«Газета по-киевски» писала, что во вторник в трамвайном депо на Борщаговке начали готовить вагоны к открытию участка линии скоростного трамвая. Жители этого района уже соскучились по трамвайчикам и устали впихиваться в вечно переполненные автобусы и маршрутки. К тому же власти обещают, что после реконструкции трамвай не будет так оглушительно греметь, как раньше – линию оградят шумопоглощающими экранами. А когда линия только открывалась в 1978 году, проектировщики видели ее как недорогой аналог метрополитена.

«Опыт проектирования и строительства транспортных систем крупнейших городов показывает, что обеспечение нормального транспортного обслуживания их возможно только путем развития скоростного рельсового пассажирского транспорта» – так писали в брошюре, подготовленной «Киевпроектом» к открытию линии.

Хотя ездили привычные для киевлян вагоны «Татра», сцепленные по три, в самой линии применили технологии метрополитена и железной дороги: пересечение с автотранспортом на разных уровнях, малые радиусы поворотов, железнодорожные рельсы и АРС – систему автоматического регулирования скорости, позволявшую безопасно разгоняться до 80 км/ч!

«Приближаясь по своим эксплуатационным показателям к метрополитену, скоростной трамвай требует значительно меньших (в 5–6 раз) капиталовложений в его строительство». Проектанты видели и дальнейшее развитие линии: от вокзала параллельно железной дороге и дальше к мосту Патона и Ленинградской площади. «В перспективе линия… будет представлять обособленную диаметральную линию с пересадками на три линии метро» («Вокзальная», «Дворец Украина и «Печерская»).

Увы, с годами линия утратила большинство признаков метрополитена, а в 90-х годах руководство города занималось только ликвидацией трамвайных линий. А уж о продлении «борщаговского метро» совсем позабыли…

Знающий человек

Киевский скоростной был первым в мире

Михаил Барашков, глава общественной организации «Киевляне – за общественный транспорт»:

– Это была первая в СССР и в мире такая транспортная система – здесь мы были пионерами, до этого концепции скоростного движения ни у кого не было. Впрочем, и обычный трамвай появился в Киеве первым в Российской империи. Интересно, что вначале оплачивать проезд нужно было не в вагонах, а на станциях, как в метрополитене. Причем, на скоростной были отдельные билеты, которые стоили как проезд в метро (трамвай стоил дешевле).

Линия во многом потеряла привлекательность, когда в 2001 году был закрыт маршрут в центр, к Дворцу спорта – теперь приходится пересаживаться в переполненное метро. Кстати, продлевать на левый берег скоростной планировали вне улиц: сначала по новой трассе вдоль железной дороги, а затем под Печерском в тоннелях, как метро. (Кстати, в Волгограде и Кривом Роге скоростной трамвай имеет несколько подземных станций).

Вообще, была идея все трамвайные линии постепенно переводить в скоростной режим – получилась бы практически вторая система метро, только намного дешевле в строительстве. Увы, ликвидировать трамвай в центре смогли, а вот построить скоростные линии забыли…

{google}

Domik.net