Метро в разрезе: подглядываем за ремонтом эскалатора на «Политехе»

Подобные ремонты регулярно выполняются на всех станциях, но на «Политехе», открытом в 1963 г. и имеющем 3 эскалатора, во время ремонта всплывает одна неприятная особенность. В обычном режиме работы станции в утренний пик поток людей на выход такой, что приходится задействовать все 3 машины: две на подъем и одну на спуск. Точно такая же ситуация и на соседней «Вокзальной», где последний ремонт эскалаторов проходил всего пару лет тому назад. Значит, если один из эскалаторов останавливается на ремонт, придется чем-то жертвовать.

Оставить один эскалатор на спуск и один на подъем нельзя: один эскалатор не сможет вывезти весь поток снизу, и люди постепенно будут накапливаться на платформе. В худшем случае это закончится чьим-то падением на рельсы. Значит, оба эскалатора на подъем придется оставить, а вход на станцию в утренний пик ограничить. Это мера неприятная, но вынужденная: лучше создать толпу в открытом пространстве или потратить лишнее время на дорогу к соседней станции метро, чем создать потенциальную толкучку под землей. Это неписаный закон. Кстати, именно из-за постоянного накопления людей на станции был построен второй переход между «Крещатиком» и «Майданом». По этим же причинам так остро необходим второй переход между «Театральной» и «Золотыми воротами». К сожалению, не везде и не всегда этот закон выполним, и это очень плохо, но там, где изначально можно избежать большой толпы на станции, выбор может быть только один. По современным строительным нормам на станциях глубокого заложения с одним выходом должно быть не менее 4-х эскалаторов, но на старых станциях с 3-мя машинами что-то кардинально изменить уже очень сложно.

Почему ремонт эскалатора длится месяц-два? Тоннельный эскалатор — достаточно сложная машина с огромным числом подвижных деталей: на том же «Политехе» одних только ступенек почти 600, а различных подшипников — около 10 тыс. В отличие от поэтажных эскалаторов, которые мы видим в различных торговых центрах, большая длина тоннельных эскалаторов накладывает особые требования к прочности и надежности их конструкции. При этом, многие детали подвержены значительному износу: если эскалатор будет работать непрерывно, то за год лестничное полотно пройдет 28 тыс. км. Капитальный ремонт таких эскалаторов, которые установлены на «Политехническом институте», необходимо выполнять через каждые 170 тыс. км. Наконец, эскалатор — очень ответственный механизм: к примеру, от поломки одного из вентиляторов жизнь пассажиров не окажется под прямой угрозой, а в случае поломки эскалатора последствия могут быть очень неприятными: истории аварий с летальным исходом были и на постсоветском пространстве, а недавний случай с оборвавшимся поручнем на «Золотых воротах», который травмировал человека, - лишь очень легкий пример возможных последствий. Так что от состояния всех деталей эскалатора зависит очень многое, а учитывая их количество, за одну ночь заменить все не получится.

Во время капитального ремонта эскалатор разбирается практически полностью в четко определенной последовательности: вначале демонтируются ступеньки, затем тяговые цепи, которые тянут лестничное полотно, направляющие, устройства, отвечающие за работу поручней, тяговый двигатель, тормоз, вспомогательный привод, валы редуктора и многое другое. При этом на месте остаются несущая металлоконструкция эскалатора и ряд других частей машины, которые также проходят осмотр и ремонт. На бумаге описание процесса ремонта и обслуживания эскалатора занимает не один десяток страниц.

На днях на «Политехническом институте» завершился демонтаж деталей ремонтируемого эскалатора. Практически все из них сейчас вывезены в мастерские эскалаторной службы, которые находятся на территории электродепо «Дарница». Каждую деталь необходимо разобрать, очистить от грязи и мусора, осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить содержимое, подкрасить и собрать заново. Проблема накопления мусора очень актуальна: на подошвах обуви люди заносят с улицы множество грязи, которая частично остается внутри эскалатора. Некоторые составляющие (реагенты для борьбы со льдом) приводят к коррозии металла. Как показывает практика, во время капитального ремонта приходится менять до 50% покрытия ступенек - оно изнашивается больше всего.

После тотальной проверки и ремонта деталей эскалатора они устанавливаются на свои места в обратной последовательности. При этом по завершению всех работ на эскалатор можно будет пустить пассажиров только после целого комплекса проверок, обкатки и приемки контролирующими службами.

P.S. Самый длинный в Киеве эскалатор установлен на ст. «Крещатик» (между станцией и выходом на ул. Городецкого). Высота подъема - 65,8 м., количество ступеней - 715/743. Эскалатор изготавливался по спец. заказу (для эскалаторов типа ЛТ-2 максимальная высота подъема - 65 м).

P.P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

Подготовил Олег Тоцкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

По рельсам в Пущу: самый красивый трамвайный маршрут Киева

«Заброшенный город»: диггеры в самом масштабном подземном объекте Киева

Подземные толчки: концерт на глубине 90 м под центром Киева (фото, видео)

Удобства под землей: туалеты в туннелях метро

Прекрасная мерзость запустения: интерьеры заброшенных старинных домов Киева

Здесь был Гашек: пробираемся в заброшенный отель «Прага»

Большое видится издалека: 111 взглядов на Киев с высоты его крыш