Кроме того, их якобы заставляют покупать запчасти за свои деньги и даже высчитывают из зарплат деньги на солярку. Поговорив с сотрудниками «Киевпасстранса», «Взгляд» узнал, какие еще проблемы накопились в столичном транспорте и чем они могут обернуться для горожан.
1. Долги по зарплате
По словам водителей маршрута №108, зарплату не платят уже больше двух месяцев. Почему денег нет, не объясняют. Тем, кто слишком настойчив с расспросами, грозят увольнениями. Водитель Игорь жалуется, что из-за невыплат постоянно ругается с женой. «Я ее понимаю, каждая женщина хочет нормально жить, а тут еды не на что купить», – подытоживает он.
2. Запчасти за свои деньги...
Несмотря на то, что зарплата у водителя 4-6 тыс. грн (в зависимости от выработки), часть запчастей для общественного транспорта им приходится покупать за свои деньги. «Вот взял воздушный фильтр – потратил 350 гривен. Другого выхода нет – деньги зарабатывать нужно. Ремкомплект тоже покупаю сам», – нервно постукивая по баранке, рассказывает водитель 45-го маршрута Николай. Беспокоит его и то, что резина на машине уже лысая, наездила 80 тыс. км. Слова водителя подтверждают коллеги с 220-го маршрута.
3. ... И солярка тоже
Высчитывают у водителей и деньги на солярку. Это бьет по карману прежде всего тех, кто ездит на старых автобусах – у них потребление топлива больше. Однако достается и работникам нового транспорта. «На рейс положено столько-то солярки, но ее всегда не хватает. Топливо заканчивается, и тебе приходится возвращаться в автопарк. В автопарке тебя спрашивают, почему недоработал смену. Говоришь, солярка кончилась. Чтобы выехать на следующий день, пишешь акт, солярку добавляют, но потом высчитывают сумму из зарплаты. Кроме того, солярка некачественная, чем-то разбавлена, вонючая. Она быстро заканчивается», – с опаской подключается к разговору коллега Николая Дмитрий.
4. Без страховки
Несмотря на критическое состояние транспорта, ездить по киевским дорогам водителям приходится без страховки. Ее не закупают. Гаишников эти нюансы не интересуют: если останавливают, выписывают штраф от 300 до 800 грн, рассказывает водитель Александр с троллейбусного маршрута №1.
5. Наказание за невыполнение планов
Для кондукторов предусмотрены свои санкции: невыплаченную зарплату им урезают за невыполнение плана по продаже талонов. Если билетер начинает возмущаться, его отправят в ссылку на безлюдный маршрут. «За прошлый месяц по ведомости я заработала 4 500 грн, – говорит „Взгляду“ кондуктор Татьяна. – На руки получу 3 500 – тысячу гривен высчитали из-за того, что не выполнила план. Судя по разговорам, многие уже готовы бастовать».
6. Туалетов нет
Кроме финансовых проблем, водители и кондукторы сталкиваются еще и с бытовыми. На конечных остановках нет туалетов, ходить приходится прямо за автобус либо прятаться за ларьками.
Нужны деньги за льготников
Решение этих проблем городские власти собираются возложить на плечи горожан.
«Цены на топливо поднялись, запчасти подорожали, а тариф не менялся с 2008 года, – говорит замдиректора „Киевпастранса“ Сергей Литвинов. – Мы не можем выплатить зарплаты и остановить подвижной состав. С нами не рассчитываются за льготников: по итогам 9 месяцев нам уже положено 400 тыс. грн компенсации льготного проезда, в бюджете заложена 131 тысяча, дали же нам лишь 90 тыс. грн. Поэтому тариф нужно повышать».