В США департамент транспорта, который отвечает за состояние дорог, — это государственная структура, а не местная, и финансируется из госбюджета. Солью посыпают каждый сантиметр дороги, за чем зорко следят специальные контролирующие бригады. Когда метеорологи прогнозируют 30 и более см снега, автоматически к расчисткам подключается национальная гвардия и рядовые американцы. В конце декабря, когда Штаты заваливало снегом, создавались дружины добровольцев для уборки снега. Никому ничего не платили, просто работа на благо общества там считается почетной.
В Осло, где сильнейшие снегопады — не редкость, чистку дорог тщательно планируют. На улицах заранее (за два-три дня) вывешивают временные знаки «Стоянка запрещена», с указанием дня недели и времени работ, исходя из прогноза погоды. Это сигнал для всех владельцев автомобилей. Особенно важно не пропустить такой знак тем, кто оставляет свою машину на улице всю зиму и не ездит на ней. Машины, которые не успели убрать, эвакуируют очень быстро и крайне эффективно. Один эвакуатор забирает сразу по две машины: одну ставит на платформу, у второй вывешивает одну ось и аккуратно катит за собой. За эвакуацию берут более 2-х тысяч крон ($112, когда у нас работали эвакуаторы, выкупить авто обходилось в 1000 грн), не считая штрафа за стоянку под знаком. Поэтому все стараются не попадать под раздачу.
КИЕВЛЯНЕ ЧИСТЯТ САМИ, А ПОТОМ ТОЛКАЮТ АВТО
В Киеве большая часть дворов и небольших улиц остаются в снегах и льду, хотя на борьбу со стихией по распоряжению мэра было выделено 16 млн. грн., которые должны были пойти на закупку 15 тысяч тонн соли, топлива и запчастей для техники. Отчеты о выезде 300 снегоуборочных машин на дороги не вызывает ничего, кроме улыбки — те, кто ездят ночью, видят от силы с десяток снегоуборок. Офисы расчищают свою территорию сами. Например, вчера на улице Золотоворотской мы заметили мини-снегоуборочную технику, похожую на газонокосилку. Уборка шла так, что снег падал на проезжую часть, заставляя машины буксовать. И затем сами «чистильщики» помогали их толкать!
В МОСКВЕ ПЫЛЕСОСЯТ ЛАВКИ И СТРОЯТ ГРАФИКИ
В Москве, в отличие от Киева, действуют правила парковки — по четным дням на четной стороне и наоборот. Это позволяет убирать снег по очереди на каждой стороне дороги, не прибегая к эвакуации машин. Кроме того, в муниципальной прессе публикуют график уборки улиц поквартально для каждого района, чтобы авто не попадали после уборки в снежный завал, как бывает в Киеве. После снегопадов дворники даже пылесосят лавочки (на фото). Нехватки рук в Москве нет — должности уличных уборщиков полностью заполнили старательные приезжие из солнечного Узбекистана.
В РЕЙКЬЯВИКЕ ПРОВЕРЯЮТ ДОРОГИ СКОЛЬЗКОМЕРОМ
В Исландии, «стране льдов», уборка снега разделена на 4 уровня, в зависимости от величины заносов. В распоряжении госслужб есть диагностические автомобили со «скользкомерами», высчитывающими, на сколько уменьшается сопротивление при торможении авто на скользкой дороге! По цифрам подбирают «дозу» соли и песка для трассы. При несильном снегопаде машины очистки должны выходить до того, как высота снега превысит 2 см. Справиться они должны спустя 2 часа после того, как снегопад окончится. Кроме массивной техники, выходят и маленькие чистящие машины, которые лавируют на улицах (на фото).
{google}Ирина Касьянова, Константин Строгинов