Ладья «потонула»: основатели Киева не выдержали зимы и времени

Знаковое, всем знакомое по открыткам, календарям, магнитам и значкам место отдыха, прогулок и праздников. В тёплые выходные дни тут то и дело бахают откупоренные бутылки с шампанским и белым-бело от невестинских нарядов. Кто бы мог подумать?



Сейчас вокруг памятника спешно устанавливают забор. Упавшие фигуры накрыли брезентом, и рассмотреть, в каком они состоянии, невозможно, поэтому, сколько времени займёт реставрация, тоже сказать трудно. Если скульптуры повреждены, восстановление может затянуться надолго, если же дело только в починке креплений — вскоре памятник снова будет открыт.





Знаменитая Ладья была установлена в 1982 году, в честь 1500-летнего юбилея Киева. Автор проекта — лауреат Ленинской премии скульптор Василий Бородай (кстати, премию он получил за памятник Родине-матери, который отлично виден с этой точки). Но есть ли вина архитектора в том, что случилось? «Вряд ли,» — считает Николай Пархоменко, первый заместитель главы Украинского общества охраны памятников истории и культуры.



— Учитывая то, что здесь цветной металл, мы предполагаем, что это результат коррозии. Коррозия понизила прочность в месте крепления фигур к постаменту, и случилось то, что случилось, — объяснил Николай Трофимович. — Понятно, что в мире ничего вечного нет. Автор сдал работу — и всё. А потом за неё несут ответственность город, органы охраны культурного наследия. В данном случае он должен находиться на балансе у главного управления охраны памятников и Киевской администрации. Так как памятник простоял 30 лет, то был спроектирован правильно, и не вина архитектора, что за это время не проводилось обследование.





Случай с символом Киева — пример нашей безалаберности и несоблюдения элементарных правил техники безопасности, принятых во всём мире. По словам Николая Пархоменко, должен существовать соответствующий регламент. Когда пользователи памятников оформляют охранный договор с органом охраны культурного наследия, то в договоре прописываются обязательства — раз в 15 лет делать капитальный ремонт, раз в 5 лет – обследование объекта. В данном случае нет пользователя, город — и собственник, и пользователь в одном лице, и что-либо обследовать не особо рвётся.





Не так давно на территории Наводницкого парка проходили работы по благоустройству, но они касались озеленения, никто не додумался обратить внимание на скульптуру. А у нас таких объектов немало.

— Это цветной металл, и нет металла, который не поддается коррозии. Вот например, памятник Голодомору только в прошлом году открыли, но фигура девочки буквально через несколько месяцев пошатнулась и упала, к ней повторно делали крепления. Причём она небольшая, немассивная. А эти фигуры весят тонны, и если бы, не дай Бог, возле памятника были люди, то это могло бы привести к трагедии, — говорит Пархоменко.

Кстати, представитель общества охраны памятников высказал и менее прагматичное, более философское мнение:

— Есть мысли, что это определённый знак нам от основателей Киева, мол: «Друзья, не все у вас так хорошо, вы сотрясаете землю и накапливаете негатив, который сказывается и на вас самих ,и на культурной недвижимости. Пора находить конструктив, искать более позитивную информацию.»



Сколько времени и средств уйдёт на реставрацию, неизвестно. Пока журналистов вокруг разрушенной Ладьи едва ли не больше, чем рабочих. Будем надеяться, что её пример заставит власти обратить внимание на проверку других важных (и тяжёлых) объектов.