Об этом Капиталу рассказал глава управления Киевской городской госадминистрации по вопросам рекламы Артем Биденко. «Сейчас мы разрабатываем новые правила размещения вывесок, которые коснутся зданий, представляющих архитектурную ценность», — отметил он.
Детальная разработка правил будет осуществляться совместно с управлением архитектуры и представителями общественности после утверждения законодательных изменений — концепции развития и порядка размещения наружной рекламы в Киеве. Город рассчитывает принять новые правила к новому году. Также, по словам директора коммунального предприятия «Киевреклама» Олега Калиниченко, к тому времени упростят процедуру подачи заявок — это можно будет сделать в электронном виде.
Сейчас вывески в Киеве размещают по действующему порядку, принятому в 2011 г. Согласно этому документу, вывеска не может располагаться выше первого этажа здания или на этаже, где находится помещение, ее площадь не должна превышать 2 кв. м. Конструкция не может закрывать окна, балконы, витрины, аутентичные элементы архитектуры фасадов и пр. При несоответствии требованиям или отсутствии полного пакета документов КП «Киевреклама» может снять вывеску. По данным Биденко, за август-сентябрь было демонтировано около 700 объектов, в том числе вывесок.
Образец для подражания
При разработке новых правил Киев хочет взять на вооружение опыт Львова и отказаться от массивных коробов и подложек, пояснил представитель КГГА. Правила размещения вывесок во Львове введены в 2011 г. Они предусматривают разные типы вывесок для исторического центра города и районов с современными постройками. В историческом центре отдается предпочтение объемным буквам, поощряется выполнение вывесок из природных материалов, а также использование традиционных для львовских ремесел техник. «Решения по каждой вывеске принимает рабочая группа, в которую входят представители пяти структурных подразделений», — рассказал «Капиталу» начальник отдела художественно-архитектурного оформления города главный художник Львова Виктор Пецух.
Чтобы новые требования не слишком обременили бизнес, компаниям был предоставлен длительный срок для изменения вывесок — полгода-год, добавил Пецух. «Резких изменений для предпринимателей не было, поскольку эта политика ведется на протяжении последних четырех лет», — подтвердил директор львовской компании «Наружная реклама» Олег Рижко. Сколько времени дадут столичным бизнесменам на замену вывесок, в администрации Киева пока не решили.
Кому это нужно
Профучастники подозревают столичные власти в намерении монополизировать рынок вывесок. «Директор КП «Киевреклама» Олег Калиниченко основал компанию «Гранд Афиш Украина», которая только в прошлом году начала заниматься производством объемных букв», — отмечает директор крупной рекламной компании, пожелавший остаться неназванным. Информация о сотрудничестве КП «Киевреклама» и «Гранд Афиш Украина» неоднократно появлялась в СМИ. Например, в мае компании заключили соглашение на услуги печати рекламной продукции стоимостью 1,5 млн грн. Тендер был проведен по процедуре закупки у одного участника. Как свидетельствуют данные «Вестника госзакупок», компания «Гранд Афиш Украина» выиграла тендеры от КП «Киевреклама» на 4,3 млн грн. По данным государственного предприятия «Ресурсно-информационный центр», сейчас компания принадлежит Ирине Карпенко. «Олег Калиниченко не работает уже несколько лет», — сообщила «Капиталу» Карпенко. Она уточнила, что ничего не знает о новациях администрации.
Сколько магазинов вынуждены будут поменять вывески, киевские чиновники пока не подсчитали. Сейчас в Киеве насчитывается около 1 тыс. зданий, представляющих архитектурную ценность для города, рассказал директор Института города Александр Сергиенко. Эксперт рекламного рынка Владислав Гончаров оценивает среднюю стоимость одной такой вывести около $ 1 тыс. По самым скромным подсчетам, после вступления в силу новых правил доходы компаний от производства вывесок могут составить $ 1 млн.
Но генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров утверждает, что цена вывесок для ритейлеров может достигать 30‑50 тыс. грн в зависимости от конструкции. «Это большие расходы для магазинов», — добавляет он. Усугубляет опасения торговцев и неблагоприятная конъюнктура в рознице. С января по сентябрь продажи одежных и обувных сетей упали на 30‑50 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сейчас большинство компаний вынуждены предоставлять скидки, чтобы привлечь покупателей. Поэтому даже незначительные траты, которые ритейлеры без проблем бы понесли в более благоприятной ситуации, являются для них существенными.