В последнее время в Киеве прокатилась волна массовых убийств бродячих собак. После недолгого затишья догхантеры снова "вышли на тропу войны". Но если убийцы животных в столице остаются вне закона, то в Харькове нашли способ легализировать уничтожение животных. "Зоореалистический" способ решения проблемы, который избрали харьковские власти, вызвал бурю возмущения во многих странах.
Как убийства превращают в бизнес и насколько реально внедрение в Киеве харьковского метода узаконенного уничтожения животных, пишет "Обозреватель. Кияни".
"Богадельня" для харьковских собак
И догхантерство, и зоореализм – понятия, вошедшие в нашу жизнь недавно, но прочно. На первый взгляд, это два совершенно разных подхода к решению проблемы бродячих собак. Догхантеры своей основной целью считают убийство животных и "очищение" таким образом улиц от потенциальной опасности и "антисанитарии". В ход чаще всего идут яды, вызывающие у животных смерть в мучениях, и отстрел. Зоореалисты же наиболее эффективным решением проблемы декларируют гуманное усыпление бродячих животных.
Однако на деле, как уверяют зоозащитники, эти два явления тесно взаимосвязаны. "Это идеология одного сорта. И те, и другие просто различными способами, с разной степенью пристойности пытаются навязать обществу способ решить определенную проблему способом уничтожения, способом обесценивания жизни", - уверена зоозащитница Татьяна Метелева.
Особую популярность зоореализм приобрел в Харькове. Под лозунгами "гуманности" в городе даже создали приют для бездомных животных, который неустанно рекламировали как оптимальный вариант решения проблемы бродячих собак и котов. Вот только отечественные и заграничные зоозащитники окрестили его "конвейером смерти" - ведь, вопреки заявлениям, там уничтожается до 95% отловленных животных.
"В 2012 году 6,5 тыс животных только по официальным цифрам было уничтожено. 2013, бюджетный запрос – 10 тыс на безвозвратный отлов. При этом планируется центру - монополисту в решении вопроса с животными - распределить 2 млн 153 тыс. грн из бюджета. Также предполагается заработок в процессе вылова и пристройства животных. Люди сдают животных за деньги. Котенок - 70 грн, кошка - 230, собака - 300. Им не говорят о том, что животные не могут за эти деньги быть пристроены. Отловленных животных содержат от 7 дней до 2 месяцев. Еженедельно, в среднем, усыпляется 60-70 собак", - называет цифры Елена Кравченко, председатель правления Харьковской обласной организации "Зоозащитное движение "Вместе".
Причем, в карантинную зону, где собственно усыпляют собак, попасть простому смертному практически невозможно. Поэтому действительно ли несчастных животных усыпляют гуманно – наверняка не знает никто.
По подсчетам харьковских зоозащитников, за время работы приюта убито более 16 тысяч собак. Причем, далеко не всегда усыпленные в приюте животные – бездомные. "У нас очень много заявлений, люди не могут найти своих питомцев. Допуск в карантинную зону отсутствует для граждан вообще. Животных потом не находят. Из 100%, которые обращаются, 20-30% находят свое животное. Собаку на улице могут забрать только потому, что она без поводка и намордника, что нет рядом хозяина. Вернуть животное потом невозможно", - говорит Кравченко.
Пока весь мир возмущается по поводу массового уничтожения животных в Харькове – в Украине харьковский опыт начинают перенимать другие города. Местные власти в Ужгороде, Ивано-Франковске, Запорожье уже, по информации зоозащитников, приняли решение взять на вооружение зоореалистический подход. Бьют тревогу и черниговские зоозащитные организации.
Война против зоозащитников?
В Киеве пока не собираются перенимать харьковский опыт. С 2011 года в столице действует программа гуманного регулирования численности бродячих животных – с помощью стерилизации. Однако Киев занимает лидирующие позиции по размаху движения догхантеров.
На жестоких сайтах, которые просят запретить киевские зоозащитники, сторонники догхантерства массово призывают уничтожать бездомных собак. "Каждый из нас кому, дорога собственная жизнь и жизнь его близких, должен уничтожить, как минимум, одну бродячую собаку с выводком и кобеля. Надо ввести профессию догхантера в классификатор профессий, дать им хорошую зарплату и приравнять к госслужащим", - пишет на одном из столичных форумов пользователь под ником pasha-biolog.
