Как добирались на работу жители Софиевской Борщаговки, все ли поместились в маршрутки на Академгородке и что делали те, кому на работу нужно было не из пригорода в Киев, а наоборот ― в репортаже НашКиев.UA.
Увидеть своими глазами
Меня зовут Аня, и я, как и наш фотограф Ярослав Шуров, живу в нескольких км от столицы — в Софиевской Борщаговке. И если у Ярослава автомобиль есть, то я вынуждена ездить на общественном транспорте, хоть по большей части работаю из дома.
Естественно меня очень волнуют такие жесткие ограничения. Как мой муж будет добираться до дома пешком? Как быть моим соседям и друзьям, которые работают в банках, аптеках, магазинах и на заправках? Будут ли пускать в транспорт только в масках? И как организуют перевозки в целом?
Чтобы увидеть все своими глазами, мы с Ярославом утром отправились по обычному маршруту многих жителей Софиевской Борщаговки, но на автомобиле. Мы, честно говоря, ожидали транспортного апокалипсиса. Как все вышло на самом деле ― по хронологии событий.
07:30, Софиевская Борщаговка, ЖК «Львовский маеток», улица Сагайдачного
Это конечная остановка маршрута 304д, который едет к станции метро «Академгородок». Те, кому утром нужно уехать в Киев, приходят сюда, чтобы 100% занять сидячее место. Обычно очередь здесь растягивается на несколько метров. Но сегодня стоят человек десять, все держат дистанцию друг от друга. Одни в наушниках слушают музыку, другие уставились в телефоны или просто рассматривают оркжающющих. Маски есть у половины. Подхожу к женщине, которая стоит немного в стороне от всех. Она едет до Академгородка, оттуда ― развозка в село Стоянка, где находится ее работа.
«Раньше я за 15 минут доезжала. А сейчас уже полчаса стою, и маршрутки все нет. Я лучше домой вернусь, если не будет ходить. Или поеду на Святошино к дочке. От нее и буду дальше ездить. Завтра снова нужно на работу ― ее никто не отменял. Бухгалтерию вести кому-то нужно», — рассказывает женщина.
Едем к ТЦ «Апрель», который расположен на пересечении Большой кольцевой дороги и проспекта Леся Курбаса. Здесь есть еще две остановки. В такое раннее время обычная картина на этой дороге ― пробки из машин и маршруток. Сегодня же дороги пустые, но на парковках возле новостроек почти все места заняты машинами. Кажется, будто сегодня выходной. Мы сразу поняли: апокалипсиса не будет ― большинство жителей Софиевской Борщаговки предпочли остаться дома.
В небольшую тянучку примерно на 15 машин мы попали только на поезде к Большой окружной. И то, только потому, что впереди был поворот и светофор.
07:50, ТЦ «Апрель»
Паркуемся без проблем ― свободных мест очень много. Пока мы пешком идем на верхнюю остановку на Кольцевой дороге, мимо нас проезжает полностью забитый людьми 56-й автобус. На остановке ― только четыре человека, все всматриваются в проезжающие мимо переполненные маршрутки. Обычно людей здесь в несколько раз больше.
Спускаемся вниз под мост, где в сумраке всегда много продавцов живых цветов в вазах. Но сегодня цветами торгуют только две женщины ― и те друг от друга в пяти метрах. Рядом с одной из женщин стоит мужчина. Подхожу к ним.
«Наверное, другие продавцы еще спят, не знаю. Главное, что у меня витрина есть. Я тут рядом живу, — говорит одна из продавщиц, — У нас паники нет. Хоть и людей меньше, но маршрутки все забитые. Так что ждем клиентов».
В разговор с комментарием встревает мужчина, стоящий рядом.
«Помните, как в 2009 году людей пугали свиным гриппом? И ничего, живы. А сейчас смотришь телевизор, такую истерику раскрутили. На этом кто-то большие деньги зарабатывает, — говорит мужчина, — Нужно просто хорошо питаться и тепло одеваться».
