Проехать улицу Саксаганского в час пик вечером в пятницу за 10 минут – это не первоапрельская шутка. В пятницу, 1 апреля, это было сделать абсолютно несложно.
Ответить на вопрос, каким образом удалось рассосать пробки, не составляет большого труда. Цена на топливо заставила водителей провести расчетливый выбор между своим железным конем и наличием денежных средств в кошельке.
Получается, что в борьбе с ненавистными пробками есть хорошие подвижки, но только вряд ли подобный экономический нокдаун - это именно та мера, которую хотели бы применить сами украинцы.
В этом смысле весьма интересна позиция замминистра энергетики и угольной промышленности Владимира Макухи, который, комментируя рост топливных цен, с уверенностью заявил, что существующие цены на бензин в Украине не влияют на транспортные потоки.

"Мы видим, что транспортные потоки не уменьшились. Все, кто ездил, продолжают ездить. Проблем нет". Он также отметил, что Минэнергоуглепром считает мировые цены на нефть "подъемными" для украинской экономики.

"Если сравнивать цены (мировые цены на нефть), которые есть сейчас и были год назад, то, конечно, ситуация ухудшилась. Но экономика Украины ее выдержит... Я не хотел бы комментировать прогнозы, что мировая цена поднимется до 200 долларов (за баррель). Это не реально". При этом он подчеркнул, что мировые цены на нефть в значительной мере влияют на розничные цены на бензин в Украине. "У нас есть соответствующие расчеты, но я не могу их озвучить", - сказал он.

На вопрос о том, как правительство может вводить пошлину на импорт нефти и нефтепродуктов, если в стране используется не более 10% собственной нефти, чиновник ответил:

"Логика тут четкая, потому что на сегодня 60 процентов рынка – это бензин, который завезен из-за границы. Если мы не будем вводить акцизы, то мы будем завесить полностью от внешнего рынка. Если не вводить ее, то мы не сможем улучшать качество бензина. Чтобы сделать это, нужно иметь дорогостоящую аппаратуру, инвесторов". Замминистра уточнил, что, вводя пошлины, Кабмин защищает отечественных производителей бензина.

Эксперты, отвечая на вопрос о причинах повышения цены на топливо, объясняют все довольно просто: на повышение стоимости бензина влияют рост котировок на нефть и нефтепродукты на мировых рынках и повышение акциза на топливо с 1 января 2011 года. После шокирующего повышения в начале года, мы видим новое подорожание, после исчерпания запасов топлива по старым закупочным ценам, нового подорожания не избежать.

Не стоит забывать, что рост цен на топливо, это не только финансовые потери самих автомобилистов, но и автоматическое повышение цен на товары и услуги.

Не говоря о том, что с такой динамикой роста цен, вскоре мы наверняка не увидим на дорогах автомобилей дешевле 30 тысяч евро, иначе собственники машин подешевле будут не в состоянии безболезненно для семьи "прокормить" четырехколесного друга.
В тоже время украинские топливные цены все ближе подбираются к европейским, однако соответствует ли качество отечественного топлива тому, которое продается практически по таким же ценам в странах ЕС. Вопрос хоть и не категорический, однако с отрицательным ответом.

Далеко не все АЗС, включая брендовых лидеров рынка предоставляют потребителю действительно качественный бензин и дизель. В ходе проверок качества топлива на АЗС выявлены случаи реализации под видом бензина явного фальсификата, не соответствующего никаким государственным стандартам. Об этом заявил руководитель Комитета защиты потребителей нефтепродуктов Андрей Пасишник.

"На нескольких АЗС мы выявили, что под названием "бензин А-95" продавался побочный продукт коксохимического производства, фактически переработки угля - компонент моторных топлив ароматический. Конечно, его можно разбавить газовым конденсатом или стабильным бензином, и по октановому числу получить А-92 или А-95. Но ни фракционный состав, ни химические и физические показатели не будут соответствовать никаким стандартам", - говорит эксперт.

