Мы продолжаем спецпроект «Коррупция» о том, как это зло буквально разъедает все области жизни в Украине, а также о том, что нужно сделать, чтобы хотя бы уменьшить его влияние. Сегодня — вторая публикация на эту тему (первая была 10 февраля о коррупции в судах). Мы расскажем о коррупции в милиции, потому что ежедневно тысячи сограждан сталкиваются с эти явлением, страдают от него. Правда, в отличие от судейского корпуса, представителей которого на зоне вообще нет, осужденных милиционеров хватает. Но количество мздоимцев в погонах, увы, не уменьшается, несмотря на громкие заявления о борьбе с коррупцией в МВД. О схемах, которые используют в милиции для поборов, читайте ниже.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Дверь в кабинет была приоткрыта. Я решила, что это хороший знак и вошла.
— Здравствуйте! У меня проблема — я потеряла права. А для того чтобы их восстановить, нужна справка о несудимости…
Грузный майор за письменным столом не удостоил меня даже взглядом.
— Проходите, — буркнул он, не поднимая головы от бумаг. — Садитесь.
Спустя 20 минут человек в погонах по-прежнему читал документы. Мне ничего не оставалось, как изучать носки собственных сапог. Ну почему в таких кабинетах время тянется так мучительно долго?!
— Извините, но я опаздываю! — не выдержала я и демонстративно посмотрела на часы. — Судимостей не имею…
— Киоск за углом, — тут же отозвался майор. — «Киевстар» — сто гривен. Давайте свой паспорт. Пока вы сходите, я все оформлю.
Я оторопела. Какой киоск? Какой «Киевстар»? Потом сообразила. Да мне же предлагают дать взятку карточкой пополнения телефонного счета! Как говорится, если бы не было так грустно, было бы смешно.
— Вы сейчас пойдете сдавать экзамен? — уточнил майор. — Я могу позвонить. Вас примут без очереди и помогут.
— Сколько? — деловым тоном осведомилась я.
— Пятьсот гривен, — ничуть не смущаясь, заявил милиционер.
— Я подумаю! — пообещала я и ретировалась.
Уже на улице я задумалась над простыми вопросами: а что если бы я подняла скандал? Например, пошла бы к начальнику майора-взяточника. Что тогда бы произошло? Да ничего! Любитель поговорить по телефону просто объявил бы меня сумасшедшей. А свою справку я ждала бы еще полгода. Всем известно — в нашей милиции корпоративность превыше всего! Корпоративность — это главная гарантия безопасности вымогателей в форме. Никогда не обращали внимания, на каких машинах ездят отечественные стражи порядка так называемого среднего звена? Лично я ни одного из них на «Жигуленке» не видела. Только иномарки! А зарплата у этих лихачей не больше 3—4 тысяч гривен в месяц...
— Сейчас на работу в милицию устраиваются для того, чтобы заработать левые деньги, — уверен полковник и экс-сотрудник ГУБОП МВД Украины Николай Р. — Конечно, теоретически есть и абсолютно честные люди. Но на практике — система всех ломает под себя. Пойми, менты не только себе в карман кладут. Они обязаны кормить свое руководство. То, что майор предложил тебе купить карточку пополнения счета, это мелочь. А вот тот факт, что с полученной от тебя взятки за экзамен он отдаст руководителю своего подразделения 450 гривен — это уже серьезно. В органах внутренних дел действует вертикальная система сбора средств. Проще говоря, милиция прогнила насквозь.
СИСТЕМА. Зарабатывать обязаны все сотрудники милиции. А руководители отделов точно знают, сколько надо передавать наверх. «У каждого начальника региональной милиции есть доверенное лицо, — рассказывает председатель международной Лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров. — Родственник или водитель. Этот человек и собирает деньги. Какой-то процент отдает своему папику, а остальное наверх. В среднем ежемесячно каждая область передает в министерство от $0,5 до $1 млн. А столица — от $3 до $4 млн». Кстати, самой бедной структурой считается милиция по делам несовершеннолетних. Она может брать взятки только за то, чтобы приостановить сбор материалов для уголовного дела. А также отдел по борьбе с незаконной торговлей людьми — он взимает мзду с проституток. «А знаешь, почему обноновцы так часто попадаются на взятках? — задает риторический вопрос Николай Р. — Их подставляет другая правоохранительная служба, когда они пытаются влезть на ее территорию и установить контроль за оптовыми поставками наркоты. Им дозволено стричь купоны только с мелких барыг». При этом все службы должны делиться с патрульными, они оказываются в нужном месте раньше.