Продавщица цветов добавляет: «Еще руки и лицо мыть после улицы».
Возвращаемся назад на остановку. Пристаю с вопросами о маске и транспорте к парню, который остановился возле меня. Признается, что медицинскую маску одевает только перед входом в автобус.
«Пешком с Уютного Квартала шел час, ― рассказывает парень, ― Идет только 374-я маршрутка, и то, раз в полчаса, а людей много. Не стал ждать. Обратно может попрошу кого-то подвезти на машине. У нас развозок нет. Работа связана с установкой оборудования, и каждый день на новый адрес нужно ехать. Сейчас на Соломенку, а куда завтра ― еще не знаю».
08:05, остановка возле ТЦ «Апрель» по проспекту Леся Курбаса
Эта остановка ― в 4 км от предыдущей. Здесь можно сесть на маршрутки, идущие вдоль скоростного трамвая, и доехать в сторону вокзала.
В обычные дни здесь собирается человек 25-30, сегодня чуть меньше ― 15-20. Наблюдаю, как они пытаются втиснуться в 401-ю маршрутку: с задней двери торчит чья-то нога и рука, а потенциальные пассажиры трамбуют тех, кто уже в салоне. Водитель игнорирует решение Кабинета Министров о том, что перевозить можно только 10 человек за раз.
Немного в стороне от маршрутки стоят три ухоженные женщины. Рассказывают, что ждут автобус в Верховную раду, где работают.
«Уже опаздывает минут на 15. Но это же первый день нас везут, могут быть перебои», — комментируют в несколько голосов ситуацию.
Возле дороги стоят еще две женщины, на вид им чуть за 40, обе в масках, выглядят уставшими. Подхожу поговорить.
«Три километра шли пешком из Софиевской Борщаговки ― 304-й маршрутки не было. Едем на прием в больницу на Кирилловскую, здесь у нас пересадка, должны сесть на 155-ю маршрутку. За 15 минут пока ни одна не проехала, а вчера стояло четыре», ― делится одна из собеседниц.
На вопрос, как будут добираться обратно, женщины нервно смеются. Говорят, что еще даже не доехали до места назначения, поэтому может просто развернутся и пойдут обратно домой.
«Маску мне в больнице дали. И справку выписали на всякий случай ― что якобы работаю там. Был слух, что иногородних просто не будут пускать в Киев», ― со смешком достает из сумки и показывает мне бумажку в помятом файле.
На остановке вижу соседа Сергея ― физиотерапевта и врача-реабилитолога. Подхожу поздороваться и спросить, как он добирался. Оказывается, едет на работу к 09:00.
«Из дома сюда нормально добрался, без проблем. Я был 11-м или 12-м в маршрутку 304д. Пассажиров никто не считал. Да и кто будет их считать? Даже если водитель и попробует возразить, ему люди не позволят это сделать», — говорит сосед.
С собой у Сергея есть три марлевые повязки. Своего времени (читай маршрутку) они ждут в рюкзаке.
«Считаю, что коронавирус так просто по воздуху не передается. В прошлом году гриппом заболело в три раза больше людей, и умерло от него тоже много людей. Кто-то об этом говорил?», ― рассуждает Сергей.
08:30, остановка возле конечной скоростного трамвая по проспекту Леся Курбаса
На платформе людей не много. Но и в обычные дни толпы здесь нет ― люди собираются на других остановках. Трамваи приезжают часто, примерно каждые пять минут. Сегодня в салоне каждого из них ― до десятка человек.
Неподалеку расположена остановка. Здесь стоит всего одна девушка. Спрашиваю, как долго она ждет маршрутку.
