Сначала мы еще ждали, что Киев "натренируется" на первых велодорожках и начнет строить их хорошо. Но последние события наводят на мысль, что киевской власти неважно, смогут велосипедисты ездить по построенным велодорожкам. Киев строит велоинфраструктуры "для галочки". А не для велосипедистов. За деньги киевских налогоплательщиков.
На это тратят немалые деньги. Наши деньги.
По построенным и проектируемым велодорожкам ездить неудобно, а иногда и невозможно
На недавно построенной велодорожке на проспекте Бажана - высокие бордюры и столбы посреди дорожки. На наиболее сложных участках (метро Харьковская, Позняки) велодорожки нет вообще или она проходит в нескольких метрах от киосков. Велосипедисту предлагается самому придумать, как он должен ехать: выскакивать на дорогу, давить пешеходов или разложиться на молекулы и материализоваться опять с другой стороны транспортной развязки.
Недовелодорижка на Бажана
Проще для велосипедистов получается ехать сразу по дороге, там все очевидно и предсказуемо. Поэтому, если строить велодорожку - надо строить такую, по которой действительно удобнее ехать, чем по дороге. На Бажана это пока не получилось.
Но хуже ситуация с Трухановым островом, где начинают проектировать веломаршрут "Трухановский". Проектная фирма "Билтек" планирует построить здесь отдельную велодорожку вдоль улицы Трухановская, хотя здесь она не нужна. Труханов остров - пешеходная зона, о чем свидетельствуют дорожные знаки на въездах на остров.
Поэтому машины здесь имеют право двигаться не быстрее 20 км/час. Это безопасная скорость для совместного движения всех участников дорожного движения и для пешеходов, и для велосипедистов. В Европе на таких участках все участники движения передвигаются вместе, и это одни из самых приятных мест для прогулок и велопоездок. Поэтому здесь велодорожка не нужна.
Велосипедисты не понимают, зачем дорожки на Трухановом. Они более нужны в городе, где миллион машин и сотни тысяч пешеходов
Более того, построив на Трухановом отдельную велодорожку, велосипедистов фактически заставят нарушать Правила дорожного движения. Ведь, во-первых, на Трухановом традиционно ездит очень много велосипедистов, и одной велодорожки даже шириной 4 метра для них будет недостаточно. В результате, велосипедисты будут выезжать на дорогу - и соответственно, нарушать ПДД.
Во-вторых, по велодорожке будут двигаться пешеходы, ведь на острове нет пешеходного тротуара, поэтому, согласно ПДД, пешеходы вынуждены идти по велодорожке. Это заставит велосипедистов ехать по дороге, и опять же нарушать ПДД.
Так зачем здесь строить велодорожку? Ответом на этот вопрос может быть: надо потратить деньги.
При выборе, которую велодорожка построить, в Киеве выбирают неоправданно дорогие варианты
Велоинфраструктуру можно строить безопасную, комфортную и недорогую. Но в Киеве выбирают дорогие варианты, которые не всегда предоставляют безопасность и комфорт.
Труханов остров - актуальная сейчас велосипедная проблема. Здесь нет необходимости строить отдельную велодорожку, но проектная фирма ООО "Билтек" и заказчик "Киевдорсервис" все равно настаивают на таком строительстве.
Фактически, на Трухановом можно сэкономить деньги и построить "с умом", как хороший хозяин: тут нужны фонари, отремонтированный асфальт и выполнение уже существующих знаков дорожного движения, в пешеходной зоне должен быть лимит скорости, как положено - 20 км / час. Новая асфальтированная велодорожка в этой рекреационной зоне не требуется. Более того, велодорожка здесь будет напрасной тратой средств.
Киевские проектировщики думают о пафосе и размахе велоинфраструктуры, а не об удобстве для пользователей
Велодорожку на Бажана всю сделали из красного асфальта. Зачем? Ведь в Европе красным обозначают только опасные участки, но не всю велодорожку. Большие белые велосипеды нарисованы по всей ее длине. Их хорошо видно из окна машины, когда едешь от аэропорта - может, с этой целью ее и делали?
Дорожка х сюрпризом: после "покатушек" можно попасть в больницу с сотрясением мозга
Чрезвычайно удобная велодорожка. Можно потренироваться во внимательности и ловкости выкручивание руля :)
Велодорожка на Григоренко широкая и выложена красивой плиткой. Выглядит красиво, но ехать по ней невозможно: ни один бордюр не занижен.