ДЖИГА: «Я — ЧЕЛОВЕК КОМАНДЫ»
Говорит экс-первый зам¬министра внутренних дел, генерал милиции и нардеп от фракции ПР Николай Джига:
— Для того чтобы избавиться от коррупции, надо устранить условия, которые создают возможность для ее процветания. В частности, назначать на руководящие должности профессионалов, которые своим примером покажут подчиненным, как надо работать. Затем обеспечить милицию нормальным финансированием из госбюджета (не секрет, что у правоохранителей часто нет денег на бензин, не говоря уже об очень низких окладах!). И наконец, заставить органы объективно реагировать на все обращения граждан, проводить полноценное расследование всех уголовных дел и передавать их в суд. Приостанавливаться уголовные дела могут только в том случае, если преступление было совершенно без умысла. Например, по неосторожности. А во всех остальных случаях (взятки, кражи, грабежи и разбой, словом, все, что связано с умыслом) они должны быть доведены до логического завершения! Кроме того, необходимо пересмотреть штат и правильно его распределить так, чтобы районные и городские отделы (именно туда обращаются люди за помощью) были полностью укомплектованы.
— Поговаривают, что вы можете возглавить МВД. И будете добиваться возбуждения уголовного дела против экс-министра внутренних дел Юрия Луценко...
— Для того чтобы навести порядок в милиции, нужно приложить немалые усилия. Это очень непростая задача. Но я — человек команды. Если наша команда скажет — пойду. По второму вопросу могу сказать: мы мстить не будем, но и прощать преступления не станем. Если в МВД будет выявлен целый ряд финансовых злоупотреблений (например, недостача больших сумм в спецфондах), все документы этой проверки будут направлены в Генеральную прокуратуру Украины. Пусть она и решает.
$50 ТЫСЯЧ ЗА ГЕНЕРАЛА
Экс-начальник Национального бюро Интерпола в Украине Ростислав Вергелис:
— Необходимо провести реформу органов внутренних дел и разделить местную и центральную милицию. Например, по американскому образцу выбирать шерифов в регионах и финансировать их (а так же их команду) из местного бюджета. А центральный аппарат (опять же, по примеру ФБР) — оставить на гособеспечении. Пусть он занимается расследованием более серьезных дел. Тогда не будет назначения в министерство людей из регионов за деньги. А именно это обстоятельство — одна из коррупционных схем. Поскольку те, кто внес задаток при получении должности, стремятся «отбить» потраченное и заставляют подчиненных вымогать взятки. Кроме того, надо бы отменить систему высоких милицейских званий. Не знаю как сейчас, а лет шесть назад за звание генерала нужно было заплатить более 50 тысяч долларов США.
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ: ПОБОРЫ И ТОРГОВЛЯ
Богаче — госавтоинспекция. Она в списке главных мздоимцев. Способы, которые используются для заработка, — общеизвестны. Вымогание средств за оформление документов на автотранспорт (стоять в очереди в МРЭО, чтобы зарегистрировать новенькую машину, можно часами, а заветная купюра решает все вопросы в течение часа), либо обирание водителей, которые превысили скорость или сели за руль в нетрезвом состоянии. Но бывают истории и посерьезней. Они, как правило, происходят в конце месяца. В том случае, если гаишникам не удалось собрать необходимой суммы, а начальство вот-вот потребует мзду. — В начале февраля к нам обратился за помощью житель райцентра Шостка Сумской области Павел Т., — говорит Эдуард Багиров. — Он рассказал о том, что пару месяцев назад забыл дома водительские права и обнаружил этот факт, уже находясь за рулем своего автомобиля. Нарушать ПДД автолюбитель не хотел. Поэтому припарковал машину, позвонил своему отцу и попросил приехать. Отец тоже был водителем и мог отвезти сына на встречу. Но на дорогу ему нужно было потратить около двадцати минут. Поэтому парень решил скоротать время и выпить пива. Как раз в этот момент и появились сотрудники Госавтоинспекции. Они усадили молодого человека в свою машину и потребовали, чтобы он подписал акт об управлении машиной в нетрезвом состоянии. А потом еще и намекнули, что можно заплатить штраф (проще говоря, дать взятку) прямо на месте. «Отдавать деньги мужчина не захотел и милиционеры пустили в ход кулаки, — продолжает Эдуард Багиров. — Били так сильно, что несчастный потерял сознание, а затем отвезли его в райуправление для проведения алкотеста и снова попытались заставить оклеветать себя. Но так ничего и не добились. Выписавшись из больницы (согласно медицинским документам, парень получил травмы головы и сотрясение мозга), молодой человек обратился с заявлением в прокуратуру Шостки. Но уголовное дело против милиционеров так и не возбудили. Потерпевшему пришлось просить о помощи столичных адвокатов из международной Лиги защиты прав граждан Украины.С их помощью он рассчитывает добиться наказания для своих обидчиков.
