Растеряли мы мозаичных полотен уже достаточно. Можно ли восстановить потерянные и как сохранить оставшиеся? Рассказываем об объектах, которые находятся под угрозой, узнаем, куда девается старая мозаика, и насколько сложно восстановить полотно.
Мозаика на Шутова, 9А
Это территория производственно-промышленного комплекса. В советские времена здесь была заводская лаборатория, теперь помещение сдают в аренду под офисы. Вестибюли трёх этажей — в мозаичных панно 80-х годов.
По своей природе мозаика очень долговечна, если она в интерьере здания. С возрастом (лет через 20-30) тессера осыпается, но потери незначительные. Это как повреждение багажа в аэропорту — бывает, никто не застрахован. Отвалившиеся кусочки смальты заменяют похожими такого же оттенка. Однако в случае мозаики на Шутова ремонт стал причиной смерти целого панно.
На пятом этаже помещение арендует школа салонного бизнеса. Под безупречным, как французкий маникюр, евроремонтом в прямом смысле похоронена мозаичная стена — одна из целой серии масштабных произведений искусства тех лет.
Руководство разводит руками, это же просто аренда и никто ответственности за это не несет. Помочь нам согласилось общество Soviet Mosaics in Ukraine. Культурологи устанавливают авторство и точные даты создания сохранившихся работ, хотя восстановить «погребенную» мозаику будет достаточно сложно.
Мозаика в лицее на Драгоманова, 9А
На Харьковском массиве таких школ с мозаикой довольно много. Мозаичная стена в лицее № 303 осыпается уже пару лет. Из-за плохой изоляции вода затекает под цементную основу.
«Да что там сохранять, плановая постройка и ничего интересного, — заявил нам директор лицея, — скололи с первым снегом».
В районном управлении образования предлагают заняться восстановлением самостоятельно: «Вот вы возьметесь за бесплатно все отреставрировать? Вы же понимаете, какие деньги нужны. Это все по схеме, тендер и так далее».
Сколотая мозаика в мешках возле мусорных контейнеров — то еще зрелище.
Фонтан рядом с Киевским дворцом детей и юношества
За несколько дней до начала ремонта фонтана мы связались с Остапом Ковальчуком, проректором по научной работе НАОМА. Он высказал оптимистичный взгляд на проблему: «Что вы, никто никуда ее не сколет, все останется как есть, не волнуйтесь».
Через пару недель фонтана уже не было. Как и мозаичных островков внутри него. Надежда на достойную реставрацию и новую мозаику еще есть, но совсем небольшая.
Внутри здания все еще находится большое количество замечательных мозаичных работ, но им опасность пока что не грозит. Разве что большое панно — там, где дети в трусиках берутся за руки — часто заслоняют большим рекламным щитом.
Мозаика художественной студии Осташинского по Льва Толстого, 5А
О студии уже не раз писали. Это помещение в центре Киева старались захватить, закрыть и сделать из него что угодно, только не детскую студию. Мозаика стала осыпаться давно, однако особенно она пострадала от рабочих, сгружавших стройматериалы на территории дворика.
Руководитель студии Паулина Мельничук рассказала , как приглашала многих деятелей культуры и депутатов на празднование годовщины знаменитой студии, но ответов так и не получила.
В следующем году у студии юбилей. Паулина Андреевна мечтает восстановить недостающие части панно и продолжить дело, начатое некогда Осташинским и его учениками. За весь период существования студии здесь училось более 5 тысяч детей. Многие из них сейчас уже взрослые, известные и знаменитые персоны, однако помнят мозаику во дворике на улице Льва Толстого такой, какая она была давным-давно.
Куда девается старая мозаика и что делать?
Реставрационная группа не так давно спасла в Соломенском районе мешок сколотой мозаики работы 80-х годов. Руководство лицея № 303 также согласилось отдать несколько из оставшихся мешков скола. И таких мешков было бы намного больше, если бы вопрос подняли раньше.
В обычных же условиях сколотая смальта просто незаметно погибает на свалках.
Восстановление мозаики — долгий, трудоемкий и дорогой процесс. Помимо собственно алгоритма нужна профессиональная команда и огромный кусок времени. В связи с этим Евгений Никифоров, автор книги «Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics», считает, что гораздо легче осветить проблему и сохранить, то что имеем, чем восстанавливать утраченное.
Владимир Прядка, преподаватель Киевского института им.Бойчука, автор многих известных монументальных работ, качает головой: «Сейчас и смальты нужного цвета в таких масштабах не найдешь. Завод по ее изготовлению на Подоле давно таким не занимается, а те, у кого она осталась, берегут ее, как зеницу ока».
«Мозаика должна жить там, где ее создали, это принципиально. Место, где ее задумал художник — самое оптимальное для ее жизни. Если ее снять и перенести в другое пространство, в новом контексте она будет «звучать» иначе» — уверена Любава Ильенко, идейный вдохновитель проекта Soviet Mosaics in Ukraine.
Мозаика может быть актуальной, как никогда, с ее гротеском, графичностью и впечатляющим масштабом. Так что давайте ее хранить!
Читайте также: «А вы нашли, где оставить машину: проблемы парковки в Киеве».