«Минут 25. Проехало две 820-е маршрутки и даже не остановились, хоть в салоне людей было мало. Наверное, соблюдали условие перевозки десяти человек за раз, ― рассказывает девушка, ― Я еду в Вишневое на стажировку, там нужно быть в 9. Уже опаздываю. Хотелось бы дистанционно обучаться, но пока такой возможности нет. Зря остановили метро и маршрутки ― это от вируса не спасет, а протесты и недовольство будут».
Возле аптеки «Доброго дня», расположенной возле остановки, ― небольшая очередь из двух мужчин. В самой аптеке открыто только окошко в двери. Один из парней что-то спрашивает у фармацевта и сразу уходит прочь ― как раз в мою сторону.
«Масок нет, ― говорит парень, ― Уже в четверную аптеку зашел. Последний раз покупал за 30 грн».
На остановку подошла еще одна девушка, она в маске. Говорит, что нужно доехать на «Академгородок» на 9 утра, там она работает в банке.
«Считаю, что власть все правильно делает, ограничивая движения транспорта. Видите, сколько людей без масок? Мне маску выдали на работе. А вот мужу не смогли купить, просто нигде нет. Пришлось вспомнить школьные занятия рукоделиям: купили марлю и пошили сами», ― рассказывает девушка.
09:05, станция метро «Академгородок»
На Академгородке машин немного, и выглядит это очень странно. Тянучка собирается только на светофоре. На остановке возле станции метро тоже мало людей ― как в выходной день. Идем на другую остановку ― в сторону Lavina Mall.
«Я из Ирпеня приехала, машиной подвезли. Дороги пустые, особенно удивило это в Новобеличах, где на въезде на светофоре всегда были тянучки. А тут просто постояли под ним и поехали дальше. Маршрутки из Ирпеня вообще не ездят, вплоть до 3 апреля. Но на работу же нужно ходить. Я мерчендайзер, и удаленно работать не смогу. Буду и дальше ездить. Мне удобно на машине добираться. Договорилась с водителем. И по цене разницы нет с маршруткой, если машина на газу», ― говорит девушка.
Немного в стороне от дороги в разброс стоят люди. Явно ждут какого-то автобуса. Уточняю у женщины ― она медсестра в санатории «Салют» и ждет автобус №30, который должен подъехать в 09:15.
«Шла сегодня минут 30 пешком от Софиевской Борщаговки на Окружную, потом на троллейбус. Сейчас еще одна пересадка. Но пока хоть пробок нет и проще добираться, — делится женщина, — Мне почему-то кажется, что вспышка заболевания будет как раз после карантина. Но паники у меня нет ― мозг ведь тогда отключается. Поэтому я рассуждаю так: сколько отведено, столько и проживем».
Мимо пробегает парень, спрашивает «Вы не на Ирпень?». Он уже час не может уехать с Академгородка ― маршрутки не ходят. Ищет попутчиков, чтобы дешевле доехать на такси.
Я подхожу к женщине в возрасте. Она выглядит немного растерянно. Говорит, что ей нужно ехать на Лукьяновку, и туда они ни разу не добиралась на маршрутке.
«Нет, удаленно работать не могу, кто ж вместо меня все убирать будет?, — говорит она, — А маска да, есть, вот в сумке. Только я уже губы накрасила по привычке. Не одевать же маску сверху ― вымажу».
Идем на остановку возле магазина «Рошен». Отсюда едут маршрутки на Нивки, Софиевскую Борщаговку, вдоль Окружной и так далее. В ожидании своей маршрутки или автобуса стоят человек 20-30, в масках ― меньше половины. Никто не суетится, но чувствуется напряженная атмосфера ― люди не хотят общаться, сразу отходят и продолжают высматривать свой транспорт.
Подхожу к девушке в белом респираторе с желтым клапаном, который немного выделяется на фоне масок. Она едет из Ирпеня на Васильковскую, в Киев добиралась на попутках. Работает бухгалтером в аптеке ― именно там удалось раздобыть защитный аксессуар.
