До начала нынешнего года рынок рекламы в лифтах жилых домов оставался за пределами внимания властей, а деятельность рекламных агентств практически никак не регулировалась. Расценки на размещение рекламных плоскостей в лифтовых кабинах зависели от умения договариваться с балансодержателями зданий — РГА или ЖЭКами - и колебались на уровне 50-150 грн за место в месяц. Все изменилось в январе, когда из-под пера мэра Леонида Черновецкого вышло распоряжение КГГА №47 «Об утверждении порядка определения размера платы за размещение рекламы в лифтах жилых домов коммунальной собственности Киева». Этот документ вводил «космические», по мнению рекламных агентств, тарифы, размер которых варьировался в зависимости от многих факторов и достигал 2,4 тыс. грн за 1 кв. м площади носителя. «Январское распоряжение было настолько абсурдным, что по нему никто не работал ни единого дня. То есть, возможно, оно и действует, но, согласно джентльменскому соглашению между участниками рынка и городской администрацией, исполнять его никто не требует», — рассказала коммерческий директор РА Lift Board Елена Номеровская.
В июне на официальном интернет-сайте муниципалитета был обнародован проект нового распоряжения КГГА, предполагавший стремительное снижение тарифов. Так, в домах высотой до 10 этажей стоимость установки плоскости формата А4 должна была подешеветь с 800 до 24 грн за кв. м (в 33 раза), а при размещении конструкций формата А3 и А2 — с 2 тыс. до 24 грн за кв. м (в 83 раза). В зданиях выше 10 этажей расценки для плоскостей формата А4 предполагалось снизить в 32 раза — с 960 до 30 грн за кв. м, а для А3 и А2 в 80 раз — с 2,4 тыс. до 30 грн за кв. м. Впрочем, этот документ, полностью удовлетворявший рекламные агентства, так и не был подписан градоначальником. «В полномочия КГГА входит лишь утверждение расценок на пользование коммунальной собственностью. А вот установление порядка использования этой собственности находится в компетенции Киевсовета», — объяснили в юридическом управлении мэрии.
Именно с разрешением данной юридической формальности и связано появление нового Порядка размещения рекламы в лифтах коммунальной собственности, принятого к рассмотрению постоянной комиссией горсовета по вопросам ЖКХ. Утвердить ее планируется на одной из ближайших сессий. Если это произойдет, то районные администрации и ЖЭКи будут полностью отстранены от выдачи разрешений на размещение рекламы. В лучших традициях «молодой команды» Черновецкого, единым оператором этого рынка должно стать одно из коммунальных предприятий, предположительно КП «Киевспецжильеэксплуатация».
Упорное стремление чиновников взять под контроль данную сферу деятельности вполне объяснимо. Хотя на сегодняшний день в ней задействованы около 2 тыс. из 19 тыс. городских лифтов, емкость этого рынка оценивается в 10-15 млн грн в год. В неофициальных беседах рекламисты признаются, что большая часть средств за размещение рекламы в коммунальных лифтах поступает не в бюджеты районов, а в карманы чиновников или руководителей ЖЭКов. Например, первый заместитель председателя Печерской РГА Алексей Евлах сообщил, что в Печерском районе вообще нет такой строки доходов, как «реклама в лифтах». Неудивительно, что власти районов восприняли инициативу мэрии негативно. «Мы будем всячески саботировать выполнение данного решения. Деньги, полученные от рекламы в лифтах, должны направляться на их ремонт и модернизацию, а не уходить в городской бюджет», — заявила заместитель председателя Шевченковской райадминистрации Галина Пахачук.
{google}