В воскресенье, 6 января, Православная церковь Украины стала автокефальной ― митрополиту Епифанию вручили Томос. Если бы не это историческое событие, мы, возможно, и не узнали бы, что такое настоящая церковь, а не агентура в рясах. А какой была церковь в СССР? Похоже ли нынешнее «московское православие» на нее? Рассказываем, что шпионы ЦРУ в 1950-х докладывали о религии в СССР.
Задача ― искоренить
В апреле 1955 года агенты ЦРУ писали, что Советское правительство с момента своего создания проводило непрекращающуюся антирелигиозную кампанию. Несмотря на это, народ по-прежнему оставался глубоко религиозным. Правда, за последние 15 лет, как отмечали шпионы, все конфессиональные группы в СССР перестали оказывать активное сопротивление правительству. Небольшие противостояния наблюдались в 1930-х годах лишь на юге страны, но все их успешно устранили.
В 1930-1945 годах церковное имущество было разграблено. Не осталось ничего, кроме алтарей и икон. Иногда назначались комиссии, которые проводили ревизию всего имущества и передавали его местным властям на хранение. Но обычно подсчетом добра никто не занимался до тех пор, пока большая его часть не была разворована. Множество церковных зданий использовали для других целей, купола разрушали, а колокола и кресты ― демонтировали.
Согласно перспективному плану гонений, Советское правительство планировало полностью искоренить религию. Но сделать это не получалось, поскольку во время Второй мировой войны даже атеисты стали просить Бога о помощи в борьбе с врагом. Политбюро, таким образом, во время войны было вынуждено меньше преследовать церковь. Вместо этого оно попыталось заставить ее служить правительственным целям, то есть себе же на благо. Так, религиозный контроль в СССР стал понемногу ослабевать.
Что было после войны
В 1953 и 1954 годах Советское правительство вновь усилило преследование церкви, понимая, что во время войны слишком много людей ударились в религию. Многие члены Компартии крестили своих детей в церкви, высокопоставленные партийные чиновники посещали службы, а члены Комсомола венчались в церквях. Все это возобновило пропаганду. Хотя уже в начале 1955 года она чуть ослабла, потому что правительство было больше занято другой пропагандой ― против Запада. Да и советские лидеры нуждались в поддержке церкви так же, как и Сталин в свое время, поэтому и использовать ее стали таким же образом.
Как отмечали шпионы ЦРУ, в 1950-х годах 99% всех служителей церкви были агентами КГБ или МВД. Не членами, а именно завербованными агентами, которые в тех условиях были вынуждены сотрудничать с правительством. Большинство настоящих священников уничтожили еще в 1930-1937 годах, и выжило только порядка 10% от их первоначального числа.
Агенты ЦРУ не брались оценивать степень власти завербованных священников над своими прихожанами, но отмечали, что жители деревень ходили в церкви только когда позволяли обстоятельства. В то же время в больших городах прихожане посещали церкви регулярно и больше общались со священниками.
Шпионы писали, что с каждым годом число верующих в СССР росло. Правда, сотрудникам Компартии верить в бога по-прежнему запрещалось. Дети в большинстве советских семей были крещеными. И если глава семьи был членом Компартии, то, как правило, детей крестили близкие родственники. Так глава семьи мог делать вид, что ничего об этом не знает. В противном случае он потерял бы доверие Партии и оказался бы в затруднительном положении.
В целом, терпимость к религии была очень выгодна для советского правительства. Во время войны церковь подстегнула патриотизм, восхваляя Сталина и военные усилия, и прихожане были уверены, что после войны жизнь улучшится. Поэтому Советское правительство всячески подчеркивало, что оно не преследует религию, а действует только против врагов народа, которые прячутся за церковью.
Шпионы ЦРУ даже писали, что Георгий Маленков, председатель Совета министров СССР, на встрече с Патриархом Алексием I в декабре 1954 года дал последнему указания читать в церквях лекции против западного империализма и новой опасности нападения на Матушку-Россию и Русскую Церковь. Ввиду политических поражений, которые понесли Советы на Парижской конференции, Алексию, вероятно, указали снова использовать влияние церкви, чтобы объединить народ вокруг правительства.
Читайте также: «Киев 1950-х: как шпионы ЦРУ описывали жизнь в столице»