«Он знает ходы под землей»: что ждет метро после «Теремков»?

100% верного ответа мы с вами не придумаем, т.к. он известен лишь правительству и горадминистрации, однако оценить вероятности начала строительства того или иного объекта можем. Заодно попытаемся собрать вместе всю появившуюся за последние месяцы информацию.

Чтобы нам было проще ориентироваться, напомню две картинки со схемой перспективного развития метро. Первая с оф. сайта метро отражает планы по старому генплану:


Рассмотреть карту подробно можно ЗДЕСЬ.  

Вторая - по новому, но еще не утвержденному генплану. На этой картинке есть ряд неточностей (в частности, по расположению станций), поэтому из нее можно почерпнуть только основную суть:


Рассмотреть карту подробно можно ЗДЕСЬ

Подольско-Вигуровская линия (ПВЛ) («метро на Троешину»)

Самым ожидаемым и востребованным проектом после Теремков была 4-я линия, которую жители ж-м Троещина ждут как манны небесной. Звучали угрозы сразу после Теремков перекинуть проходческие щиты на Подол и начать работы по сооружению линии уже осенью этого года. Кроме того, этой же осенью предполагалось начать строительство станции «Радужная» (а весной следующего года уже закончить), т.к. она будет расположена в насыпи автодорожной трассы Подольского мостового перехода и построить ее необходимо заранее.

Но ничего из перечисленного пока не произошло. На Русановских садах еще продолжается снос домиков, и места под весь котлован «Радужной», видимо, не будет еще долго. Проходческие щиты слегка притормозили перед Теремками под развязкой на Одесской площади, и осенью мы уже не увидим даже сбоек с «Теремками». Плюс еще необходимо время на то, чтобы демонтировать щиты.

Но дело не только в том, что щиты еще не освободились. На самом деле начинать строить ПВЛ можно и нужно и без этих щитов: от даты их старта косвенно зависит только станция «Подольская», по остальной трассе работы хватает и без них. Другими словами, если бы действительно хотели начать строительство уже сейчас, его бы начали. Судя по всему, на начало строительства этого непростого объекта банально нет денег: прекрасное свидетельство тому Подольский мост, на котором пару лет назад хоть и возобновились работы, но процесс движется медленно и сроки пуска постоянно сдвигаются. Еще один шикарный пример - «Ипподром» и «Теремки». Реальные деньги на эти объекты метрострой увидел только в конце лета - начале осени.

На фоне деклараций о намерении поскорее начать строительство ПВЛ не менее странно выглядит недавнее подписание меморандума о сотрудничестве с «Внешэкономбанком», который фактически должен выступить в роли консультанта по привлечению инвестиционных денег на строительство линии. По этой схеме начало реальных работ раньше второй половины следующего года вообще вряд ли начнется. Каким образом согласуются планы начать строительство уже этой осенью с планами по привлечению инвестора - не понятно.

Будет ли начато строительство ПВЛ в ближайшее время, судить сложно. Полгода назад все выглядело намного оптимистичней, сейчас же с проектом много неопределенности.

Станция «Львівська брама»

Вечный недострой. Работы здесь хватит на пару лет так точно, т.к. станция должна иметь два эскалаторных тоннеля с промежуточным вестибюлем. Строительство выхода со станции позволило бы значительно улучшить транспортную ситуацию в районе Львовской площади. Это все понимают, но станция уже почти 20 лет лишь числится на балансе метрополитена, и в ее отношении постоянно звучит отмазка «не нашли инвестора для реконструкции площади» или «не определен проект реконструкции». Странная ситуация, если честно. На худой конец можно было б давно построить выход, а реконструкцию площади уже потом подвязать под построенное. Но тогда очередной подземный торговый центр туда потом вряд ли удастся всунуть.

Недавно вновь зазвучали планы о начале работ по сооружения выхода со станции в 2013 г. Правда, что решили с реконструкцией площади, не ясно. В принципе, вероятность начала строительства выхода со станции в этот раз достаточно высокая, т.к. из вполне достоверных источников известно, что конкретики в этот раз больше. В общем, будем посмотреть.

