Итак, сегодня в 11:00 на ул. Белорусская, 3 открывается первая «уличная» работа столичных скульпторов Андрея и Петра Озюменко - памятник башмакам. Мы про них уже писали вот здесь – тогда ждали появление памятника Высоцкому. «Наш Киев» решил пообщаться с художниками заранее – разузнать про ботинки, про судьбу бронзового Высоцкого и вообще про их житье-бытье.
НК: Как возникла идея поставить памятник именно ботинкам?
Это одна из страховых компаний решила сделать памятник. Обратились к нам - потому что нас хорошо знают. А когда будущие заказчики посмотрели на нас, наши работы, то сразу сказали, что сначала памятник, а потом организуют выставку.
Мы создали эскиз и принесли на рассмотрение генеральных директоров. Совещались, обсуждали, и появилась идея сделать так, чтобы ботинки можно было надевать на ноги и фотографироваться. Они безразмерные, и в них будет интересно фотографироваться. Хотя мы считаем, что этот памятник можно посвятить не только страховым агентам, которые истоптали не одну пару обуви в поисках клиентов, а и всем тем людям, которые безуспешно обивают пороги бюрократов, чтобы чего-то добиться. Тема оказалась нам близкой еще и потому, что наш дедушка 25 лет был директором магазина «Взуття» на Крещатике, а мама работала дизайнером обуви.
НК: Размер какой?
72-73 сантиметра – любая нога поместится. Из бронзы, очень прикольные. Шнурки, царапунечки, каждая трещинка, каждая ниточка видна - мы их постарались сделать интересными, настоящими. На презентации будут люди из книги рекордов Украины – это самая большая пара обуви в нашей стране.
НК: Сколько вы над ними работали?
Месяца два. Сначала их слепили в глине. Потом заказчики, люди занятые, долго ехали. Потом делали восковые фигуры, видишь ? Вот это было поцарапано по восковочке. А потом восковка макается в цементный раствор и, когда застывает, в ней делаются дырки, воск нагревается и вытекает. И в цементе появляется тонкий оттиск этой бронзы. Туда под давлением вливается бронзочка. Это если очень коротко описать процесс создания бронзовой скульптуры.
НК: Это будет ваша первая «уличная» скульптура?
Да, первая. Хотя, знаете, есть памятник Андрею Первозванному, большой с крестом? Сейчас он стоит около Михайловского Златоверхого Собора, в парке. Это был заказ другого скульптора, но мы помогли его воплотить в жизнь. А «Ботинки» - это первая наша авторская работа в городе.
НК: Почему так? У вас же есть шикарные большие работы, почему не поставить их где-то в городе, чтобы радовать всех?
К сожалению, их негде ставить в Киеве. Вот приходишь в галерею, а они просят: «Дайте нам что-то поменьше и подешевле, чтобы быстрее продалось». А про работу, которая стоит миллион долларов, говорят: «Ты гений, конечно, но куда ее выставить?»
НК: Как вы работаете?
Мы работаем не на заказ, а на предложение. Прямо сейчас в голове роится туча идей, которые надо воплощать. Сделал хорошо – работа понравится людям. Сделал плохо? Твои проблемы, сам виноват, живи с ней. Мы делаем работы так, чтобы в первую очередь нам с ними хорошо и комфортно было, чтобы потом мог гордиться за них и на том свете они за тобой бегали, и ты их не боялся. А вот PinchukArtCentre – ты живешь в нем на том свете, и это ад.
НК: Мне, кстати, очень интересно, как вы относитесь к современному искусству?
Пожалуйста, пусть оно бегает за тобой на том свете: акулы и скелет. Современное искусство – это осквернение человека, его мыслей, обоняния, осязания. Многие люди говорят, что когда выходят с выставки современного искусства, то их тошнит, хочется принять душ, помыть руки. Мы же создаем человечное искусство, которое можно прикладывать к ране, исцелять болезни. Понимаете?
НК: Почему же до сих пор не установили ваш памятник Высоцкому? Уже три года прошло, а его все нет.
Много причин, на самом деле: во-первых, была «економічна криза», во-вторых, изменилась политическая ситуация не только в стране, но и в Киеве. Но вот совсем недавно нам перезванивали «сверху», говорили, что они опять поднимали этот вопрос, потому что появились спонсоры. Но пока это только разговоры, их же самих постоянно спрашивают, когда будет памятник?
Наша идея хороша тем, что наш памятник понравился людям, ее киевляне одобрили, а не где-то там в Верховной Раде. Конкуренты почему проиграли? Потому что бросились в инновации. Они делали Высоцкого «рожающего» гитару и творчество, Высоцкого, сбрасывающего цепи, Высоцкого, сбрасывающего крылья и отрекающегося от советской власти, Высоцкого, рвущего на себе гимнастерку, обвязанного колючей проволокой. Никто это не почувствовал, не понял. А нашего поняли. Как коренные киевляне мы всегда мечтали создать что-то для нашего родного города – наконец она осуществилась, и мы очень рады такой возможности.