, а необходимо по меньшей мере вдвое больше.

И главным аргументом коммунальщиков в борьбе с гололедицей стала техническая соль. Ее на дороги столицы высыпали рекордные 38 тыс. т - в два раза больше, чем в обычную зиму.

О том, насколько опасен этот химикат для всего живого, хорошо известно ветеринару Елене Крыловой. Каждую зиму в клинику, где она работает, хозяева вереницей ведут собак, пострадавших от соединения NaCl.

“Соль раздражает кожу на лапах, появляются трещинки, раны начинают гноиться”, - рассказывает доктор.

При этом залежи снега, которые, несмотря на соль, все же не исчезают с улиц, становятся не только помехой транспорту, но и своего рода абсорбентом. В заторах - во время торможения, разгона и работы автомобильных двигателей на холостом ходу - в воздух вместе с выхлопными газами вылетает особенно много бензопирена, который тут же впитывается в снежные массивы.

И хотя в пробе, доля канцерогена в сотни раз выше предельно допустимой нормы, она все еще не настолько велика, чтобы нанести быстрый вред здоровью человека. Тем не менее, предупреждают специалисты, этот канцероген обладает свойством накапливаться. Достаточно накопления в организме человека лишь 3-5 мг этого вещества - сейчас его содержание оценивается в 0,004 мг на 1 л снега, - чтобы вызвать рак легких или кожи.

“Он и в воде [после таяния снега] остается, и в почве, и в растениях, он никуда, по сути, не девается”, - констатирует Виктор Волошинец, начальник научноисследовательского центра испытаний продукции предприятия Укрметртестстандарт.

В составе снега, который, растаяв весной, неизбежно попадет в почву и водоемы, существенно превышает нормы также содержание железа. Его безопасное количество не должно быть выше, чем 0,3 мг на 1 л, а по факту достигает 1,65 мг на литр. Такая вода приобретает мутный желтобурый оттенок и характерный металлический привкус.

Специалисты предостерегают: длительное потребление жидкости с повышенным содержанием железа приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, а купание в ней может вызывать раздражение кожи.

Не добавляет здоровья и избыточное количество марганца, чья ПДК в киевском снегу превышена на 10 %. Высокая концентрация марганца в воде способна провоцировать головокружение, депрессию, сонливость, утомляемость и снижение работоспособности, а у детей может стать причиной отставания в интеллектуальном развитии.

Газовая атака

Главным загрязнителем воздуха, а значит, снега и воды, стекающей в водоемы с улиц украинских мегаполисов, является автотранспорт, констатируют эксперты. Выхлопная труба - источник 80% вредных выбросов.

Усугубляет ситуацию стремительный рост числа автомобилей. По данным Института Горшенина, за последние 20 лет их количество в стране увеличилось в 1 тыс. раз, и сегодня на 1 тыс. украинцев приходится 187 транспортных средств, а столичный показатель (242) уже вполне сопоставим с европейскими: по данным Eurostat, к примеру, в Париже - 250 автомобилей на 1 тыс. жителей.

Кстати, в столице РФ, где на 1 тыс. жителей приходится 338 автомобилей, концентрация нефтепродуктов в снегу превышена в 70 раз, ПДК железа - более чем в 38 раз, а марганца - в 2,7 раза. Эти близкие к катастрофическим данные специалисты объясняют затяжными московскими пробками.

Коммунальные службы стран ЕС и Северной Америки, дабы снизить риск заражения поверхностных вод ядами, скопившимися в снегу, как правило, своевременно убирают улицы после снегопадов и таким образом снижают объем использования соли или вовсе отказываются от нее.

В частности, в Канаде применяют специальные “солепосыпочные” машины, в которых подачу химиката контролирует компьютер, в Берлине дорожная смесь используется только на самых опасных участках, а в Финляндии ее полностью заменяют экологически чистым гравием.

Кроме того, в Хельсинки часть убранного снега сбрасывают в Финский залив лишь после проверки на вредные вещества, а остальное вывозят на специальные полигоны за город, где он постепенно тает.

Эти меры позволяют избежать экологических последствий, характерных для Киева, где весной происходит так называемый залповый сброс снега в реки, а вместе с ним и вредных веществ, накопившихся за зиму.

Убрать весь снег с городских тротуаров и проезжей части столичное ЖКХ сегодня не в силах. Большинство снегоуборочных машин изношены на 35-50 %, и этот парк не обновлялся многие годы, разводит руками Попов.

Одна современная большегрузная машина с компьютерным управлением стоит от 800 тыс. до 1,4 млн грн., а трактор - то от 40 тыс. до 180 тыс. грн., но городская казна, по словам градоначальника, пока не может обеспечить ими Киев в достаточном количестве. Впрочем, к следующей зиме Киевавтодор планирует приобрести в лизинг 114 единиц снегоуборочной и другой спецтехники на сумму 100 млн грн.

А пока украинцам предстоит самостоятельно заботиться о безопасности и комфорте. “На зиму - резиновые сапоги, в дом - фильтр для воды, купаться - в Египет”, - дает совет Гринченко.

***

Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 15 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

korrespondent.net