А это велодорожка-тренажер для прыжков на велосипеде
50 м велодорожки у правобережной развязки с моста Патона - это вершина непредсказуемости. Никто не понимает, как она там появилась, куда она ведет, и зачем вообще ею пользоваться: зачем велосипедисту прыгать через бордюр на велодорожку, а затем через 30 секунд прыгать назад на дорогу?
Дорожка с препятствиями
Запроектирована, но, к счастью, еще не построена велодорожка на проспекте Победы - еще один пример "потемкинской" велоинфраструктуры. По проекту, она должна проходить то с одной, то с другой стороны от проспекта, как-то "переносясь" через дорожное полотно. На развязках она традиционно должна исчезать, предоставляя велосипедистам возможность несколько раз потренироваться в телепортации.
Построив велодорожку, далее за ее состоянием никто не следит. Выводы не делают, ошибки не исправляются
Если бы велодорожки строились для людей, а не "для галочки", то вышеупомянутые ошибки уже бы были исправлены. Но после "сдачи объекта в эксплуатацию" его судьбой больше никто не интересуется.
Еще не успели велосипедисты узнать велодорожку на Здолбуновской, как ее разрыли для установления автозаправочной станции. Велодорожкой теперь не то что проехать - там невозможно пройти.
А на Здолбуновской, которой очень хвасталась власть, - испытание не для слабонервных
Велодорожка на Бажана имеет фонарный столб прямо посередине.
Еще одна дорожка с сюрпризом
Реконструированный проспект Бажана "сдали" еще месяц назад, и больше "Киевавтодор" о нем не вспоминает. Несмотря на указание главы КГГА, до сих пор ни один представитель "Киевавтодора" не вышел на связь с Ассоциацией велосипедистов Киева и не проехался с нами велодорожками, чтобы увидеть и устранить недостатки.
Езда через многочисленные бордюры может воспитать или терпеливость, или ненависть к тем, кто это сотворил
Велодорожка на Днепровской набережной - просто часть пешеходного тротуара, со старым асфальтом и незаниженными бордюрами. Это - смешная киевская велодорожка. Несмотря на многочисленные письма и просьбы, она уже больше года находится в "первобытном" состоянии, и является самой яркой иллюстрацией низкого качества киевской велоинфраструктуры, когда об этом заходит речь.
"Реконструкция" велоинфраструктуры
Зачем нужна такая работа? "Для галочки" велосипедисты и сами могут нарисовать велодорожки, они уже это делали. Ведь не только велосипедистам нужно осознать, что Киев - европейская столица, где должно быть все качественно, удобно и безопасно. И не обязательно дорого.
Никто лучше самих велосипедистов не разбирается в том, как и где им удобнее проехать. Для проектантов и строителей было бы очевидным спросить велосипедистов о помощи и подсказке, тем более, что сейчас в Киеве сложилась такая ситуация, что о разновидности велоинфраструктуры общественность знает больше, чем чиновники.
Но пока проектанты не считают нужным прислушиваться к велосипедистам (как в случае велодорожки на проспекте Победы). К тому же заказчики "Киевавтодора" и "Киевдорсервиса" считают велосипеды "детской забавой" и отмахиваются от замечаний и предложений.
В мэрии пока нет ни одного человека, который бы нес ответственность за развитие велосипедного движения. Я уже не говорю об Управлении транспорта, где даже есть два человека, которые должны заниматься развитием велодвижения, но вся эта работа сводится к написанию отписок в ответ на письма с замечаниями. В других управлениях на велосипедистов смотрят как на НЛО: "нам показалось, и вы скоро исчезнете".
И поэтому, к сожалению, все рассказы Александра Попова о нужности и развитии велотранспорта в Киеве - не более, чем просто удачно написанный месседж, который его пресс-служба перевела с иностранных статей о целесообразности велоразвития.
П.С. Справедливости ради отмечу, что среди работников мэрии, коммунальных предприятий и проектных учреждений есть люди, которые идут навстречу велосипедистам и всячески стараются помочь. За это мы выражаем им огромную благодарность и с их согласия, можем назвать их имена.
Но пока этих людей можно пересчитать на пальцах одной руки. И поэтому Киев остается в хвосте мировых тенденций и цивилизованного развития транспортной системы.
Фото: Ирина Бондаренко, Артур Игнатов, Валерий Турковский, Петр Вакс, и с ЖЖ buiashenko
Ирина Бондаренко