За три года существования более 300 столичных кофеен на колесах так и не нашли своего места в легальном бизнесе. Они платят налоги, но абсолютно не защищены законом от "наездов" не очень честных работников многочисленных контролирующих органов.
Поэтому самые активные предприниматели объединились в ассоциацию, чтобы коренным образом изменить ситуацию и перестать платить мзду всем, кому взбредет в голову ее потребовать.
Кофе вне закона
300 кофеен - это очень приблизительная цифра, которую озвучили в Ассоциации мобильных кофеен. В ассоциацию, созданную в апреле, сегодня входят 10 предпринимателей, каждый из которых владеет от 1 до 10 мобильных кофеен. Их работа балансирует на грани законности. Ведь до сих пор мобильные кофейни работают без мало-мальски сформированной нормативно-законодательной базы.
Такая ситуация не устраивает никого - особенно тех предпринимателей, кто хочет работать легально. "Если наш статус наконец будет определен на законодательном уровне – мы будем защищены от безосновательных поборов со стороны представителей структур, которые, по сути, к нам не имеют никакого отношения", - говорит Алексей Бусаев, заместитель президента Ассоциации мобильных кофеен.
Он убежден, что легитимизация этого бизнеса - на руку и киевлянам, ведь тогда цены на кофе, чай и прочие напитки в таких кофейнях будут доступнее. "Многие наши предприниматели вынуждены поднимать цены. Ведь нужно закупать сырье, обслуживать машины, платить зарплаты продавцам - и в то же время, платить, например, милиции, чтобы элементарно позволяли работать", - отметил Бусаев.
Бесконтрольные автокофейни
Проблема в том, что в законодательстве не предусмотрены условия работы мобильных кофеен. Вот и получается, что из многочисленных контролирующих органов контролировать работу мобильных кофеен на самом деле не может никто.
"Милиция занимается несанкционированной торговлей, но проверять хоздеятельность не имеет права - а мы зарегистрированы как предприниматели. К тому же, разрешение на стояние автомобиля законом не предусмотрено. ГУ контроля за благоустройством тоже "пролетает" - автомобиль не объект благоустройства", - рассказывает Бусаев.
Похожая история с ГУ торговли - по словам Бусаева, на запрос в Министерство экономики ассоциация получила ответ, что законодательством не предусмотрены разрешения на размещение или торговлю из автомобиля. Да и места стоянки с ГАИ мобильные кофейни согласовывать не должны. "С ГАИ нужно согласовывать места для стоянок автолавок, автокафе, автомагазинов, автоприцепов, автоцистерн. Автомобиля здесь нет - есть четкое определение каждого из этих объектов", - говорит Бусаев.
И, тем не менее, работники мобильных кофеен продолжают жаловаться на беспредел со стороны той же милиции. "Был у меня случай – я тогда на Дарнице работал. Подъехали на машине, потребовали предъявить разрешительные документы – я ответил, что по закону они мне не нужны. Тогда у меня конфисковали две бочки с квасом, погрузили к себе в машину, увезли", - рассказывает Юрий, предприниматель.
Говорит, милиционеры составили протокол, что они чуть ли не нашли квас на улице. "Я же не буду с ними драться!" - разводит руками предприниматель. И подобные случаи - не редкость. "Приходится платить, и все равно мы остаемся бесправными", - сокрушается заместитель президента Ассоциации мобильных кофеен.
Мобильные кофейни: опасные или нет
По словам Бусаева, чиновники до сих пор не разобрались, кто же из них должен отвечать за работу мобильных кофеен. Правда, подобная попытка была сделана накануне Евро-2012 - с легкой руки Госгорпотребнадзора, который счел мобильные кофейни опасными.
"Они заявили, что поскольку в наших машинах есть газовые баллоны - эти баллоны во время Евро начнут массово взрываться. Хотя у нас баллоны заполняются специалистами по всем правилам - и продавец никак не может что-то там подкрутить", - говорит Бусаев.
По его словам, на недавнем совещании в КГГА у заместителя главы горгосадминистрации Анатолия Голубченко собирались начальники управлений и представители контролирующих органов. Собравшиеся долго "кивали друг на друга", открещиваясь от ответственности за этот вид бизнеса. "Голубченко предложил до 6 июня решить, какие же нужны документы, чтобы мы могли работать. Собравшиеся покивали - и ничего не сделали", - возмущается Бусаев.
Ищем ответственных за киевские автокофейни
"Обозреватель" решил сам найти ответственных за кофе на колесах, которое мы пьем. И поиски эти оказались долгими. Когда мы обратились в КГГА - нас отослали к ГАИ, дескать, это машины - значит, они входят в сферу контроля именно этого ведомства.
В пресс-службе ГАИ заявили, что мобильные кофейни интересуют дорожный патруль только тогда, когда нарушают существующие правила парковки и стоянки. Но, по словам гаишников, хитрые предприниматели, зная, что нарушение этих правил карается админпротоколом, нарушают очень редко. Поэтому, как посоветовали в киевском ГАИ, нам лучше обратиться в Госгорпотребнадзор.
Но в этой структуре тоже долго не могли разобраться, в какой же из департаментов направить наш журналистский запрос - пока, наконец, не отослали нас… в КГГА.
По словам чиновников Госгорпотребнадзора, проблемами мобильных кофеен в КГГА должны заниматься управление торговли и управление контроля за благоустройством. В последнем нам заявили, что могут проверять только наличие мусорных урн возле таких авто. В управлении торговли с ответом не спешат.
Как торгуют уличным кофе европейцы
В Ассоциации мобильных кофеен говорят, что в Европе давно нашли способ упорядочить уличную торговлю. Там полиция не гоняет бабушек с семечками или автомобили с кофе - у них есть стрит-лицензии, то есть лицензии для торговли на улице в определенных местах.
Европейцам не важно, как именно торгует предприниматель – главное, чтобы он исправно платил единый налог, не имел долгов перед государством. Предприниматель покупает лицензию на определенный срок с указанием места, где он хочет работать - и беспрепятственно работает.
"Если же мобильная кофейня торгует на территории, которая находится в частной собственности, на парковке или дальше, чем в 7 м от трассы - даже такое разрешение предпринимателю не нужно", - говорит Бусаев. И добавляет: такая идея пришлась по душе и киевским хозяевам "кофеен на колесах".
Поэтому они обратились в Совет предпринимателей при Верховной Раде Украины. Там их выслушали - и предложили адаптировать европейский опыт стрит-лицензий для наших реалий. А дальше депутаты подготовят эти предложения для рассмотрения в Раде. Этим сейчас и занимается ассоциация.
"Мы приложим все усилия, чтобы процесс пошел быстрее. Ведь под угрозой весь бизнес. Очень много предпринимателей - не членов ассоциации - не имеют санитарной книжки, продают продукты сомнительного качества, имеют действительно взрывоопасные баллоны. Не дай Бог, что-то взорвется или кто-то отравится, разбираться ведь никто не будет", - подчеркнул заместитель президента Ассоциации мобильных кофеен.