ОПЕРАТИВНИКИ: КРЫШУЮТ БАНДИТОВ И ПОЛУЧАЮТ ЛЕВЫЕ ОКЛАДЫ
Серьезные левые доходы имеют оперативные органы. В частности, уголовный розыск и управление по борьбе с экономическими преступлениями. Сами они возбуждать уголовные дела не могут. Но проводят доследственные проверки и собирают материалы для возбуждения дел. Соответственно, могут заработать простым способом — отказаться от выполнения своих прямых функций. За это бизнесмены, которые работают всерую или втемную (например, создали незаконный конвертационный центр) предложат им ежемесячный оклад, а аферисты, организаторы финансовых пирамид или мошенники — жирный процент от своих криминальных операций.
— К нам поступили десятки жалоб на группу злоумышленников, которые действовали в столице и совершенно безнаказанно отбирали квартиры у пенсионеров, — рассказывает Эдуард Багиров. — У преступников имелись свои люди в судах, милиции, прокуратуре, БТИ и органах местной власти. Но главное, у них были нотариусы, готовые поставить гербовую печать на любом документе. В том числе, и на договоре о купле-продаже квартиры в отсутствие ее хозяина! В качестве жертв мошенники выбирали проживающих в центре города одиноких пенсионеров. А когда все документы были оформлены, просто выбрасывали стариков на улицу. Естественно, пожилые люди обращались за помощью в милицию. Но там их никто и слушать не желал. Ведь за все уже заплатили! Причем следы вели аж на уровень самого МВД. Та же история повторялась в прокуратуре и судах. По неофициальным данным, если квартира стоила 100 тысяч «зеленых», злоумышленники отдавали правоохранителям 10 тысяч баксов. Но это с одной квартиры. А по нашей информации, мошенники продали больше двадцати квартир. И многие из них стоили дороже.
ОФИЦИАЛЬНО. По данным МВД Украины в 2009 году к административной ответственности по фактам коррупции были привлечены 224 сотрудника милиции. Причем в 73-х случаях это было сделано по материалам службы внутренней безопасности (СВБ) министерства внутренних дел.
Кроме того, 342 милиционера были уволены из милиции и привлечены к уголовной ответственности (в том числе 266 по материалам, собранным СВБ МВД Украины). Дисциплинарным взысканиям подверглись 6 тысяч 635 правоохранителей, из которых 720 были уволены.
СЛЕДСТВИЕ: РУШИТ ДЕЛА И БЕРЕТ БИЗНЕСМЕНОВ НА КРЮЧОК
«Золотой запас» МВД — следственные органы, особенно на местах. Здесь решаются судьбы людей, а суммы взяток исчисляются десятками тысяч долларов.
— Родственники граждан, которые совершили правонарушение, а отвечать перед законом не желают (это могут быть чиновники-коррупционеры, аферисты и даже криминальные авторитеты), сами ищут милиционеров, которые возьмут у них деньги за решение вопросов, — отмечает полковник Николай Р. — Взяточникам и делать ничего не надо. Вот один из примеров. В 2007—2008 годах УБОП УМВД в Черкасской области расследовало деятельности ОПГ «Торпеда», которая охотилась на предпринимателей, чтобы отобрать их бизнес. В частности, совершила 6 заказных убийств и одно неудавшееся покушение. В конце января 2008 года против членов этой группировки СУ УМВД в Черкасской области возбудило уголовное дело по статье 257 УК Украины (бандитизм) и четверо злоумышленников были арестованы. В том числе и лидер банды. Поскольку доказательства вины подозреваемых уже были собраны, милиционеры рассчитывали в ближайшее время передать дело в суд. Но не тут-то было. Неожиданно черкасским правоохранителям позвонили сверху и потребовали передать материалы. После чего дело начало разваливаться на глазах.
