По словам начальника службы помощи киевлянам 1551 Наталии Данько, около 80% жалоб, которые поступают в городской Call-центр, касаются сферы ЖКХ. Примечательно, что с начала этого года на столичные ЖЭКи уже пожаловалось более 180 тыс. киевлян. Людей мучает вполне логический вопрос – почему палата за коммунальные услуги повышается, а качество этих услуг из года в год только ухудшается? У части горожан терпение уже лопнуло. В результате, жители столицы начали создавать альтернативу ЖЭКам – объединения собственников многоквартирных домов (ОСМД). Как утверждают сторонники ОСМД, им уже удалось ощутимо повысить качество услуг и достичь адекватной оплаты в квитанциях за «коммуналку».
Несмотря на то, что коммунальные услуги в Киеве не самые высокие в Украине, недавнее повышение их стоимости ощутимо ударило по карманам многих киевлян. Ведь это только по официальным данным средняя зарплата в Киеве в сентябре составила 3487 грн. Этот показатель является усредненным, так как многие жители столицы продолжают, как и раньше, получать на работе ежемесячно по 2000-2500 грн, а размер пенсий и стипендий еще ниже этих сумм и за последний год соцвыплаты в Киеве ощутимо не повышались.
При этом, после повышения стоимости коммунальных услуг в столице, их качество осталось таким же неудовлетворительным. Под горячую руку общественного гнева вполне логически и попали ЖЭКи. Естественно, что киевляне имеют право требовать как потребители адекватного качества предоставленных услуг по установленной цене.
«У нас нет нормальной горячей воды уже целую неделю. В кранах течет еле теплая вода, - сетуют жители домов по ул. Вадима Гетьмана, 40, 42, 44, 44А, - мы звоним в диспетчерскую ЖЭКа, а там кивают на «Киевэнерго», мол, во всем виноват монополист и горячую воду обещают дать только тогда, когда будут решены какие-то финансовые взаимозачеты. При этом мы исправно платим за коммунальные услуги. Мы обращаемся в ЖЭК с требованием сделать перерасчет, ведь счетчики горячей воды все равно насчитывают, что мы получили горячую воду, однако на это требование в ЖЭКе никак адекватно не реагируют».
Дома по ул. Гетьмана, 40, 42, 44, 44А обслуживает ЖЭК КП «Индустриальное». Как уже ранее сообщал «Багнет», проблемы с горячим водоснабжением – это малая часть тех проблем, с которыми столкнулись жители этих домов. В частности, в районе пересечения ул. Гетьмана и ул. Лебедева-Кумача очень часто происходят прорывы коммуникационных сетей. В результате чего, дома целого массива на Караваевых дачах подолгу остаются без водоснабжения и тепла. Очередная такая авария произошла в середине октября. Из-за прорыва сети тогда на неделю без тепла и воды осталось 18 высоток.
Не лучшим образом обстоят дела и с ЖСК (в Украине, напомним, функционируют помимо ЖЭКов, ЖЭО, ЖСК и частные ЖЭКи. - Ред.). Так, жители верхних этажей ЖСК «Вымпел», который обслуживает жилой дом по ул. Т. Шамрыло, 21, жалуются, что утром из крана с горячей водой течет холодная вода. «Холодная вода может стекать и по часу. Ночью вообще не бывает горячей воды. Но мы же за это платим. Ведь потребленный объем холодной и «еле теплой» воды по счетчикам считается как горячая вода и в квитанциях указывается соответствующая сумма, как за потребленную горячую воду. Однако это никакая не горячая вода! Это обман и манипуляция. А эти деньги где-то же оседают, в чьих-то карманах!», - жалуются жильцы. Примечательно, что этот ЖЭК уже не первый раз попадает в эпицентр скандала. «Багнет» уже писал, что председатель этого кооператива Наталия Ворона по инициативе правления ЖСК «Вымпел» в мае этого года подала в суд на жильцов, у которых накопилась задолженность за коммунальные услуги с тем, чтобы потом подать их квартиры на отчуждение. Этот шаг тогда вызвал в Киеве общественный резонанс, поскольку некоторые «злостные» должники оказались малоимущими пенсионерами и долги за «коммуналку» у них были просто смешными. В то время как общая стоимость квартир, которые планировалось подать на отчуждение за долги, в 48 раз превышала саму сумму долга! Это тогда вызвало много вопросов не только у людей, чьи квартиры попытались незаконно перевести в собственность кооператива, но и у прокуратуры, МВД, СБУ, АМКУ и ГУ по защите прав потребителей. Много претензий к этому ЖСК и в вопросе аренды нежилых помещений. «У нас в доме арендуются под офисы помещения, а мы, как члены кооператива, не получаем от этого ни копейки», - жалуются люди. Кроме этого, по их словам, в доме находится 6 квартир, собственники которых умерли и оставили после себя жилье ЖСК. «Эти квартиры тоже сдаются в аренду, а денег мы не видим!», - справедливо сетуют жители.
Это далеко не единственный пример ущемления прав жильцов и потребителей коммунальных услуг ЖЭКами. И киевлянам надо приготовится, что ситуация в сфере ЖКХ города будет только ухудшаться, а городские власти и ЖЭКи в этой ситуации делают крайних именно горожан.
Как сообщил директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, ЖЭКи – это пережиток тоталитарного прошлого, когда их существование было оправдано паспортным столом, идеологическим контролем за каждым жильцом, тесным сотрудничеством с милицией, КГБ и так далее. «Сейчас же, когда стоимость энергоресурсов повышается и, как следствие, повышаются затраты на предоставление услуг, ЖЭКи являются просто балластом для карманов потребителей», - сказал Бала. По его словам, в соответствии с недавними исследованиями Агентства моделирования ситуаций, уже более 60% жителей больших городов ненавидят ЖЭКи.
