Война за Пейзажку, или Кому мешают писающие мальчики

Открытие «народной галереи» на Пейзажке планируется ко Дню Киева (27 мая). Однако противостояние, начавшееся с выступления художников перед аукционом 12 марта, продолжилось акциями «Пейзажная аллея – не частная галерея».

Несмотря на протесты, с 1 апреля начались работы по установке объектов KFP. Очередной всплеск возмущения произошел, когда были демонтированы 2 лавочки архитектора Милецкого с тем, чтобы на их месте установить дизайнерскую скамью. В настоящее время обе лавочки восстановлены и возвращены на прежние места. Причем теперь сами организаторы фэшн-парка, ради которого, собственно, и пытались демонтировать скамейки, вдруг забили в набат, что, мол, ремонт нужен всем старым лавочкам на аллее.

«НашКиев» провел переговоры с обеими сторонами конфликта. Автор проекта Kiev Fashion Park Александр Соколовский так прокомментировал ситуацию:

- Когда проект будет полностью реализован и представлен публике на Пейзажной аллее, можно будет делать какие-то выводы. Мы узнаем общественное мнение: если окажется, что многие люди относятся к проекту негативно (но аргументы «не хочу видеть фэшн-парк на моей Пейзажке» не в счет), я готов убрать объекты. Мне очень важно мнение авторитетных специалистов – архитекторов, дизайнеров, ландшафтников, арт-критиков… Если они скажут, что те или иные арт-объекты здесь не вписались – нет проблем: мы найдем место в другой части Киева, куда можно их перенести, чтобы они смотрелись там более органично.

Протестующие видят угрозу Пейзажной аллее в том, что проект KFP в существующем виде превратит ее в шумный Диснейленд. Это не просто зеленая зона, требующая благоустройства, но заповедная территория, часть национального культурного наследия, которая находится под защитой ЮНЕСКО. Несмотря на то, что проект А.Соколовского получил поддержку киевских властей и соответствующее разрешение, это было административным решением, а не правовым: нормативная база, регулирующая установку скульптур и малых архитектурных форм (лавок), отсутствует.

- Если место имеет общенациональное значение, решение должно приниматься на уровне государства, на основании решения экспертной комиссии (в данном случае историков и культурологов) и с учетом мнения местных жителей. Заповедники для этого и создаются – чтобы оградить культурные ценности от самоуправства, - говорит Анна Сороковая, специалист в области менеджмента художественной культуры.

Группа протеста подала А.Соколовскому список требований художественной общественности о проведении публичных слушаний, открытом конкурсе с компетентной независимой комиссией, отбирающей работы для проекта:

- Мы настаиваем на выполнении наших требований в отношении проекта на Пейзажке, которую KFP планирует застроить в обход этих условий – ведь «уже заплачено, уже согласовано, уже изготовлены таблички с именами меценатов-дарителей, раньше надо было протестовать». Вообще, для установки художественных объектов в городской среде, особенно в исторической части, условия из нашего списка являются базовыми и само собой разумеющимися. Проблема не в том, что «поздно отреагировали», а том, что организаторы KFP проигнорировали эти элементарные вещи.

А.Соколовский публично принял требования художественной общественности:

- Но это произошло уже после того, как наш проект состоялся. Ведь все работы демонстрировались в Мыстецьком арсенале, открыто обсуждались, проект широко освещался в СМИ. И вот после всего этого в день аукциона 12 марта пять человек устроили протест. Но что-то изменить было уже невозможно. На следующих этапах реализации проекта я готов слушать и принимать все критические замечания и все предложения наших замечательных художников – по организации открытого конкурса и работы компетентной комиссии, с учетом общественного мнения. Все требования, под которыми я подписался, будут выполнены – уже на следующем этапе, на участке Владимирской горки. Можно, конечно, вообще ничего не делать, чтобы в Киеве ничего нового не появлялось – тогда нечего будет и критиковать. Когда начинаешь делать какие-то интересные вещи, воспитывающие людей, появляется масса претензий. Но никто еще не пытался представить народу такие арт-объекты. И я, прежде чем это делать, советовался с достаточным количеством компетентных людей.

Сайт проекта Kiev Fashion Park дает представление о каждом отдельно взятом арт-объекте. Картинки красивые, но общий вид этих экспонатов в реальном ландшафте Пейзажной аллеи не показан. Ведь основное требование к парковой скульптуре – это согласованность с пространством, с окружающей средой. А арт-объекты KPF все вместе не выглядят как целостный парковый комплекс. Сделанные разными авторами и потом собранные в одном проекте, они просто не могли иметь единого художественного замысла и привязки к местности. И даже если кто-то находит, что дизайнерские скамейки эстетичны, они мало функциональны.

- Если бы мы делали все правильно и долго обдумывали, каким должен быть парковый ансамбль, то у нас могло бы ничего не получиться. Вероятность, что это бы купили, очень мала: ведь проект не финансируется из бюджета. А так разные люди приобрели для города понравившиеся им объекты. И наш парк будет эклектичным.

Организаторы Kiev Fashion Park и его сторонники делают акцент на популяризации Пейзажной аллеи: если она станет более известной и «модной», к ней будет приковано внимание общественности, что может помешать планам потенциальных застройщиков.
Однако не все местные жители видят в этом пользу:

- Поток туристов не будет способствовать чистоте и порядку в этом месте - будет только еще больше мусора. И для защиты от застройки Пейзажки популярность у туристов ничего не даст: защищать будут те, кому не все равно, что здесь будет установлено. А если разрешить всем спонсорам ставить малые архитектурные формы на свое усмотрение, это будет катастрофа для облика города. Лучше никаких «меценатов», чем те, кому безразлично, что и как устанавливать – лишь бы с именной табличкой.

Мамы и бабушки, постоянно гуляющие с детьми в скверике на углу Пейзажной аллеи, в принципе не против скульптурного парка с дизайнерскими скамейками – правда, оговариваются, что еще не видели проекта. А вот молодая мама, которая имеет представление об арт-объектах KFP, настроена не так благодушно:

- В городе почти нет мест, где чувствуешь себя комфортно. В детстве я много гуляла с родителями по городу. А сейчас я бы очень не хотела водить своего ребенка по аллее разноцветных писающих мальчиков. Как мне это ему объяснить? «Дяди просто пошутили, чтобы было прикольно и весело»? «Чтобы было больше туристов»? «Потому что мальчиков этих сделали «уважаемые люди»? «Просто прикольно» - это недолговечный вау-эффект. А что потом? Если выбирать «кич или ничего», то лучше «ничего». И печально, что есть только такой выбор. Крещатик уже есть. Нужен еще один?