В распоряжение «Сегодня» попали стенограммы переговоров, которые вели родственники, друзья и адвокаты между собой и с арестованными в процессе сбора средств за их освобождение. Вот некоторые из них.
11.12.2008 года. Оставшийся на свободе член ОПГ разговаривает с одним из арестованных лидеров банды.
— Я дам 15, Иван — 2,5, Илья — 2, то есть двадцатку мы дадим. Там тебе сколько надо — 100?
— Ну да!
— Еще что-то там должен собрать Толик. То, что я могу, я даю 15…
15.12.2008 года. Тот же подозреваемый говорит своему приятелю из банды:
— На все уже пошло 120 тысяч. Я просил только 90. А куда ушли еще 30 — неизвестно.
24.12.2008 года. Разговор между адвокатом и близким к лидеру банды человеком.
— Очень хорошие новости, в январе уже будет гулять. С учетом того, что он отсидел полтора, то его отпустят. Хорошо, что решилось...
Уже в декабре минувшого года уголовное дело против участников бандформирования было прекращено. Материалы относительно трех заказных убивств (ранее они считались раскрытыми) были выделены в отдельное производство и отправлены в Черкасскую область под предлогом отсутствия доказательств. Все арестованные члены ОПГ вышли на свободу. По непроверенным данным, в целом воля обошлась им в 300 тысяч долларов США. Конечно, следователь не мог положить всю эту сумму взятки к себе в карман. Скорее всего, деньги были распределены между ним, его непосредственным начальством и руководством министерства. Но доказательств этого факта у меня нет.
Впрочем, больше всего доходов следствию приносит возбуждение уголовных дел по заказу. Это происходит, например, в тех случаях, когда одна частная компания стремиться «проглотить» другую частную компанию, или же заполучить ее акции в совместном бизнесе. — Для того чтобы заставить бизнесмена поставить свою подпись на документах, его надо подвесить на крючок, — продолжает Эдуард Багиров. — А сделать это может только милиция. Туда и обращаются за помощью нечистые на руку предприниматели. При этом сумма, которую они готовы передать правоохранителям, обычно зависит от величины сделки.
— Каков механизм фальсификации уголовных дел?
— Прежде всего необходимо создать ситуацию, которая позволит обвинить предпринимателя в преступлении. Как вы думаете, что проще всего сделать? Нужно найти бомжа с синяками и кровоподтеками, поставить ему бутылку и привести его в райотдел, чтобы он написал заявление против бизнесмена — якобы жертвы. Туда же надо направить (естественно за вознаграждение) троих свидетелей, которые подтвердят слова заявителя. После чего проследить за тем, чтобы сфабрикованное дело попало к судье, с которым мошенники уже договорились. Кроме того, аферистам надо купить человека в прокуратуре. Он будет отбивать жалобы несчастной жертвы.
— А когда бизнесмен понимает, что его вот-вот отправят в тюрьму, ему приносят на подпись документы и предлагают «мировое соглашение»?
— Конечно! Еще и угрожают. Мол, будешь пытаться вернуть фирму, подбросим оружие или наркотики... Тогда сядешь наверняка. А если заплатишь — у тебя все будет в порядке...
Любопытно, что, по словам экс-первого заместителя министра внутренних дел Николая Джиги, разобраться в том, что происходит в милиции, не так уж и трудно. Для этого нужно просто посмотреть статистику. Это зеркало показывает: 45% возбужденных по линии экономики уголовных дел были прекращены по непонятным причинам. Проще говоря, вероятно, их сфабриковали под заказ!
…Кто же виноват в том, что происходит в милиции? Естественно, в первую очередь, сами стражи порядка. Но не стоит забывать, что милиция — это неотъемлемая часть нашего общества и становится такой, какой мы подспудно хотим ее видеть. А это значит, что если бы взяточники не выстраивались в очередь под милицейскими кабинетами, правоохранители не смогли бы создать систему коррупционных схем. Более того, если бы каждый, кому стражи порядка предложили дать взятку карточкой пополнения телефонного счета, поднимал скандал — это явление со временем вообще прекратилось бы. Словом, если мы хотим «убить дракона», не надо забывать — он внутри нас самих...
Инна Золотухина