Информация о необычных картинах из скотча экс-киевлянина Марка Хайсмана появилась в интернете 6 лет назад, и всего за несколько часов ее перепечатали сотни сайтов. «Не знаю, как там все произошло, но я проснулся в один день знаменитым, — рассказывает Марк. — Зашел в интернет, а поисковик на мое имя выдал несколько тысяч ссылок. С тех пор только и успеваю раздавать интервью».

БЕЗ СЕКРЕТОВ. Из своей техники художник секрета не делает. Чтобы так «рисовать», не у всех хватает терпения: «Бывает, друзья говорят: «Ай, да что там делать». Показываю, пробуют — редко у кого получается. Часто переделывать надо, ведь скотч — материал капризный: не так наложил — все слиплось и надо переделывать, выходит много брака. Как я добиваюсь рисованного эффекта? Накладываю разное число слоев скотча — так получаются оттенки. Многослойность дает цвет, и кажется, что у меня много разного скотча, а на самом деле один — бытовой коричневый. Никаких красок не использую. На одну работу уходит неделя».

А найти себя в современном искусстве, как это часто бывает, Хайсману помогла случайность. Один из очередных эскизов он решил набросать скотчем на стекле: «Я делал наброски для старого голливудского кино, и вот вдруг отошел и понял, что у меня получается не набросок для витражей, а самостоятельная, очень уникальная работа. Когда это увидела жена, она сказала: «Ты нашел себя».

КАК ЭТО БЫЛО. Марк Хайсман родился в Киеве в семье художников: рисовали дедушка и папа. Отец разрисовывал музей академии наук в столице УРСР, писал диарамы. Естественно у Марка с первых дней были в руках карандаши и кисти: «В детстве я рисовал, как все — войну, космос, машинки. Потом меня отдали в худшколу. Помню, мы ходили на склоны, делали пейзажи Днепра».

После школы Марк поступил в архитектурный институт, но увлекся анимацией, работал на «Союзмультфильме». Те дни вспоминает с особой теплотой. Мультфильмы, которые делала команда Хайсмана, не предназначались для широкого круга зрителей — они создавались для международных фестивалей: «Это было чистое искусство, мы экспериментировали, творили. Как-то даже получили премию в Париже за мультфильм «Старушка и пудель». Это были счастливые дни».

ПЛАНЫ. Родину художник покинул еще в начале 90-х — в США пообещали помочь вылечить его жену. Марк стал создавать витражи и занялся архитектурой: «Приходилось трудиться, чтобы кормить семью и жить более-менее. А потом пришло желание снова заняться искусством. Я попытался проникнуть в артмир с витражами, но это очень закрытая тема, она религиозна, мало кому удалось в этой области сделать карьеру».

После того как работы из скотча были представлены на одной из выставок, Марка завалили предложениями организаторы экспозиций и коллекционеры.

Сегодня одна картина стоит около $10 тысяч: «За эти годы я создал несколько серий: на тему старого голливудского кино, портреты советских людей в эмиграции. Кстати, здесь люди до сих пор ностальгируют по СССР. Вот планирую создать серию работ по старым моим киевским снимкам, так что, может, будет и Киев в скотче».

В РОССИИ ТОЖЕ КЛЕЯТ: ИЗ ЛИПУЧКИ ХУДОЖНИКИ ДЕЛАЮТ АНТИЧНЫЕ ХРАМЫ И БАЛТИЙСКИЕ ПОРТРЕТЫ

ХРАМ ЗА 21 ДЕНЬ. Объемные античные храмы и европейские дворцы (2—3 м) создает на стенах престижных галерей мира российский художник Валерий Кошляков: «Скотч и картон — очень удобные материалы, с ними интересно экспериментировать. На один храм уходит 5—6 мотков (это несколько километров ленты) и 2—3 недели.

ЦВЕТНЫЕ МАЗКИ. Художник из Питера Кирилл Измайлов работал бильдредактором криминального отдела в журнале, увлекался коллажами, а известность получил несколько лет назад, когда создал серию коллажей из цветного скотча. Его недавняя выставка «СКОТЧ» посвящена балтийскому флоту, морякам и их семьям, кораблям, судам и лодкам.
 

segodnya.ua