Начальник Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций гор администрации Виталий Пшеничный рассказал, почему в столице происходят провалы асфальта и потопы, а также когда город избавится от опасных объектов.
"МЕНЯТЬ КАНАЛИЗАЦИЮ БУДЕТ ЗАСТРОЙЩИК"
- Здравствуйте! Мария беспокоит. После провала асфальта на улице Телиги проверяли в городе остальные дороги и путепроводы? Где еще может провалиться?
- Основные магистрали мы проверили, и эта работа еще продолжается. Ситуация сегодня очень сложная. В первую очередь беспокоит проспект 40-летия Октября. Когда он строился, канализацию делали быстро и непродуманно. Эта система не надежная, так как стыки между кольцами пропускают воду, которая вымывает грунт. Из-за этого и появляются у нас такие провалы.
- Здравствуйте, Виталий Никифорович. После каждого дождя Киев превращается в Венецию. Что нужно сделать, чтобы город не затапливало?
- В столице большая проблема с ливнесточной канализацией. На сегодня у нас насчитывается 208 проблемных участков, где канализация не справляется с водой, попадающей в нее во время ливней. Поэтому первый шаг в решении этой проблемы - чистка канализации. Это не требует больших капиталовложений, и коммунальные службы уже занимаются этим вопросом. Однако одной лишь очисткой ситуацию не изменить. Когда строили Киев, над вопросом канализации серьезно не задумывались. Кольца укладывали небольшого диаметра - около метра. Теперь мы имеем критическую ситуацию - ливневая канализация не справляется с большим объемом воды. Выход из ситуации один - нужно полностью менять всю систему стоков. Кроме того, я считаю, что при строительстве жилых домов, бизнес- и торговых центров необходимо обязать застройщиков перекладывать ливнесточную канализацию хотя бы в том районе, где ведутся строительные работы. Это будет первый шаг в решении проблемы, и он наиболее реальный на сегодня. Инвесторы готовы вкладывать свои средства.
- Ливнестоки - не единственная проблема?
- Малые реки не справляются с той массой воды, которая в них попадает. Это касается таких рек, как Нивка, Любка, Вита и в особенности Лыбедь. Для Лыбеди вообще нужно строить коллектор, чтобы перехватить воду, которая в нее попадает. Еще одна задача - углублять озера, чтобы в них не скапливались большие объемы воды. Эти меры запланированы на следующий год. Еще одна проблема - ливнесточная система не оборудована очистными сооружениями. То, что смывается с асфальта, попадает в реку напрямую. Хотя по всем экологическим нормам должны быть очистные сооружения, насосные станции. В Киеве есть 14 насосных станций, но ни одна из них не работает.
- Меня зовут Алексей. В Киеве то и дело отключают свет из-за аварий на трансформаторных подстанциях. Будут ли закупать новое оборудование для их ремонта?
- В большинстве случаев подстанции выходят из строя потому, что срок их эксплуатации вышел. Сейчас ими занимается частная компания. Думаю, она найдет средства для реконструкции и замены оборудования. В ближайшее время будет заменена подстанция "Московская", которая расположена возле речки Лыбедь. Еще две строятся на центральном стадионе и в районе Бессарабки.
НА ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ "РАДИКАЛА" НУЖНО 174 МИЛЛИОНА ГРИВЕН
- Олег звонит. Город напичкан опасными объектами - атомное хранилище "Радон", захоронение бериллия на Святошине, реактор на проспекте Вернадского. Вы что-то делаете для того, чтобы не случилось катастрофы, или, как всегда, не хватает средств?
- Расскажу по каждому объекту. Например, о предприятии "Запад" на проспекте Вернадского, где сегодня находятся отходы первого класса опасности - бериллия. Производство там не работает, все отходы упакованы и заварены в 111 металлических контейнерах. Они герметичны, и прямой опасности нет. Но может случиться чрезвычайное происшествие - пожар или теракт. Поэтому принята программа, по которой все эти отходы должны вывезти за пределы Украины. На это выделено 14 миллионов гривен. Уже есть договоренность с чехами.
Что касается завода "Радикал" на Лесном, то часть ртути оттуда вывезли, но еще остаются большие объемы. На сегодняшний день разработана программа по их утилизации и обезвреживанию. Необходимо 174 миллиона гривен. В этом году из городского и государственного бюджета предусмотрено выделить по 1,6 миллиона гривен. Запланировали обвалить, окучить и закрыть пленкой остатки одного из цехов, где гранично допустимые концентрации паров ртути выше нормы в 40 раз. Мы ведем переговоры с заводом "Никитртуть", который готов принять у нас эти отходы на сохранение и утилизацию. А в перспективе планируется "Радикал" огородить стенкой и сверху закрыть бетонной плитой.
