Места 16.08.2013

Какими могли бы быть и какими стали станции киевского метрополитена, ч. 4-я

Киевский метрополитен - это уникальное собрание различных архитектурных и технических приемов, и каждый пусковой участок - своеобразное отражение своего времени. За прошедшие годы в облике станций что-то было утрачено, что-то изменилось, а что-то добавилось (реклама не в счет ;). По каждой из них можно рассказать свою историю; об одних станциях много, о других - не очень. Продолжаем начатый в предыдущих публикациях (часть 1-я,  часть 2-я, часть 3-я ) рассказ о том, каким мог стать, каким стал и как изменился киевский метрополитен.

Подготовил Олег Тоцкий.  

Если бы у меня спросили, какая из станций Киевского метро наиболее сильно пропитана идеологической составляющей советской эпохи, я бы не задумываясь назвал "Театральную". И в хорошем, и в плохом смысле. В плохом - из-за потерянного ради идеологии изначального проекта, в хорошем - за тот вестибюль, который получила станция.

"Театральная" - станция с необычной историей. Изначальные проекты были гораздо ближе к театрам, нежели прежнее название станции "Ленинская", однако по иронии судьбы станция получила оформление целиком и полностью связанное с вождем Октябрьской революции, но при этом носит название "Театральная".

Необычна также история строительства станции - "Театральная" была встроена в действующую линию между "Крещатиком" и "Университетом", и строилась специально ради обеспечения пересадки на Сырецко-Печерскую линию.

Вначале традиционная краткая характеристика станции.

Станция "Театральная" была открыта 6 ноября 1987 г. Варианты проектных названий - "Ул. Ленина", "Театральная". Название на момент открытия станции - "Ленинская". Современное название станция получила в 1993 г. от расположенных поблизости Национальной оперы Украины и Русского драматического театра им. Леси Украинки. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Как уже было сказано выше, "Театральная" является частью пересадочного узла между Святошинско-Броварской и Сырецко-Печерской линиями.

Архитекторы: Н. Алёшкин, А. Крушинский, Т. Целиковская.
Художник-скульптор: А. Кущ.

Пассажиропоток на вход - 17,8 тыс. пассажиров в сутки. Сколько десятков тысяч перемещается через пересадку - можно только догадываться. Вообще, в часы пик пересесть с "Театральной" на "Золотые ворота" достаточно проблематично и существующий пересадочный узел уже давно нуждается в расширении.

Первые разговоры о строительстве второго перехода на "Золотые ворота" начались еще в 2007 г., но на текущий момент по-прежнему нет даже проекта будущего перехода, поэтому говорить о сроках его строительства, как и сроках появления второго выхода, для которого был оставлен задел в торце станции, пока преждевременно.

В 70-е годы, когда проектировалась Сырецко-Печерская линия, остро встал вопрос организации пересадочных узлов с уже существующими линиями. И, если возможность пересадки с Куреневско-Красноармейской линии была изначально заложена на станции "Площадь Льва Толстого", то со Святошинско-Броварской все было не так однозначно.

В 1940-е годы при планировании сети метрополитена предполагалось, что третья линия метро будет пересекать первую в районе станции "Университет" с пересадкой на станции "Ул. Коминтерна", но при непосредственной разработке проекта трассировка Сырецко-Печерской линии была скорректирована и станция "Университет" оказалась на значительном отдалении от основной трассы, что потребовало бы строительства слишком большой и неудобной загогулины на линии. Кроме того, широкие пилоны "Университета" и его короткий центральный зал явно не располагали к перемещениям большого количества людей.

Вариант завести линию через "Крещатик" также не выдерживал никакой критики, т.к. последняя и без того была перегружена. В результате был выбран третий вариант: построить между "Крещатиком" и "Университетом" новую станцию и уже на ней организовать пересадочный узел.

Кроме решения проблемы пересадки, новая станция также заполняла давний пробел в виде исключенной из проекта первой очереди станции рядом с Оперой.

В материале использовалась информация с официального сайта метрополитена, неофициального сайта и форума киевского метро, Википедии, из книги К.Козлова «Киевский метрополитен», а также архивные материалы, добытые 81412 и др. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе «Киевметростроя» за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Метро, которое не случилось: какими могли бы быть станции киевского метрополитена

Какими могли бы быть и какими стали станции киевского метрополитена, ч. 2-я

Какими могли бы быть и какими стали станции киевского метрополитена, ч. 3-я

Подземные толчки: концерт на глубине 90 м под центром Киева (фото, видео)

Ма-а-аленький такой ядерный реактор: секретные объекты Киева

«Заброшенный город»: диггеры в самом масштабном подземном объекте Киева

«Он знает ходы под землей»: что ждет метро после «Теремков»?

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com