Киев хочет заставить бизнесменов сменить вывески

Об этом Капиталу рассказал глава управления Киевской городской госадминистрации по вопросам рекламы Артем Биденко. «Сейчас мы разрабатываем новые правила размещения вывесок, которые коснутся зданий, представляющих архитектурную ценность», — отметил он.

Детальная разработка правил будет осуществляться совместно с управлением архитектуры и представителями общественности после утверждения законодательных изменений — концепции развития и порядка размещения наружной рекламы в Киеве. Город рассчитывает принять новые правила к новому году. Также, по словам директора коммунального предприятия «Киевреклама» Олега Калиниченко, к тому времени упростят процедуру подачи заявок — это можно будет сделать в электронном виде.

Сейчас вывески в Киеве размещают по действующему порядку, принятому в 2011 г. Согласно этому документу, вывеска не может располагаться выше первого этажа здания или на этаже, где находится помещение, ее площадь не должна превышать 2 кв. м. Конструкция не может закрывать окна, балконы, витрины, аутентичные элементы архитектуры фасадов и пр. При несоответствии требованиям или отсутствии полного пакета документов КП «Киевреклама» может снять вывеску. По данным Биденко, за август-сентябрь было демонтировано около 700 объектов, в том числе вывесок.

Образец для подражания

При разработке новых правил Киев хочет взять на вооружение опыт Львова и отказаться от массивных коробов и подложек, пояснил представитель КГГА. Правила размещения вывесок во Львове введены в 2011 г. Они предусматривают разные типы вывесок для исторического центра города и районов с современными постройками. В историческом центре отдается предпочтение объемным буквам, поощряется выполнение вывесок из природных материалов, а также использование традиционных для львовских ремесел техник. «Решения по каждой вывеске принимает рабочая группа, в которую входят представители пяти структурных подразделений», — рассказал «Капиталу» начальник отдела художественно-архитектурного оформления города главный художник Львова Виктор Пецух.

Чтобы новые требования не слишком обременили бизнес, компаниям был предоставлен длительный срок для изменения вывесок — полгода-год, добавил Пецух. «Резких изменений для предпринимателей не было, поскольку эта политика ведется на протяжении последних четырех лет», — подтвердил директор львовской компании «Наружная реклама» Олег Рижко. Сколько времени дадут столичным бизнесменам на замену вывесок, в администрации Киева пока не решили.

Кому это нужно

Профучастники подозревают столичные власти в намерении монополизировать рынок вывесок. «Директор КП «Киевреклама» Олег Калиниченко основал компанию «Гранд Афиш Украина», которая только в прошлом году начала заниматься производством объемных букв», — отмечает директор крупной рекламной компании, пожелавший остаться неназванным. Информация о сотрудничестве КП «Киевреклама» и «Гранд Афиш Украина» неоднократно появлялась в СМИ. Например, в мае компании заключили соглашение на услуги печати рекламной продукции стоимостью 1,5 млн грн. Тендер был проведен по процедуре закупки у одного участника. Как свидетельствуют данные «Вестника госзакупок», компания «Гранд Афиш Украина» выиграла тендеры от КП «Киевреклама» на 4,3 млн грн. По данным государственного предприятия «Ресурсно-информационный центр», сейчас компания принадлежит Ирине Карпенко. «Олег Калиниченко не работает уже несколько лет», — сообщила «Капиталу» Карпенко. Она уточнила, что ничего не знает о новациях администрации.

Сколько магазинов вынуждены будут поменять вывески, киевские чиновники пока не подсчитали. Сейчас в Киеве насчитывается около 1 тыс. зданий, представляющих архитектурную ценность для города, рассказал директор Института города Александр Сергиенко. Эксперт рекламного рынка Владислав Гончаров оценивает среднюю стоимость одной такой вывести около $ 1 тыс. По самым скромным подсчетам, после вступления в силу новых правил доходы компаний от производства вывесок могут составить $ 1 млн.

Но генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров утверждает, что цена вывесок для ритейлеров может достигать 30‑50 тыс. грн в зависимости от конструкции. «Это большие расходы для магазинов», — добавляет он. Усугубляет опасения торговцев и неблагоприятная конъюнктура в рознице. С января по сентябрь продажи одежных и обувных сетей упали на 30‑50 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сейчас большинство компаний вынуждены предоставлять скидки, чтобы привлечь покупателей. Поэтому даже незначительные траты, которые ритейлеры без проблем бы понесли в более благоприятной ситуации, являются для них существенными.