«Надеюсь разрешат работать из дома, потому что я не готова каждый день так добираться, — комментирует девушка, — Считаю, что правильно делают, вводя карантин. Но нужно думать о тех, кто должен ходить на работу. Развозки нет ― как хочешь так и добирайся».
Вижу, как неподалеку пожилой мужчина размахивает руками, пытаясь что-то объяснить женщине лет 45-50. У нее в руках болтается большая спортивная сумка. Подхожу ближе. Женщина уточняет дорогу на вокзал. Говорю ей, что он не работает.
«Я в лесу работаю по сезонам. Сейчас в Николаев домой хочу. Не была там три месяца. Не знала, что метро закрыто и что автобусы не будут ходить. Буду проситься, чтобы хоть на последний рейс меня взяли», ― грустно говорит собеседница.
Вдруг она видит маршрутку на вокзал и начинает бежать. Вслед за ней бегут другие люди. Их количество, конечно же, никто не контролирует.
Обращаю внимание на девушку со смартфоном в руках. Она сосредоточенно что-то пишет, задумывается на несколько секунд, и опять пишет.
«Не могу вызвать такси минут 20. Впервые такая ситуация с Uber, — делится девушка, — Думала, что из пригорода не отменят маршрутки. Я с Ирпеня еду. У нас там есть негласное правило, что те, кто на машине, берут попутчиков. Но сегодня машин мало, сложно было уехать. Мне нужно в Вишневое, там работаю юристом в строительной компании. Думаю, буду работать удаленно. Сейчас госучреждения работают в ограниченном режиме, суды распустили».
Девушка дает еще один шанс Uber. А мы решаем поворачивать в сторону дома.
За время, что мы с Ярославом были на Софиевской Борщаговке и Академгородке, не увидели ни ажиотажа, ни истерии, ни апокалипсиса. Разве что грусть и недовольство. Отмечу, что и людей стало в разы меньше ― как ни крути, жителям пригорода сейчас вдвойне сложнее решать транспортный вопрос, потому большинство из них предпочли остаться дома. Как долго протянут в таких условиях люди из Ирпеня, Вишневого и других городов, я не знаю. Но знаю, что во всем этом я нашла для себя один плюс ― надеюсь, мой муж, добираясь до дома пешком, похудеет :).
Кратко о ситуации с транспортом в связи с введением карантина
Во-первых, закрыли метро и оставили только наземный городской транспорт. Кабмин с 17 марта по 3 апреля приостановил перевозку пассажиров метрополитеном в Киеве, Харькове и Днепре. В КГГА опубликовали список наземного транспорта, который дублирует линии метро:
Святошинско-Броварская (красная) ветка метрополитена:
- Автобусные маршруты: № 2, 24, 46, 62, 114, 115, 118
- Троллейбусные маршруты: № 5,7, 43,50
- Трамвайные маршруты: № 1, 3, 14, 15, 18
- Маршрутное такси № 228
Сырецко-Печерская (зеленая) ветка метрополитена:
- Автобусные маршруты: № 51, 63, 45, 91
- Троллейбусные маршруты: № 5, 7, 16, 19, 19Д, 43, 23, 19, 27А, 30, 30к
- Трамвайные маршруты: № 14, 15, 18
- Маршрутное такси: № 220, 516, 155, 166, 500
Оболонско-Теремковская (синяя) ветка метрополитена:
- Автобусные маршруты: № 19, 51, 62, 73, 72, 119
- Троллейбусные маршруты: № 11,12, 42Д, 43, 45
- Трамвайные маршруты: № 11, 12, 16, 17, 19
- Маршрутное такси: № 155, 166, 500
Во-вторых, отменили все поезда и пригородные электрички
С 12:00, 18 марта «Укрзалізниця» приостановила железнодорожное пассажирское сообщение. На вокзалах работают только кассы для возврата билетов. Но запускать к ним будут по 10 человек за раз.
