проект кафедрального собора УПЦ МП | sobor.in.ua
История церковных расколов в Украине – тема запутанная и порой грязная. Не пытаясь рассудить, сообщим единственный важный для нашей темы факт: в начале 90-х годов часть священников Украинской православной церкви во главе с Филаретом откололась от Московского патриархата, основав Киевский и забрав с собой главный храм страны – Владимирской собор. С тех пор глава конкурирующей УПЦ (МП) митрополит Владимир служит в небольшой Трапезной церкви Киево-Печерской лавры.
Все эти годы УПЦ (МП) просила у киевской власти земельный участок для строительства кафедрального собора. Удивительно, но получен он был только в 2007 году, при нынешнем мэре – прихожанине протестантского «Посольства Божьего», выделившем почти 4 гектара на Железнодорожном шоссе. В июне 2007-го года, вместе с митрополитом Владимиром, краеугольный камень нового Свято-Воскресенского собора закладывали президент Ющенко, премьер Янукович и Леонид Черновецкий, тогда же подаривший церкви 3 килограмма золота для покрытия куполов.
Свято-Воскресенский собор будет стоять на Железнодорожном шоссе, 3
О будущем строительстве «Наш Киев» расспросил главу Синодального отдела УПЦ (МП) по вопросам архитектуры, строительства и охраны памятников церковной архитектуры протоиерея Виталия Косовского.
Почему возникла необходимость строительства кафедрального собора?
На сегодняшний день УПЦ насчитывает почти 12000 приходов – это самая большая конфессия в стране. И до сих пор у нас не было кафедрального собора. Даже воссозданный Успенский собор не позволяет требуемому количеству прихожан и священнослужителей собраться вместе. У нас около 60 архиереев. Представьте себе, какого размера должен быть алтарь! Кроме того, разрозненна вся администрация УПЦ – достаточных площадей нет даже в корпусах Киево-Печерской лавры.
Чем обусловлен выбор места?
В первую очередь, тем объемом земли, который необходим, чтобы на нем нормально функционировал административный центр со всеми синодальными отделами и иными службами. Нам нужен был такой большой кусок земли, большая территория.
Что за иные службы будут там размещены?
Будет церковная гостиница, будут благотворительные фонды (а их несколько только в управлении УПЦ). Планируется оздоровительный центр для детей, социальные службы, социальные магазины и так далее.
Коммерческие организации?
Пока мы не планируем предоставлять никакие коммерческие услуги. Но, в принципе, если будет необходимость принять участие в жизни города – предоставить гостиницу или конференц-зал для благочестивых мероприятий – то отказывать не будем.
Как бы вы описали архитектуру храма?
Я бы сказал, что это византийский стиль, хотя проект еще будет дорабатываться. Но храм точно будет величественным, я бы даже сказал, помпезным. Мы не должны только ездить в Европу и смотреть на эти грандиозные соборы, мы должны и сами творить, заниматься великим зодчеством.
протоирей Виталий Косовский, главный строитель УПЦ МП
В июне этого года по распоряжению Киевской городской администрации Градсовет собрался на внеочередное заседание, чтобы рассмотреть «проект Свято-Воскресенского кафедрального собора с административными и хозяйственными помещениями». Это внушительный комплекс на 22 000 квадратных метров, в котором, кроме собора на 5000 прихожан, проектировщики заявили резиденцию митрополита, многочисленные офисы, гимназию, духовно-просветительский центр, гостиницу для паломников, телестудию, конференц-зал на тысячу человек, спорткомплекс и подземный паркинг на 126 мест.
Проектируемая высота Свято-Воскресенского собора – 120 метров. Для сравнения: Владимирский собор – 49 м, колокольня Софийского собора – 75 м, собор святого Петра в Риме – 136 м. Рядом с храмом поставят 9-этажную колокольню.
предполагаемый вид с бульвара Дружбы народов | sobor.in.ua
Градсовет единогласно одобрил проект, рекомендовав поднять собор над уровнем соседних развязок (на возвышение, как у Андреевской церкви), сдвинуть его немного в сторону для лучшего вида с Красноармейской/Большой Васильковской улицы и уделить больше внимания пешеходной зоне. Представители городской власти в унисон обещали поддерживать строительство, среди прочего, отремонтировав подъездные пути и инженерные сети.
«Наш Киев» отправился на Железнодорожное шоссе, чтобы самостоятельно оценить обстановку. Да, подъезды обязательно нужно переделывать – добраться удалось, только 2 раза серьезно нарушив правила дорожного движения. На месте будущего собора сейчас расположен Лыбедской парк. Борцы с новостройками из saveoldkyiv , заявили про «цілком одностороннє, без компенсацій, винищення єдиної зеленої зони на величезній надурбанізованій території». Парк, по их версии , «пользуется большой популярностью среди местных жителей, офисных работников и приезжих». Сложно представить, как дорогу к нему могут найти приезжие, но посещения местных явно не идут зеленой зоне впрок – она выглядит загаженной.
Лыбедской парк
Единственный чистый участок расположен вокруг деревянной церкви Всех святых, которую УПЦ (МП) возвела на месте еще невозведенного собора. Может быть, это чистая показуха, но ухоженные дорожки и детская площадка всё же выглядят лучше грязной территории «парка общего пользования».
церковь Всех святых
Можно допустить, что самые отчаянные из защитников городской среды решатся на протесты против строительства Свято-Воскресенского храма. Но мы даже не можем нафантазировать их победу, учитывая могучие человеческие и административные ресурсы УПЦ (МП), заброшенность выделенного ей участка, поддержку властей и сочувствие большинства киевлян к «благим делам». Осенью в Лыбедском парке начнутся земляные работы. Главный корпус собора планируют закончить к 2011 году.