Кроме того, как отметил господин Пасишник некачественное топливо реализуется, в первую очередь, на одиночных заправках под малоизвестными брендами. Но также "бодягой" нередко злоупотребляют и крупные автозаправочные сети, причем даже те, названия которых на слуху.

"Такая ситуация сложилась из-за отсутствия государственного контроля качества - на данные цели в течение нескольких лет просто не выделялись средства. Поэтому ныне существует угроза того, что, заправившись на какой-то АЗС, автолюбитель может столкнуться с поломкой автомобиля. Причем доказать, что виновата именно заправка, в суде будет практически нереально".
Чтобы избежать подобных инцидентов, эксперты рекомендуют заправляться в брендовых сетях АЗС, которые имеют собственную налаженную систему контроля качества нефтепродуктов. "В таких сетях топливо традиционно стоит немного дороже, но поскольку оно качественнее, расход такого топлива меньший. Таким образом, цена себя оправдывает".

Реализации некачественных нефтепродуктов на АЗС также способствует инициированный правительством перенос сроков введения стандартов качества Евро-4 и Евро-5.

Правительство в свою очередь грозится применить санкции к нечистым на руку топливным магнатам. Если компании будут превышать рекомендуемые Кабмином коридоры цен на бензин и дизтопливо, правительство будет вмешиваться. Об этом говорит министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

"Экспертная группа, которая заседает каждую неделю, учитывая сложную ситуацию, утвердила коридор на эту неделю 9,75 грн для А-95 бензина и 9,20 грн для дизтоплива. Причем это - для страны, возможно, в Киеве - больше, а на периферии - Волынской или Тернопольской области, меньше, поэтому такой коридор будет существовать".

"Если компании превышают коридор, который рекомендован правительством, а правительство не просто так поставило эту цену, это соответствующие расчеты, это маржа трейдеров, мы подсчитали этот коридор и будем очень жестко действовать, так же, как мы действовали в отношении трех компаний, которые нарушили, и вступили в картельный сговор. Правительство будет вмешиваться", - добавил Бойко.

В свою очередь эксперты рынка весьма пространно отреагировали на грозные заявления министра. Интересно, что Игорь Коломойский - один из представителей топливного рынка страны поясняет украинцам причины повышения цен как ученикам за школьной скамьей.

"У нас всегда будет дорогой бензин, потому что у нас нет собственной нефти".

Кроме того, он подчеркнул, что разница в цене на бензин между столицей и регионами объясняется тем, что в регионах вероятней всего нераспроданный бензин остался на складах:
"Если есть остатки на складах тех трейдеров, которые сохранились, и которые были (продавали бензин) по низкой себестоимости, может в тех регионах торгуются старые запасы, и сохраняются понижение цены", - сказал он.
"В Киеве расход топлива и расход бензина выше, и поэтому здесь нет старых запасов. Поэтому здесь рост цены быстрее происходит. Здесь повышенное потребление, поэтому выше цены".
Получается, что известная всем фраза "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" на сегодняшний день теряет актуальность. Ведь заправляя даже самый бюджетный автомобиль по цене 10 гривен за литр бензина, подобное передвижение превращается действительно в роскошь. Говорить о том, что продавцы горючего не зарабатывают, а просто вынуждены повышать цены из-за повышения мировых цен просто смешно. Ведь ежедневно, проезжая мимо одной и той же заправки мы наблюдаем как цена медленно, но очень уверенно повышается на 10-15 копеек за литр, это не считая резких скачков в 50 копеек и более.

Если мыслить философски, то бесспорно плюсов в данном процессе можно найти несколько. Во-первых, опять таки исчезновения заторов на дорогах, как следствие улучшение экологической ситуации, далее люди будут вынуждены ходить пешком, отсюда же вытекает забота о здоровье нации. Руководствуясь подобной логикой, можно с легкостью дойти до абсурда, в то время как ежедневно людям нужно каким то образом ехать/идти на работу, покупать продукты, которые нужно привезти в магазин и так далее. Вывод жить с каждым днем становится все дороже и дороже…

 

kiyany.obozrevatel.com