Тем не менее, люди не спешат ликвидировать ЖЭКи и создавать вместо них ОСМД. Так, по состоянию на 10.10.2010, по данным министерства ЖКХ Украины, в стране было создано только 11,451 тыс. ОСМД (это составляет только 14,5% от общего количества домов этажностью пять этажей и выше). В Киеве же с начала года жильцы многоквартирных домов создали только 551 ОСМД из 1500, которые планировалось создать до конца 2010 года. (В Киеве функционирует 987 ЖСК, 114 коммунальных ЖЭКов, а также 68 частных ЖЭКов).
В то же самое время, по данным Всеукраинской ассоциации частных инвесторов услуг ЖКХ, преимущества ОСМД перед ЖЭКом такие:
- самостоятельное формирование бюджета дома, определение взносов на содержание дома;
- определение штатного расписания, персонального состава правления и сотрудников, самостоятельное определение подрядчиков (например, по вывозу мусора, уборке, ремонту и т. д.) и условия работы с ними;
- реальная возможность влияния на качество оказываемых услуг, самостоятельное определение очередности работ по текущему ремонту дома;
- в случае создания ОСМД существенно повышается заинтересованность, ответственность и, как следствие, эффективность управления общей собственностью, улучшается жилищно-коммунальное обслуживание;
- в лице ОСМД у совладельцев дома появляется полноценный представитель их интересов, как перед органами власти, так и перед коммунальными службами и другими юридическими лицами;только ОСМД гарантированно может получить придомовую территорию в собственность, либо в пользование. Это дает возможность избежать проблемы, которая сегодня является актуальной для множества киевлян - сооружения на придомовой территории дополнительных строений (киосков, пристроек и даже жилых домов);
- с помощью ОСМД можно обеспечить привлечение дополнительного дохода на содержание дома из источников, которые ранее не использовались, или же «работали» на ЖЭК (аренда подвалов, в том числе операторами телефонной, телевизионной и интернет-связи, парковка во дворе, аренда нежилых помещений, реклама на фасадах домов, крыше и т. д.).
Практическая выгода от ОСМД выражается и в денежном эквиваленте - в ежемесячных платежках за коммунальные услуги. В частности, как сообщила председатель ОСМД «Позняки-комфорт» (ул. Драгоманова, 6А) Оксана Тихонович, квартплата для жильцов составляет 2,5 грн/1 кв. м. В то время, как жильцы соседних домов по ул. Драгоманова, платят по 3,5 грн/1 кв. м.
Таким образом, жильцы ОСМД «Позняки-комфорт» только на квартплате экономят 30% по сравнению с жильцами соседних домов, которых обслуживают ЖЭКи.
При этом со всеми расходами и зарплатой сотрудников стоимость коммунальных услуг, предоставляемых жильцам, составляет 2,1 грн/1 кв. м. «На общем собрании жильцов было решено направлять 40 копеек с 1 кв. м на депозитный счет в так называемый «накопительный фонд» для нужд ОСМД», - сказала Оксана Тихонович. На эти деньги ОСМД «Позняки-комфорт» уже оборудовало спортивную площадку возле дома. Кроме этого, совместными усилиями жильцов дома также удалось обустроить под домом и стоянку для автомобилей.
Примечательно, что раз в квартал жильцы этого дома проверяют с ревизией финансовые показатели ОСМД и выслушивают доклад Оксаны Тихонович о том, сколько денег, кому и на что было потрачено.
Недостатки ЖЭКов:
- деньги, которые жильцы платят по квитанциям, ЖЭК использует, как ему заблагорассудится;
- жильцы не знают, сколько и на что были потрачены их деньги;
- ЖЭК непрозрачно заключает договора с подрядчиками и компаниями, предоставляющими услуги (вывоз мусора, ремонт, уборка и т. д.). Это повод для коррупции, в результате чего стоимость некоторых услуг (например, по ремонту) может превышать среднерыночную;
- ЖЭК сам решает, кого и сколько людей себе брать на работу, сколько платить работникам ЖЭКа и так далее. При этом, делается это все без уведомления самих жильцов;
- ЖЭК на свое усмотрение распоряжается деньгами, полученными от аренды нежилых помещений, квартир, рекламы и так далее;
- ЖЭК непрозрачно устанавливает плату за обслуживание придомовой территории;
- работники ЖЭКов очень часто незаконно используют свое монопольное положение при выдаче документов (всевозможных справок, выписок, форм для оформления документов и так далее);
Таким образом, не исключено, что реформирование системы ЖКХ тормозят именно ЖЭКи и местные органы власти, для которых массовый переход домов на ОСМД – потеря денег и влияния.
Этот тезис отчасти признают и на государственном уровне. Например, как сообщил первый заместитель министра ЖКХ Украины Григорий Семчук, ЖЭКи на сегодняшний день являются просто игом для потребителей коммунальных услуг. Так, по его словам, расходы на содержание дома у ЖЭКов составляют 40%. Остальные средства – расходы на содержание самого ЖЭКа (зарплаты работникам ЖЭКа, расходы на организацию их работы, личное обогащение работников ЖЭКа и так далее).
В свою очередь, министр ЖКХ Юрий Хиврич более резок в своих оценках деятельности ЖЭКов. «ЖЭК проедает 70% денег, сданных жильцами в виде квартплаты, 10% расходует на энергоресурсы - обслуживание лифтов, освещение подъездов, 15% - на вывоз мусора и лишь 5% идет на обслуживание и текущий ремонт дома. Этого мало, чтобы подготовить дом к отопительному сезону, ремонтировать кровлю, подъезды», - цитирует министра пресс-служба МинЖКХ Украины.