Следующий объект - спецкомбинат "Радон" на улице Краснознаменной. Сегодня это временное хранилище радиоактивных отходов. В 1998-м там произошла промышленная авария, вследствие чего радиоактивные отходы перемешались с грунтовыми водами и попали в речку Вита. Существует программа, по которой отходы с "Радона" запланировано вывезти в 10-километровую Чернобыльскую зону для утилизации. На это необходимо 17,5 миллиона гривен. Два года назад выделили 4,6 миллиона, на которые изготовили 268 контейнеров для хранения. Теперь дело за МЧС, которое должно дофинансировать эту программу, загрузить отходы и вывезти их в Чернобыльскую зону.
"ЗА ПРОБЛЕМНЫМИ ДОМАМИ БУДУТ СЛЕДИТЬ ДАТЧИКИ"
- Татьяна беспокоит. Из-за строительства метро в нашем доме появились трещины. Вы как-то следите за тем, чтобы подобная ситуация не повторялась?
- Действительно, было много обращений по поводу трещин во время строительства метро в Голосеево. С тех пор мы ведем мониторинг этих зданий, а также отслеживаем техническое состояние соседних домов и линии метрополитена. Есть новая программа, которая предусматривает установку на всех этих домах датчиков, которые просигналят о любых отклонениях. Тогда мы сможем своевременно влиять на ситуацию.
- Это Александр. Давно ходят разговоры о закупке вертолетов для спасателей и медиков. Так когда же?
- Мы обратились с ходатайством в Министерство инфраструктуры Украины, которое пошло нам навстречу, и сегодня разрешается пролет аварийно-спасательной техники над населенными пунктами. В Киеве предусмотрено 17 мест для оборудования вертолетных площадок. Практически все они находятся на территории лечебных заведений. Стоимость одной вертолетной площадки приблизительно 1,5-2 миллиона гривен. Стоимость одного двухмоторного вертолета класса "А" производства России (КА-226. - Авт.) - около 30 миллионов гривен. МЧС уже приобрело два таких вертолета, мы также планируем купить несколько машин. Надеемся, что в следующем году средства будут выделены.
"СТЕКЛА У АВТОМОБИЛЕЙ НЕ ВЫБИВАЕМ"
- Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Чем ваше управление отличается от МЧС?
- У нас есть четкое разделение полномочий. Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций входит в структуру Киевской городской государственной администрации, а Главное управление МЧС Украины в г. Киеве подчинено Министерству по чрезвычайным ситуациям Украины.
Мы занимаемся предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций - обвалы домов, затопления, эвакуация населения, ликвидация последствий аварий на опасных объектах. В ближайшее время хотим взять на аварийно-спасательное обслуживание Киевский метрополитен.
С МЧС мы сотрудничаем, и если есть необходимость, работаем на ликвидации аварийных ситуаций вместе. Если пожарных будут нагружать заявками, допустим, откачать воду из подвалов, разве они успеют оперативно прибыть на тушение огня? Нет. Поэтому для ликвидации подобных аварий привлекают нас.
- Слышал, будто вашим спасателям иногда приходится выбивать стекла у загораживающих дорогу припаркованных автомобилей, чтобы снять их с ручника…
- Мы не выбиваем стекла в машинах, но чтобы добраться до места происшествия, иногда собственными силами, вручную, приходится оттягивать автомобиль, стоящий, допустим, на канализационном люке. В нашем распоряжении, кстати, 3 аварийно-спасательных автомобиля, электростанция и три мощные насосные станции.
- Здравствуйте, Юля беспокоит. Хочу пройти курсы по оказанию первой помощи, куда мне обратиться?
- В Киеве есть два места, где вы можете пройти такие курсы на очень высоком профессиональном уровне. Первое - при Больнице скорой помощи на ул. Братиславской, 3. Здесь находится кафедра медицины катастроф Института усовершенствования врачей последипломного образования им. П. Л. Шупика. Там курсы не только для медработников, но и для всех желающих, выдается соответствующий сертификат. Второе - это городская служба медицины катастроф на ул. Ямской. Там тоже существует сертифицированный учебно-методический центр.