Станция «Теличка»

Наиболее простой объект из всех возможных: нужно только сделать выход и отделку на станции. Однако делать это сейчас абсолютно бессмысленно: вокруг - глухая промзона. По моим оценкам, открывать станцию сейчас все-таки не будут: для формального открытия «для галочки» «Теличка» вполне бы подошла, но народ еще слишком хорошо помнит недавнее бессмысленное — ради пустого пиара — открытие «Красного хутора».

Виноградарь

Неожиданно зазвучали планы в ближайшее время продлить Сырецко-Печерскую линию (СПЛ) в сторону ж-м Виноградарь, хотя ранее эту часть линии предполагалось доводить до ума только после Троещины. Как и ранее, для завершения этой части линии предполагается построить еще 3 станции («Мостицкая», «Виноградарь» и «Синеозерная») со вторым депо на линии. У многих вызывает недоумение, почему линия метро должна пройти по югу массива. Ответ кроется в генплане: южнее просп. Правды должна быть построена вторая часть массива, и тогда метро окажется практически по центру жилой застройки.

По предварительным расчетам, построить этот участок можно в течение 4-5 лет. При этом звучали обещания строить Виноградарь параллельно ПВЛ, но, как мне кажется, потянуть сразу два больших проекта у бюджета пупок развяжется. Активность с Виноградарем пока больше напоминает проработку вариантов дальнейшего строительства метро, если с ПВЛ вновь будет задержка. Более того, недавно в СМИ прозвучала информация, что таки да, ПВЛ отложили до 2015 г., а вместо нее сейчас займутся именно Виноградарем. Тем не менее, этот проект весьма востребован; недаром неоднократно звучало удивление, почему по предыдущим планам его собирались развивать только после Троещины.

Итог: судя по активности вокруг этого проекта, вероятность его скорой реализации весьма высока, особенно если ПВЛ вновь отложат в сторону.

Дарницкий вокзал

В отличие от Виноградаря, у восточной оконечности СПЛ перспективы продолжения крайне туманны, и в ближайшее время здесь вряд ли что-то изменится. Во-первых, в новом генплане безумную загогулину к Дарницкому вокзалу уже практически отправили в топку, во-вторых, о продолжении этой части линии в последнее время никто не говорит.

Теремки-2

В этом году прозвучали неопределенные планы строительства ответвления Куреневско-Красноармейской линии в сторону ж-м Теремки-2. Пока это больше напоминает разговоры, т.к. конкретики по этому направлению пока не звучало. Тем не менее, полностью исключать возможность строительства этого участка в каком-то ближайшем будущем нельзя (ранее его также собирались где-то после Троещины). Тем более, что участок мелкий, станций всего две и построить его будет легче, как технологически, так и для бюджета.

Станция «Одесская»

Перспективная станция за «Теремками». Сейчас острой необходимости в ней нет, разговоров о ее строительстве - тоже.

Станция «Новобеличи»

Еще одна станция, которая сейчас мало кому будет нужна. По планам она должна располагаться рядом с одноименной остановочной платформой железной дороги (т.е. в стороне от основного массива) с организацией пересадочного узла. Однако одна пересадка на этом ж-д направлении уже есть (на ст. «Святошин»), и необходимость ее глобальной разгрузки, как мне кажется, не очевидна. Тем не менее, в СМИ совсем недавно заговорили со ссылкой на КГГА о скором строительстве этой станции с открытием в 2014 г. Если это так, то это печально: в городе сейчас есть более приоритетные проекты.

Подготовил Олег Тоцкий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Замуровали!». Какие они - подземные реки Киева

Дорога в никуда: заброшенные тоннели метро

Глубокое проникновение: спускаемся в шахты Киева

Подземные толчки: концерт на глубине 90 м под центром Киева (фото, видео)