«”Укрзалізниця” компенсирует пассажирам полную стоимость проездных документов на все отменены поезда ― без взимания дополнительных сборов. Вернуть билеты можно в течение одного месяца от даты запланированного отправления. Приносим извинения за неудобства, но это вынужденная и необходимая мера для противодействия распространению коронавируса и сохранению здоровья украинцев», ― заявил Владислав Криклий, Министр инфраструктуры.
В-третьих, автобусы и маршрутки между городами тоже не ездят
На Центральной автостанции корреспонденту НашКиев.UA еще 17 марта подтвердили, что отменяют все без исключения междугородние рейсы. Такая же ситуация и с маршрутными такси. Ситуация патовая: люди из Боярки, Ирпеня, Вышгорода, Вишневого, Крюковщины, Гатного, Святопетривського и других соседних городов смогут добраться на работу в Киев с большими сложностями.
Перевозчики, объединенные в Ассоциацию перевозчиков Киевщины, уже прекратили перевозки на маршрутах. Так же об этом объявили и перевозчики, не входящих в Ассоциацию.
«Первое сообщение я получил от Кабинета Министров, второе ― от Укртрансбезопасности и областной администрации. С 18 марта пригородные маршрутки не работают. До 3 апреля так точно», ― комментирует Сергей Полищук, директор транспортной компании ООО «Клайт».
В одной из групп в Facebook с хештегом #вже_ніхто_нікуди_не_їде советуют без лишней необходимости не выходить из дома, а в случае все той же необходимости добираться до города пешком.
«Сейчас огромное количество перевозчиков объявили о прекращении перевозок на маршрутах. Как мне объяснили представители перевозчиков, некоторая часть автобусов еще перевозила людей до 12:00. После 12:00 все прекратили перевозки пассажиров, так как водителям и компаниям грозят баснословные штрафы!», ― пишет киевлянин Денис Зерченко.
За нарушение норм и правил карантина Кабмин утвердил штрафы ― от 1 000 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (168 160 грн ― 504 408 грн). В некоторых случаях может грозить и арест на срок до шести месяцев, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.
Поскольку метро в столице закрыли, в Киеве ездит только наземный общественный транспорт. Но и там работает ограничение ― до 10 человек в салоне. Правда, только на бумаге.
«Водитель будет контролировать количество пассажиров. Если они не будут слушаться, водитель имеет право вызвать полицию. С полицией проводят инструктаж, она будет готова приобщиться на каждый вызов. Полиция обещает обеспечить в топ-местах посадки своих патрульных, чтобы обеспечивать правопорядок», — заявил Виктор Ляшко, замминистра здравоохранения Украины.
В-четвертых, единственный вариант ― автомобили или такси
Пока не ограничивают только движение легковых автомобилей. Поэтому поиск попутчика со своим авто или вызов такси ― чуть ли не единственные способы добраться на работу вовремя.
«Наша служба будет продолжать работать. Каждый водитель сам соизмеряет риски и заботиться о безопасности как своей, так и пассажиров. Знаю, что некоторые водители кладут для пассажиров одноразовые медицинские повязки», — комментирует Владимир, оператор службы такси «Uklon».
Доехать из пригорода в Киев помогут группы в Telegram. Вот несколько из них: группа попутчиков, которые едут в сторону Софиевской-Борщаговки (через улицу Соборная), и попутки в Ирпень, Вишневое.
Если нужно в города, удаленные от столицы, искать водителя можно на сайте BlaBlaCar. Например, из Киева в Харьков на 19 марта есть семь вариантов ― от 260 до 400 грн. Из столицы во Львов на ту же дату ― 24 поездки по цене от 300 до 480 грн.
В целом, ситуация сложная, хоть при большом желании и настойчивости доехать до пункта назначения можно. Но редакция НашКиев.UA советует вам работать из дома, как это делаем и мы :).
Читайте также: «В Киеве предлагают ввести чрезвычайную ситуацию. Что изменится?»