Еще один "юный натуралист" сравнивает собак с тараканами: "Собаки дохнут на ура! И не только бродячие, но прежде всего собаки тех невменяемых уродов-владельцев, которые наплевав на закон и жизненные интересы других людей, заставляют их жить по уши в говне от своих собак, распускают их без поводка и намордника, угрожая жизни и здоровью окружающих людей и их детей. Да и вообще - это же норма гигиены - травить собак. Вот же тараканов люди травят и не гундосят, а собаки много грязнее и заразнее тараканов".
Периодически в Киеве то тут, то там происходят массовые убийства бездомных животных. Особенно любят догхантеры районы Троещины, Радужный массив и Гидропарк. Вот только, вопреки уверениям в стремлении обезопасить людей от укусов и заразы, убивают догхантеры, прежде всего, тех собак, которые уже привиты и стерилизованы.
"Они нацеливаются конкретно на опекунских собак. Создается впечатление, что тут идет уже война не с собаками, а с волонтерами и опекунами. Все делается для того, чтобы волонтер, который с такими трудами этих животных простерилизовал, выходил, вернул, вложил много физических, моральных и финансовых сил – разуверился. Как раз на это и рассчитано, чтобы волонтеры опустили руки, программа фактически перестала действовать, и таким образом можно было бы внедрить и в Киеве тот же харьковский метод", - считает Ирина Шульженко, председатель общественной инициативы "Форум помощи бесприютным животным" Ua-Vet.
Последние массовые убийства животных в Киеве произошли в феврале-марте. Только по официальным данным, от ядов и пуль погибло около сотни собак. По некоторым случаям МВД даже открыло уголовное производство. Вот только вероятность того, что кто-то понесет ответственность за убийства – ничтожно мала. Ведь доказать факт умышленного отравления чрезвычайно сложно. Не в последнюю очередь из-за сложной процедуры, предшествующей передаче трупа погибшего животного на экспертизу. Часто к моменту исследования следов яда уже не остается.
Власти же проблему существования догхантерства решают не очень активно. В основном, путем декларирования необходимости закрыть специфические сайты, на которых, в основном, и происходит "вербовка" новых догхантеров и координация грядущих "акций". "Надо принять меры по закрытию сайтов, потому что много работы координируется именно через Интернет. И провайдеры, которые обеспечивают хостинг этих сайтов, находятся за пределами Украины. Поэтому надо принять меры. Возможно, через дипломатические каналы просить руководство этих стран, чтобы закрыли эти сайты. С этим явлением надо бороться", - заявляет представитель Минприроды Владимир Домашлинец.
Придет ли в Киев зоореализм?
Опасность того, что в Киеве также рано или поздно могут попробовать реализовать харьковский метод, достаточно велика. Ведь на самом деле схема, задействованная в Харькове, открывает безграничные возможности для расхищения бюджетных денег.
Если в Киеве сейчас ветеринары получают деньги из бюджета только после того, как стерилизуют определенное количество собак и подтвердят факт проведения операции фотографиями и отчетом волонтера, который непременно присутствует при отлове и стерилизации животного – при харьковской схеме установить количество отловленных собак невозможно. "Идут ли средства на их содержание в карантине, и насколько их там кормят, ухаживают, как усыпляют - неизвестно. Там могут приписывать количество отловленных животных. Кроме того, животные могут быть умерщвлены непосредственно при отлове", - предполагает Шульженко.
Учитывая количество возможностей нажиться на "гуманном усыплении" приюты по типу харьковского могут быть прибыльным и практически вечным "бизнесом" за бюджетный счет.
На самом деле, ни догхантерство, ни зоореализм не предлагают эффективного способа решения проблемы бродячих животных. "Когда убивают собак – естественно, на освободившееся пространство и пищевую базу приходят другие животные, часто - полуодичавшие. У них больше еды, больше площади, больше возможности выжить. Выживает большее количество животных. Потомство они дают такое же осторожное и такое же недоверчивое к людям. Убивая социальных собак, мы наоборот ухудшаем ситуацию безопасности", - рассказала Шульженко.
Зоозащитники предполагают, что в Киеве на реализацию харьковского сценария все-таки не отважатся. Но на всякий случай предупреждают: если что – спокойно работать КГГА не дадут. В то же время председатель КГГА Александр Попов на днях отреагировал на обращения зоозащитников по поводу разгула догхантеров в Киеве. Он обратился в прокуратуру Киева с просьбой прекратить работу сайтов догхантеров и наказать тех, кто обеспечивает работу таких ресурсов, а начальника столичной милиции призвал взять под личный контроль случаи с отравлением животных.